Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Семейному консультированию".
53. Модель консультативной психологической помощи семье. По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ребенку пли подростку. По своему характеру психологическая помощь может состоять: а) в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.: б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении: д) в осуществлении психотерапевтических, психокоррекционных воздействий. Консультативная помощь в рамках диагностической модели, без сомнения, полезна, но не самостоятельна. Она позволяет консультанту помочь своему клиенту осознать всю глубину проблемы, но дальнейшая судьба клиента выпадает из тюля действия консультанта. Социальная модель, особенно если она применяется в условиях социалистического обществ», обладает значительным потенциалом, так как направляет усилия, консультанта на изменение важнейших обстоятельств труда и быта клиента, однако, взятая изолированно, может порождать и рентные установки. Медицинская модель оправдывает себя в ситуации выраженных психических расстроит членов семьи, которые сами по себе не поддаются или с трудом поддаются психотерапевтическому лечению. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов. Цель консульт. - работы не в том, чтобы прививать высокие моральные стандарты, сколько ч том. чтобы укрепить возможность у членов семьи им следовать.
57. Модель интегративной семейной терапии
А.В. Черникова. Ее главная задача
состоит в
"интегрировании" и развитии основных
концептуальных парадигм широкого спектра
системно-
ориентированных направлений семейной
терапии. Модель развивает подходы, ориентированные
на
семейную историю и на структуру/процесс
семьи. Интегративная модель „объединяет
пять групп идей о семейной системе.
Она показывает, что на,
семейную систему" можно взглянуть
с точки зрения ее структуры, коммуникаций,
стадий развития
жизненного цикла семьи, семейной истории
и функций ь ней проблемного поведения и
симптомов. Выбор
именно этих пяти параметров для интегративной
модели не случаен. Репрезентативная диагностическая
модель семейной системы должна, во-первых, описывать некоторые
инвариантные
относительно стабильные характеристики,
системы, касающиеся прежде всего се строения
и
взаимоотношения элементов, во-вторых, анализировать
процессы в семье в настоящий момент, в-третьих,
учитывать проблемы изменения и трансформации
семейной системы, в-четвертых, демонстрировать,
как
система пришла в данную точку своего
развития и, наконец, в-пятых, показывать логику
проблем и
дисфункций семейной системы, их взаимосвязь
с другими ее параметрами. Этим пяти задачам
и отвечают
пять параметров интегративной модели,
являющихся основными ее составляющими.
54. Структурированные задания во время сессии. Обоснование. Структурированные задания, выполняемые клиентами непосредственно на сессии могут служить в качестве образовательного и диагностического средства или орудия терапевтической интервенции. Совместная работа семьи над конкретным заданием на сессии дает семейному терапевту следующие преимущества: а)задействует сопротивляющихся членов семьи; б) способствует привлечению к выполнению заданий тех, кто, возможно, не является вербально-ориентированным; в)помогает конкретной работе с теми вопросами, с которыми семья обратилась за помощью процедура. Психотерапевт просит семью выполнить отдельное упражение или серию упражнений. Затем она покидает кабинет и занимает место наблюдателя за односторонним зеркалом. Обычно предлагают следующие задания: 1) Закажите еду (например, обед), используя какой-то ограниченный набор блюд, например, одно блюдо из мяса, два овощных салата, какой-то один напиток и один десерт. Семья обсуждает меню и договаривается о выборе, который устроил бы всех 2) Обсудите и решите, кто в вашей семье выглядит наиболее начальственно, кто самый большой нарушитель спокойствия, самая большая плакса, самый большой бездельник. 3) 3 вашем распоряжении есть некая сумма денег. например, двести долларов - как вы ею распорядитесь? Полученная информация обрабатывается на основе следующих факторов: лидерство (кто является направляющей силой, делает заключение, вводит в заблуждение), запрос на лидерство, поведенческий контроль (кто контролирует кого), руководство : выполнении заданий, поддерживающие замечания, предложения, соглашения, агрессия, привязанное:::, скрытый контроль. Кроме этого в ходе выполнения упражнений клиентами можно выявить стили общения, родительско-детские коалиции и семейные правила. Использование. Данная техника может быть применена в работе с супружескими парами и семьями. При использовании в диагностических целях техника высвечивает образцы общения, правила и организацию семейной системы. Как орудие психотерапевтической интервенции техника немедленно вовлекает клиентов в процесс продуктивной работы по изменению их семейной системы в позитивном направлении. Если, кроме всего прочего применять здесь тесты групповой динамики, то семейные коммуникационные паттерны могут быть оценены более объективно.
