Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 00:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Специальной психологии"
40.ИСКАЖЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СТРУКТУРА ДЕФЕКТА, 4 ГРУППЫ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ.
Искаженное психическое развитие(РДА) – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и коммуникации.
Причины:1.наследственная отягощенность. 2.как реакция на подавление ребенка со стороны матери, ее эмоциональную холодность (Б.Беттельхейм);3.как следствие органического поражения мозга, преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон.
Четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы:
1-ая группа РДА – полная отрешенность от происходящего. Наиболее тяжелая степень поражения, для которой характерно:
1.ребенок бесцельно перемещается в пространстве комнаты, иногда передвигаясь по мебели (прыгая, перелезая по верху); 2.эмоциональный контакт со взрослым отсутствует; 3.лицо сохраняет выражение отстраненности; 4.речь отсутствует, хотя понимание речи может быть не нарушено; 5.ребенок избегает резких стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений – все это может вызвать приступы страха;
6.выражены явления пресыщаемости: утомляемость, плаксивость, раздражительность.
2-ая группа РДА – активное отвержение, отличается большей активностью.
1.ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль); 2.активно требует сохранения постоянства в окружающей среде. 3.наблюдаются стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств, надавливание на глазные яблоки, вращение предметов перед глазами, шуршание бумагой, прослушивание одних и тех же пластинок;4.вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т.п. 5.речь в основном состоит из однотипных речевых штампов – команд.
3-ая группа РДА – захваченность аутистическими интересами, характеризуется следующими показателями: 1.наличие речи в виде эмоционального окрашенного монолога, выражающего потребности ребенка; 2.стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; 3. пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений; 4.часто встречаются агрессивные действия, устрашающие сюжеты рисунков.
4-ая группа РДА – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми, является наименее тяжелой: 1.ребенок способен к общению;2.сохранны интеллектуальные функции; 3.речь аграмматична, нарушено употребление местоимений; 4.выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери; 5.не хватает гибкости и разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов; 6.круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.
41.ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ СИНДРОМА КАННЕРА ОТ СИНДРОМА АСПЕРГЕРА.
РДА – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и коммуникации.
Характерные признаки РДА являются:
Аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение.
Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Ребенок с РДА может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой. Но речь носит характер штампованности, попугайности. Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь. Обращает на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика речи ребенка.
Отличия синдрома Каннера от синдрома Аспергера (по В.В.Ковалеву)
Наиболее существенные различия:
СИНДРОМ АСПЕНГЕРА
-нормальный или выше среднего уровень интеллекта;
-опережающее развитие речи (ребенок начинает говорить до появления самостоятельной ходьбы)
- встречается почти исключительно только у мальчиков;
- отношения к близким - нередко относится к ним, как к помехе;
-благоприятный прогноз.
СИНДРОМ КАННЕРА
-невысокий интеллектуальный уровень или интеллектуальную недостаточность .
-часто отставание в развитии речи
- может наблюдаться (хотя и реже) и у девочек.
-отношение к близким- ребенок их вообще не замечать.
- чаще наблюдается переход в пограничную интеллектуальную недостаточность или атипичную форму умственной отсталости.
42.ОСОБЕННОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.внимание - трудностях сосредоточения внимания, внимание приковывается к отдельным аспектам воспринимаемого поля.
2.в сенсорно-перцептивной сфере – проблемы развития сенсорной сферы у детей с аутизмом разделяются на две группы:
Гиперчувствительность – это повышенная чувствительность вплоть до непереносимости определенных сенсорных стимулов.
Гипочувствительность– недостаточно развитая способность воспринимать стимулы разной модальности.
Характерна болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям.
3.в психомоторной сфере – плохая моторика, несформированность произвольных движений, большие трудности в овладении навыками самообслуживания. Переход от непроизвольных движений к произвольным часто оказывается непреодолимым. Однообразные действия повторяются много раз.
4.в мыслительной сфере – нарушение целенаправленности и пресыщаемость интеллектуальной деятельности, вычурность мышления.
5.в речевом развитии – качественное нарушение в сфере вербальной и невербальной коммуникации: отсутствие желания общаться с другими, эхолалия, общение только в случае возникновения потребностей, отсутствие реакции на речь других людей, замена местоимений, использование обычных слов в необычном значении.
