Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

Таким образом, выявление в ходе профконсультации индивидуализированной структуры способностей школьников и понимание того, что она не является жесткой, полезно для ориентировки школьника в выборе профессиональной сферы труда. Сама "материализация" психологических показателей особенностей развития школьников в виде получаемых баллов, тестового профиля позволяет учащимся наглядно представить себе (пусть и приблизительно) структуру своих способностей, увидеть те пробелы в своем развитии, которые необходимо преодолеть, для того чтобы подготовить себя к будущей профессии.

Полученные результаты являются той основой, на которой разрабатывается (совместно с психологом) план самовоспитания, подготовки к определенному виду труда. Приведем пример.

К психологу обратился В. И., который учился в школе с углубленным изучением химии. Однако в X классе В. И. убедился, что не хочет далее связывать свою профессиональную судьбу с естественнонаучными дисциплинами, а хотел бы выбрать гуманитарную специальность. После длительной беседы, тестирования, встречи с родителями В. И. у психолога был собран солидный материал, анализ которого показывал наличие у В. И. стойкого интереса и склонностей к истории, искусству, литературе, что в целом поощрялось в семье всегда. Однако обнаружились и некоторые существенные пробелы в развитии отдельных умственных операций, имеющих важное значение для овладения гуманитарными дисциплинами. В частности, особое беспокойство у психолога вызвал низкий уровень обобщений вербального материала, который выявился при разнообразных диагностических пробах. Между тем В. И. уже в ходе консультации высказал стремление готовиться к поступлению на исторический факультет одного из вузов. Психолог предложил В. И. целую систему тренировочных занятий, направленных на развитие умственной операции обобщения. Это была специально разработанная коррекционная программа, включающая рекомендации по чтению разнообразных тематических текстов, их обобщению и сравнению, ознакомление с правилами выделения существенного и несущественного в понятиях. Упорная полугодовая работа с В. И. по коррекции некоторых аспектов его умственного развития оказалась очень полезной. Она привела к существенному продвижению в развитии операции обобщения и вербальных способностей в целом, таких, как умение работать со словом, тонко различать значения слов и т. д. Повторные диагностические пробы, проведенные после осуществления психотренировок, коррекционных мероприятий, обычно позволяют школьнику наглядно увидеть прогресс в развитии некоторых качеств, убедиться в целесообразности и необходимости специальной направленной работы по подготовке к профессии. В целом психодиагностическая работа, проводимая психологом, существенно активизирует школьника к самопознанию, самосовершенствованию, ускоряет процесс профессионального самоопределения.

Профессиональная консультация. Консультация строится как процесс сотрудничества между психологом и учащимся. Успех ее во многом зависит от того, удастся ли психологу установить со школьником доверительные отношения. Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание своего мнения. С самого начала необходимо дать понять учащемуся, что выбор профессии только тогда будет правильным, когда он осознан, самостоятелен, когда ему предшествует кропотливая и длительная во времени работа по самопознанию и изучению мира профессий.

У старшеклассников существует потребность посоветоваться с психологом о своем профессиональном выборе. В зависимости от степени сформированности их профессиональных планов, уровня развития способностей и склонностей, успешности обучения учащиеся нуждаются в разных консультациях. Для одних достаточным является 2-3 беседы и краткое диагностическое обследование для того, чтобы решение о выборе профессии было принято (или упрочено) и начата подготовка к ней. Для других школьников требуется углубленное обследование, многократные консультации с психологом, чтобы подойти к решению о выборе своего жизненного пути. Чтобы решить вопрос о том, кто нуждается лишь в оперативной помощи, а кому необходимо уделить много внимания, психолог должен начинать изучение профессиональных намерений учащихся не позднее VI класса. Начиная с VII класса следует проводить индивидуальные консультации (в первую очередь с тем, кто планирует после VIII класса продолжить обучение в ПТУ, техникуме и т. д.). Школьники, стремящиеся окончить X класс, могут стать объектом более пристального внимания психолога в IX-X классах.