59.Гуманистическая семейная
терапия: открытое общение и модель
открытого брака.
Гуманистическая
психотерапия основывается на следующих
предположениях : 1. Лечение есть встреча
равных людей «энкаунтер», а не лекарство,
прописываемое специалистом. Оно помогает
пациенту
восстановить свой естественный рост
и чувствовать и вести себя в соответствии
с тем, какой он есть на
самом деле, а не с тем, каким он должен
быть, по мнению других. 2. Улучшение у пациентов
наступает само
по себе, если терапевт создает правильные
условия. Эти условия способствуют осознанности,
самопринятию и выражению пациентами
своих чувств. Особенно тех, которые они
подавляли и которые
блокируют их рост. Как и при психодинамическом
подходе, терапия способствует инсайту.
однако в
феноменологической терапии инсайт - это
осознание текущих чувств и восприятий,
а не бессознательных
конфликтов. 3. Наилучший способ создания
этих правильных (идеальных) условий -
установление
отношений, при которых пациент чувствует
безусловное принятие и поддержку. Терапевтические
изменения достигаются не вследствие
применения специфических техник, а вследствие
переживания
пациентом этих отношений. 4. Пациенты
полностью ответственны за выбор своего
образа мыслей и
поведения. Открытый брак: традиционная
семья, в которой супруги допускают увлечения
и интимные связи
на стороне. Варианты могут быть всевозможные:
от маскировки измен под угрозой разрыва
до открытого
обсуждения "похождений" каждого
из супругов. В предельном варианте это
может быть общесемейным
увлечением, вплоть до совместного участия
в групповом сексе. Принципы открытого
брака, создающего
наиболее благоприятные условия для личностного
роста партнёров: 1 Принцип реальности,
"здесь и сейчас':
2. Уважение к личной жизни партнёра; 3.
Открытое общение - не "'читать мысли"
другого, а открыто
говорить о своих чувствах и желаниях;
4. Подвижность в исполнении семейных ролей:
5. Равноправие; 6.
Доверие; 7. Аутентичность - знать себя
и свою цену, ценить право другого жить
согласно своим
представлениям; 8. Открытое партнёрство
- каждый имеет право на собственные интересы
и увлечения.
Открытое общение - желание и умение выразить
полно свою точку зрения и готовность
учесть позиции
других. Закрытое общение - это нежелание
либо неумение выразить понятно свою точку
зрения,, свое
отношение, имеющуюся информацию.
58. Чтение вслух в супружеской терапии. Обоснование
- это техника, регулирующая
поведение и общение. Супружеская пара,
которая нуждается в психотерапии из-
за возникших семейных неурядиц, обычно
испытывает проблемы с вербальным общением.
Супруги либо
вовсе перестают разговаривать, либо их
разговоры сводятся к спорам, бесконечному
повторению старых
аргументов, появляется даже желание и
вовсе избежать какого-либо общения. В
качестве упражнения
супругов просят читать друг другу вслух
в промежутках между сессиями, по заведенному
распорядку,
тексты из книг, посвященных взаимоотношениям
супружеских пар. Чтение вслух помогает
супругам сконцентрироваться на слушании
друг друга. Процедура После того
как семейная пара представит психотерапевту
достаточно информации о
самих себе, чтобы можно было сформулировать
первоначальную гипотезу о причинах конфликта,
психотерапевт начинает давать инструкции
по технике "чтение вслух" После того,
как процесс переговоров с поддержкой
психотерапевта успешно завершен, супругов
просят проанализировать, чем предыдущие
переговоры, проходившие без вмешательства
терапевта, отличались от нынешних. Во
время обсуждения психотерапевт оценивает
любой конфликт, возникающий относительно
достигнутого на первой встрече соглашения,
используя содержание прочитанной книги. Использование
Задание может принести пользу н нескольких
аспектах: 1. Дает нужную для терапевта
информацию. 2. Незамедлительно дает супружеском
паре пример их коммуникативных проблем
и компетентности семейного терапевта
в их разрешении. 3. Сразу же включает семью
в обучение на основе собственного опыта,
оказываясь хорошей моделью для последующего
терапевтического процесса. 4. Максимизирует
вероятность тою, что супружеская пара
успешно справится с первым заданием и
таким образом создает оптимистическую
установку по отношению к терапевтичекому
процессу, будет положительно смотивирована
для участия в нем и приобретет веру в
успех на выходе. 5. Расширяет знания супружеской
пары в области семейной конфликтологии,
тем самым повышая их психотерапевтическую
компетентность.