6.в эмоционально-волевой сфере – у младенцев и у более старших детей возникают трудности с подражанием другому человеку, а также трудности эмоционального заражения, затруднено также опознание эмоционального состояния другого человека. При налаживании контакта выясняется, что многие обычные окружающие предметы и явления, некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Чувство страха вызывает все новое.
7.межличностные отношения – неспособность устанавливать полноценные отношения с другими людьми.
8.особенности социализации и социальной адаптации: качественное нарушение социального взаимодействия. отчужденность, пассивность, странная активность. Дети не могут уже в младенчестве отслеживать направление внимания взрослого человека, Не овладевают навыками социального взаимодействия.
Нарушение воображения и социальной практики. У детей с аутизмом можно заметить полное отсутствие «символической» игры, которая заменяется стереотипными навязчивыми действиями. Нормально развивающиеся дети дошкольного возраста берут на себя и выполняют игровые роли, используют в игре предметы-заместители, однако этого не наблюдается в игре детей с аутизмом. У взрослых людей с аутизмом отсутствие воображения проявляется по-другому: они проявляют мало интереса к вымышленным сюжетам, в частности, к фильмам, романам, телесериалам.
43.ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СТРУКТУРА ДЕФЕКТА, ВИДЫ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. ГРУППЫ ПСИХОПАТИЙ ПО ВЕДУЩИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ, ОСНОВАННЫМ НА ТИПАХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Психопатия - это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, характеризующихся по трем критериям: тотальность патологических черт характера; относительная стабильность их проявлений в течение жизни; социальная дезадаптация.
Этиология:
-генетические (наследственные факторы);
-воздейстиве внешних повреждающих факторов в раннем детстве;
-как реакция на длительные неблагобриятные воздействия со стороны родителей.
Психопатии подразделяют на конституциональные (ядерные), органические, краевые.
-Конституционные психопатии зависят в большей степени от наследственной предрасположенности, чем от особенностей воспитания детей.
К ним относят шизоидную, эпилептоидную, циклоидную, психастеническую, неустойчивую и истероидную психопатии.
- Органические психопатии связаны с ранним органическим поражением центральной нервной системы, и среди них чаще встречается возбудимый (эксплозивный) тип.
- Краевая, или нажитая (приобретенная) психопатия является результатом патологического формирования личности.
Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы (О.В.Кербиков).
Возбудимые – характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с подозрительностью, гневом, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар скуден.
Неустойчивые – свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, быстро угасают. Повышенная внушаемость, склонны к фантазированию.
Тормозимые - характеризуются повышенной утомляемостью, истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к коллективу.
Психастенические - характерно сочетание черт астенической личности сповышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения. Склонны к ритуалам в поведении, боятся любых изменений.
Шизоидные – свойственна патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения.
Мозаичные – представляют собой сочетание нескольких.
44.ОСОБЕННОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательная деятельность может быть без особенностей, в пределах возрастной нормы, иногда чуть выше или чуть ниже.
Личность. Ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного круга». Так, аутизм шизоидного ребенка нередко вызывает настороженное отношение к нему со стороны сверстников.Аффективная возбудимость эпилептоидного ребенка, способствуя конфликтам, создает для него сложное положение в среде сверстников, ситуацию враждебности, подозрительности.
В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам:
1) закреплению патологических
реакций (имитация, протест, пассивный
и активный отказ и др.), представляющих
собой форму ответа на
2) непосредственному «воспитанию»
Межличностные отношения неадекватны. От нарушений контактов со сверстниками, восприятие их как потенциальной опасности (при шизоидной психопатии), поддержания контактов только с теми, кто одобряет, не трепят критики (при эпилептоидной психопатии), трудностей вступления в контакт, осторожностью и постепенностью (при психастенической психопатии) до охотного вступления в контакт, восприятия общения как способа проявления своего «Я» (при истерической психопатии), коллекции новых контактов (при неустойчивой психопатии), срывов и вспышек гнева (при возбудимой психопатии).
Особенности социализации. Общей закономерностью развития психики при психопатии и раннем детском аутизме является явление асинхронии, когда при нормальном становлении познавательной предметной деятельности нарушается общение, социальное поведение человека.
45. ПОНЯТИЕ «МНОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ», «ТЯЖЕЛЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ»
Множественные физические и (или) психические нарушения- два и более физических и (или) психических нарушения.
Тяжелые физические и (или) психические нарушения- физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элемент.проф.подготовки.
Преобладают врожденные формы патологии, имеющие генетическое происхождение. (умственная отсталость и сенсорные нарушения.
Нарушения развития
проявляются различными