До начала проведения индивидуальных профконсультаций необходимо провести изучение профессиональных намерений школьников и уровня развития у них некоторых способностей (для чего целесообразно использовать групповые тесты). Учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степени нуждаются в помощи психолога. С ними консультации проводятся только в случае их самостоятельного обращения к психологу за помощью, которая чаще всего состоит в подтверждении правильности совершенного выбора.

Работа с менее благополучными в этом отношении школьниками часто проходит уже по инициативе самого психолога и не ограничивается только несколькими консультациями. С чего надо начинать работу с этими учащимися? Прежде всего следует выявить их интересы и склонности и определить хотя бы в первом приближении круг интересующих их профессий, сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Сам психолог не сможет раскрыть учащемуся во всей полноте требований профессии, но должен, опираясь на помощь родителей и педагогов, наметить план углубленного изучения школьником интересующих его профессий. В этот план входит ознакомление с литературой о профессиях (в том числе и профессиографической), консультации с сотрудниками центров профориентации, участие в экскурсиях, встречи и беседы с профессионалами и т. д. Очень важно, чтобы школьник сам выяснил необходимую информацию о путях приобретения профессии, ее режиме, условиях труда и оплаты и т. д. Обогащение его знаний о профессии будет способствовать формированию более адекватного представления не только о самой профессиональной деятельности, но и обо всех тех условиях, в которых она протекает.

В результате такой работы у одних учащихся профессиональные планы укрепятся, и с ними надо будет планировать работу по подготовке к профессии, у других может произойти изменение их намерений, следовательно, психологу придется вновь возвращаться на предыдущий этап работы с ними, анализировать интересы, склонности, намечать новые области труда и пути ознакомления с ними. В любом случае эта работа необходима и очень полезна, так как активизирует учащегося, дает ему возможность приобретать опыт, алгоритм ознакомления с профессией, расширяет круг его знаний о мире профессий.

Когда учащиеся наметят для себя определенные области труда и начнут ознакомление с профессиями, психолог приступает к психодиагностической и коррекционной работе.

Подбор методов диагностики должен опираться на адекватное понимание самой профессиональной деятельности, учитывать две ее важные стороны - содержательную и динамическую. Первая отражает действительное содержание профессии с точки зрения требуемых знаний, умений, навыков, целей деятельности. Это выражается в специфических требованиях профессии к особенностям и уровню развития мышления, памяти, внимания, моторики, восприятия и т. д., которые формируются под воздействием профессиональной деятельности и необходимы еще на этапе овладения профессией. Вторая сторона профессиональной деятельности - динамическая - выражается в форме определенных требований к формально-динамической стороне психики, т. е. к скорости, темпу, силе протекания психических процессов.

В каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование учащегося должно вестись уже более прицельно, исходя из понимания его проблемы и тех результатов, которые получены на предыдущих этапах профконсультаций. Еще раз хотим напомнить, что не следует абсолютизировать данные, получаемые с помощью методов психологической диагностики, искать в них прямой выход на профессию. Если не обнаружено противопоказаний к профессии, если не отмечено серьезных "провалов" в развитии важных для овладения ею качеств, необходимо наметить план самоподготовки, самовоспитания учащегося, формирования у него требуемых способностей. Теперь задача психолога - помочь в осуществлении этого плана, в организации контроля за тем, как происходит формирование необходимых качеств, для чего необходимо обстоятельно обсуждать с учащимся его достижения на пути подготовки к профессии, возникающие сложности и способы их преодоления.

Если находятся серьезные основания сомневаться в том, достаточен ли уровень развития некоторых способностей, знаний, умений для успешного овладения профессией, то с учащимся обсуждается вопрос либо о смене профессионального плана, либо о необходимости проведения очень насыщенной и, вероятно, длительной работы по формированию необходимых качеств, овладению требуемыми знаниями (в том числе и по школьным предметам). Ему предлагается система психотренировок (развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и пр.), рекомендации по самовоспитанию. Эти учащиеся требуют особенно пристального внимания психолога, жесткого контроля за выполнением рекомендаций, сформулированных в ходе профконсультаций. Важное значение диагностические и тренировочные мероприятия имеют для понимания школьником самого себя, своего ресурса, сама активность школьников упрочивает их профессиональные намерения.