60. Обучение осознанию выбора. Обоснование является
когнитивной
процедурой, которая основывается на представлении
о том, что люди могут осуществлять выбор
почти во
всех ситуациях их жизни. Люди - существа
разумные и принимают решения на основе
своею рационального
мышления. Техника может использоваться
в работе с парами, которые жалуются на
скуку или отсутствие смысла жизни и направлена
на обогащение качества их совместной
жизни. В процессе работы над техникой
супружеской паре помогают
понять, что то, что они говорят и делают
основывается на их собственном выборе,
и поскольку они могут
мыслить, они в состоянии контролировать
свои высказывания и действия. 5.
вариантов осознания выбора: забота, следование
правилам, наслаждение, сожаление и размышление.
Поэтому любую ситуацию, влияющую на поведение,
надо рассматривать как выбор из пяти
предложенных
вариантов, причем одно и то же действие
может относиться к разным или сразу к
нескольким вариантам.
Например, поцелуй может выражать заботу,
приветствие или сексуальное наслаждение.
Нельсон обозначил
данные выборы как "ОК" или "OD".
Когда выбор помогает выстраивать положительные
взаимоотношения
он обозначается "ОК". Процедура Терапевт начинает
с короткого
вступления, информируя клиентов о том,
что они отвечают за свое поведение, и
в основе их поведения лежат те выборы,
который осуществляет каждый по поводу
того, что ему делать. Это межно продемонстрировать,
например, попросив их ущипнуть себя за
руку. Обсуждение обнаружит, что думают об этом,
делать этого или нет, как сильно щипать
и в конце концов совершают свой выбор
- как действовать в этой ситуации.
Затем терапевт объясняет разницу между
положительными (ОК) отрицательными (OD)
выборами. После того, как пара поняла
концепцию, начинает работа, направленная
на помощь в установлении специфики процесса
выбора и увеличение доли ( выборов в их
поведении. Использование: Эта техника
может быть использована на любой стадии
терап. Супружеская пара может пытаться
вести диалог с активным разыгрыванием
ролей или без такового. .(терапия будет
более эффективной, если пары также используют
выборы OD. негативные сверхтребовательные).
Наиболее важным является то. что эта техника
помогает паре осознать выборы, которые
они делают и их конечную цель. Этим супруги
также как бы сообщают друг другу, что
о оба интеллигентные думающие люди, которые
могут контролировать себя и отвечать
за свое поведет Техника полезна в преуменьшении
роли властной силовой борьбы в супружеских
взаимоотношениях.
1.Сущность системного подхода к семье. Особенности семьи как системы.
2.Техника "Воспоминания" в семейной терапии
3.Теории выбора брачного партнера.
4.Техника "Семейные фотографии" в семейной терапии
5.Структурная семейная терапия С.Минухина: теоретические конструкты и основная идея.
6.Техника "Семейное кукольное интервью"
7.Структурная семейная терапия С.Минухина: оценка семейных отношений.
8.Техника "Если бы я был..." в семейной терапии
9.Структурная семейная терапия С.Минухина: цели и техники вмешательства
10.Техника "Создание аналогичных ситуаций"
11.Стратегическая семейная терапия Дж.Хейли: основные идеи и практика.
12.Техника "Прояснение ценностей"
13.Стратегическая семейная терапия Дж.Хейли: теоретические конструкты и основная идея.
14.Обоснование и процедура использования техники "Пустой стул" в семейной терапии
15.Стратегическая семейная терапия Дж.Хейли: оценка семейных отношений.
16.Обоснование и процедура
использования техники "
17.Стратегическая семейная терапия Дж.Хейли: цели и техники вмешательства
18.Обоснование и процедура
использования техники "
19.Стратегическая семейная терапия Дж.Хейли: прямые задания и пародоксальные директивы
20.Обоснование и процедура
использования техники "
21.Трансгенерационная
22.Обоснование и процедура
использования техники "
23.Трансгенерационная
24.Обоснование и процедура
использования техники "
25.Трансгенерационная
Информация о работе Шпаргалка по "Семейному консультированию"