Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 00:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Специальной психологии"
46.ТИПИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СЕМЬЮ, ВОСПИТЫВАЮЩУЮ РЕБЕНКА- ИНВАЛИДА (ПО Л. М. ШИПИЦИНОЙ)
Все семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками:
Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже
самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о его болезни.
47. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА- ИНВАЛИДА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ, СОЦИАЛЬНОМ, СОМАТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ.
Качественные изменения, происходящие в семьях, воспитывающих детей- инвалидов, проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровнях.
Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Такой факт является причиной сильного стресса для родителей, в большей степени- для матери. Этот стресс оказывает сильное воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения, сформировавшегося в семье жизненного уклада.
Деформируются:
- сложившийся стиль
- система отношений членов семьи с окружающим социумом;
- особенности миропонимания
и ценностных ориентаций
Соматический уровень: стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызвать различные заболевания у его матери. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний.
Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей.
Социальный уровень: после рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников. Это испытание так же оказывает деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка.
48. СХЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К
В отношениях родителей к своему аномальному ребенку можно видеть несколько схем поведения. Соммерс выделил 5 таких схем.
1.принятие ребенка и его дефекта. Объективно оценивает поведение такого ребенка, проявляет по отношению к нему настоящую преданность. Главный девиз- «необходимо достигнуть как можно большего там, где возможно».
2.Реакция отрицания. Отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признает для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия, и родители настаивают на высокой успешности его деятельности.
3.Реакция чрезвычайной защиты, опеки, охранительства. Родители наполнены чрезмерным чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от все опасностей.
4.Скрытое отречение, отвержение ребенка. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием.
5.Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок открыто принимается с отвращением и родитель полностью осознает свои вражденные чувства.