Психофизиологическое обследование может не только выявить противопоказания к каким-то видам профессий у отдельных учащихся, но служить основой для рекомендации учащимся такого круга профессий и рабочих постов, которые наиболее соответствуют их индивидуально-психофизиологической организации. Данные психофизиологического обследования позволяют психологу формулировать рекомендации учащимся о том, как им учитывать свои индивидуальные особенности в период подготовки к профессии и на начальном этапе овладения ею, в частности, по выработке индивидуального стиля деятельности.

Таким образом, при проведении профессиональной консультации в работе психолога может присутствовать несколько этапов: 1) констатирующий (констатация того, на какой стадии формирования профессионального плана находится учащийся); 2) диагностический (диагностика интересов, склонностей, способностей, индивидуально-психофизиологических особенностей); 3) поисковый (разработка плана подготовки учащегося к профессии); 4) коррекционный (разработка рекомендаций по самовоспитанию, коррекции и развитию необходимых качеств); 5) собственно консультационный (разработка стратегии и тактики проведения бесед с учащимся, распределение их во времени и др.).

В беседах со школьниками в ходе консультаций необходимо последовательно проводить мысль о том, что в выборе профессии и подготовке к ней велика роль мотивации, настойчивости, активности, самостоятельности самих школьников. Профконсультация - это своеобразный катализатор той большой и часто длительной самостоятельной работы учащегося, которую он должен осуществить, - от изучения профессии до трудовых проб в ней. Выбор профессии при этом нельзя рассматривать как одноразовое мероприятие, являющееся результатом проведения психологического обследования. Он предусматривает большую познавательную работу, изучение себя, в определенной степени переделки себя в соответствии с тем, что требует от человека профессия.

В целом вся профориентационная работа должна строиться таким образом, чтобы из диагностической она превратилась в развивающую, формирующую, диагностико-коррекционную. Поэтому все этапы консультации должны служить одной цели - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Вопрос №20

Пути коррекции психологических трудностей школьников

Школьные трудности при формировании навыков чтения

№ п/п

Тип школьных трудностей

Возможные психологические причины

1

Невозможность формирования навыка чтения

Дислексия (затылочная область левого полушария, срединные отделы мозга, межполушарное взаимодействие)

2

Побуквенное или слоговое чтение

Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов

3

Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Недостаточное развитие пространственных представлений и произвольного внимания

4

Чтение с возвратом

Не сформирована однонаправленность считывания текста слева направо

5

Правильно прочитывается начало слова, а окончание слова читается с искажениями («выше» - «вышла»)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений и зрительного восприятия

6

Трудности при формировании зрительного образа-представления букв

Недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения чтению)

7

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова

Недостаточность развития анализа пространственных представлений. Несформированность фонетико-фонематического анализа

8

Сложности при переводе звука в букву и наоборот

Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа. Не развиты ассоциативные связи между звуковой и графической формами букв. Не усвоены понятия «звук» и «буква».

9

Замена близких по конфигурации букв («п»-«н», «в»-«д», «в»-«а» и т.д.)

Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостаточность анализа между звуковой и графической формами букв. Недостатки методики обучения

10

Перестановка букв и слогов при чтении («шоколад» - «кошолад»), неправильное произношение при чтении

Недостаточная сформированность зрительного восприятия, звукобуквенного анализа, нарушения артикуляции

11

Трудности при слиянии букв и слогов при чтении

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия. Неготовность ребенка к обучению

12

Пропуски букв, слогов и слов при чтении, угадывание, возвратные движения глаз по тексту

Трудность концентрации внимания. Слишком быстрый темп чтения. Функциональное напряжение и переутомление

13

Зеркальное чтение (справа налево), отсутствие дифференцировки правильных и зеркально написанных слов и букв

Зеркальное чтение (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы мозга, межполушарное взаимодействие). Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

