Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:54, шпаргалка
1.Предмет социальной психологии. Специфика объекта и предмета социологии и социальной психологии. Специфика объекта и предмета общей психологии и социальной психологии.
...
14.Понятие коммуникативной деятельности, ее основные структурные компоненты. Значение и смысл в процессе коммуникации (Леонтьев).
Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется, так или иначе, всеми исследователями. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
8.Перечислите основные классификационные схемы функций общения, раскройте их содержание (Журавлев)
Коммуникативная - это различные формы и средства обмена и передачи информации, благодаря которым становятся возможными обогащения действий и взаимопонимание людей (связь человека с миром во всех формах деятельности). Она осуществляется с помощью языка, является необходимым условием преемственности и развития, социального и научного прогресса человечества, индивидуального развития личности. Обмен информацией, что происходит между людьми в различных видах деятельности, обеспечивается коммуникативной функцией общения. Контакты между людьми не ограничиваются только потребностями передачи информации. Интерактивная - взаимодействие между индивидуумами, а именно обмен не только знаниями, идеями, а также влиянием, взаимными попытками, действиями и т.п.; Перцептивная - процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основы для взаимопонимания. Перцептивные умения и навыки проявляются в способностях определять контекст встречи, понимать настроение партнера по его вербальной и невербальной поведением, учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации. Общение является необходимостью и условием человека, оно предполагает процесс обмена ценностями и социальным опытом личности, формирует отношение к себе, к другим людям и общества и т.п..
9.Понятие социальной роли. Ролевая теория личности (Мид, Ядов.) Двойственная детерминация социальной роли.
Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом. Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны.
Социальная роль состоит
из:
- ролевого ожидания и
- ролевого исполнения (игры).
Отметим, что между ролевым ожиданием
и ролевым исполнением не бывает полного
совпадения. Качество исполнения роли
зависит от множества условий, в числе
которых решающее значение имеет соответствие
роли потребностям, интересам и индивидуальным
качествам личности.
Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с другими людьми. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Эта теория базируется на признании того, что личность осуществляет во взаимодействии с другими людьми такие действия, которые отвечают совокупности требований, предъявляемых ей определенной социальной общностью или обществом в целом в зависимости от ее социального статуса. Поведение, ожидаемое социальным окружением от личности, обладающей определенным статусом, и есть ее социальная роль. Как установил Дж. Мид, важнейшую роль в развитии этого процесса в детский период формирования личности выполняет игра, в процессе которой ребенок учится принимать на себя роль другого и воспринимать свое "Я" не только как самого себя, но и как объект чьих-то ожиданий. Становление самосознания, формирование самости личности связано, таким образом, с целою совокупностью выполняемых ею социальных ролей. Структура и сущность личности связаны с выполняемыми ею ролями не только внешними, поверхностными связями наподобие маски на лице клоуна, но и весьма глубокими, коренящимися в самости человека.
10. Элементы
социальной роли. Стиль ролевого
поведения. Трудности,
Социальные роли, как правило, регулируют деятельность индивида в формализованных группах. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребенок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается. Социальное взаимодействие принадлежит к центральным понятиям социологии и является одним из основных объектов социологического исследования.
Таким образом, взаимодействие понимается как многосторонний, взаимный процесс, в который вовлекается все общество или его часть и который обязательно включает в себя следующие элементы:
- индивидов, которые совершают действие;
- изменения, к которым приводят данные действия;
- индивидов, на которых
- ответные реакции или обратную связь (в виде действий, контрмер, оценок, применения санкций).
Стиль ролевого поведения – это «личностная окраска» исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.
Ролевое поведение личности двупланово: это действия 1) от нормативных требований, 2) от личных притязаний. Первый план поведения – социальная форма ролевых действий. Второй план – психологический способ ролевой самореализации. Понятие социальной роли предполагает уяснение следующих четырех моментов: во-первых, того, что социальная роль регулируется теми или иными правами и обязанностями как в обществе в целом, так и в малых группах, в которые включается индивид своей жизнедеятельностью; во-вторых, того, что сам человек имеет определенное мнение о том, как он будет исполнять свою роль; в-третьих, того, что различные роли имеют для личности разную значимость; в-четвертых, того, что роль личности проявляется в реальном ее поведении. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнена данной роли. Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Становление самосознания, формирование самости личности связано, таким образом, с целою совокупностью выполняемых ею социальных ролей. Структура и сущность личности связаны с выполняемыми ею ролями не только внешними, поверхностными связями наподобие маски на лице клоуна, но и весьма глубокими, коренящимися в самости человека.
11.Понятие общения.
Многообразие определений.
12.Структура общения. Структура общения по Андреевой. Структура общения у Обозова, Коломинского, Бодалева, Реан.
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Основные компоненты общения:
Г. Андреева определяет структуру общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).
А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.
Для описания процесса общения используется также четырехэлементная модель (А.А. Реан), в которой структуру общения образуют когнитивно-информационный, регуляционно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный компоненты.
13.Структура процесса коммуникации. Модели коммуникации (линейная, интерактивная, трансактивная).
Коммуникация– процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.
В процессе коммуникаций
выделяют четыре базовых элемента:
- отправитель – лицо, генерирующее идею
или собирающее информацию и передающее
ее;
- сообщение;
- канал или средство передачи информации;
- получатель (адресат) - лицо, которому
предназначена информация и которое интерпретирует
ее.
Процесс обмена информацией включает
взаимосвязанные этапы:
- зарождение идеи или отбор информации;
- выбор канала передачи информации;
- передача сообщения;
- интерпретация сообщения.
Коммуникацию можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от языка сообщения различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы, например, жесты) коммуникацию.
Существуют различные модели коммуникации, содержащие различное количество цепочек, ключевых моментов. Наиболее часто рассматриваемыми являются: Линейная модель. Предложена американским математиком Клодом Шенноном. Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем она была расширена понятием обратной связи. Другой моделью межличностной коммуникации является трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Существует также интерактивная, или круговая модель, межличностной коммуникации. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь.
14.Понятие коммуникативной деятельности, ее основные структурные компоненты. Значение и смысл в процессе коммуникации (Леонтьев).