14

Пропуск слов, расположенных слева; восприятие только правой половины текста

Односторонняя пространственная агнозия (височная теменная и затылочная области правого полушария, срединные отделы, межполушарное взаимодействие)

15

Медленный темп чтения (без улучшения скорости чтения в течение учебного года)

Недостаточная сформированность зрительного восприятия, звукобуквенного анализа, артикуляции. Трудности концентрации внимания. Медленный темп индивидуальной деятельности. Функциональное напряжение и переутомление. Несформированность процесса синтеза звуковых элементов

16

Медленный темп чтения (с улучшением скорости чтения в течение учебного года)

Медленный темп индивидуальной деятельности

17

Быстрый темп чтения без смыслового понимания прочитанного

Форсирование темпа обучения. Недостатки методики обучения

18

Трудности при пересказе прочитанных текстов; неумение пересказывать прочитанные тексты «своими словами»

Недостаточная сформированность понятийного понимания текстов, умения планировать действия, логического запоминания, речевой деятельности. Низкий уровень развития логических операций (анализ, обобщение, систематизация). Заниженная самооценка


Школьные трудности при формировании навыков письма

№ п/п

Тип школьных трудностей

Возможные психологические причины

1

Невозможность формирования навыка письма

Дисграфия (теменные области левого и правого полушарий)

2

Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений

Недостаточное развитие зрительного восприятия и анализа

3

Трудности при формировании зрительного образа-представления букв

Недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения (механическое копирование букв). Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения письму)

4

Трудности при формировании правильной траектории строки при письме

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения

5

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки

Недостаточная сформированность тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации и пространственных представлений

6

Затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр

Недостаточная сформированность мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительных образов букв

7

Неспособность списывания букв, неустойчивый и неровный почерк (различная высота и протяженность букв, разнонаклонные буквы, сильный нажим), тремор, искажение формы букв

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций, тонкой моторики руки; нарушение тонуса мышц руки. Нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв. Функциональное напряжение и переутомление. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения

8

Пространственные ошибки (вертикальные, горизонтальные) в расположении букв (зеркальное письмо)

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы, межполушарное взаимодействие). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв

9

Замена букв, прописывание лишних элементов букв и штрихов; недописывание букв; персеверация написанных букв, слов и фраз

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности концентрации внимания. Инертность элементов двигательных стереотипов (лобная область левого полушария). Недостатки методики обучения (формирование навыка чтению должно предшествовать формированию навыка письму). Форсирование темпа обучения

10

Ошибки при письме (пропуск букв; недописывание букв и слогов; замены согласных букв, близких по звучанию («з»-«с», «б»-«п», «д»-«т» и т.д.); неумение использовать правила при письме (не разделяет предложения точкой, сливает слова с предлогами)

Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия. Трудности концентрации внимания. Низкая работоспособность. Слишком быстрый темп письма. Нарушение сенсорной функции речи (височная область левого полушария). Форсирование темпа обучения

11

Замена букв по артикулярному типу («д»-«л»-«н», «б»-«м» и т.д.)

Недостаточная сформированность кинестетической основы речи (теменные области левого и правого полушарий)

12

Замена букв по пространственному сходству («с»-«е», «и»-«п», «н»-«п» и т.д.)

Недостаточная сформированность анализа зрительно-пространственных отношений

13

Пропуск гласных букв

Недостаточная сформированность анализа гласных звуков (лобная и височная доли правого полушария)

14

Сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогами, раздельное написание приставок («прилетели» - «при летели»)

Недостаточная сформированность вербального анализа, зрительного анализа и синтеза, пространственных отношений

15

Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую (ошибки при письме под диктовку)

Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, фонетико-фонематического восприятия. Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов. Слишком быстрый темп письма

16

Ошибки при списывании с учебника (доски) в тетрадь (например, «мед» - «миот»)

Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного восприятия, произвольного внимания. Недостатки методики обучения

17

Медленный темп письма

 Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, произвольного управления движениями, звукобуквенный анализ. Медленный темп индивидуальной деятельности

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"