Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка
Вопрос 1 Многоаспектность определения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Роль положительных и отрицательных эмоций.
Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.Термин «эмоция» употребляется в разных смыслах, например: 1)для обозначения субъективных ощущений, которые можно изучать только путём непосредственного самонаблюдения (интроспекции);2)для обозначения экспрессивных проявлений при наблюдении за другими особями;3)для описания сложного поведения типа драки, побега и так далее.
Вопрос 7 Функции эмоций:
побудительная, оценочно-отражательная,
функция направления внимания, смысловая.
Литературно-художественные примеры. Побудительная, или
стимулирующая, функция. Любое эмоциональное переживание
содержит более или менее четкий образ
предмета, способного удовлетворить актуальные
потребности человека, направления его
поиска и собственное пристрастное отношение
к нему. Маклаков приводит пример: в дорожной
ситуации человек, испытывая страх перед
приближающейся машиной, ускоряет свое
движение через дорогу. С. Л. Рубинштейн
указывал, что «...эмоция в себе самой заключает
влечение, желание, стремление, направленное
к предмету или о' него»*. Таким образом,
эмоции и чувства способствуют определению
направления поиска, в результате которого
достигается удовлетворение возникшей
потребности или решается стоящая перед
человеком задача. Скрупулезный анализ
взглядов на природу эмоций, проведенный
Н. Гротом в исторической части его работы
(1879--1880), равно как и положения современных
концепций позволяют заключить, что эмоции
достаточно единодушно признаются выполняющими
функцию оценочно-отражательнуюБлагодар
Вопрос 8. Базальная система эмоциональной регуляции Базальная эмоциональная саморегуляция обеспечивается неосознаваемыми механизмами, которые работают независимо от желания человека, и смысл их работы состоит в обеспечении психологически комфортного и стабильного состояния внутреннего мира. Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма.Как любая система регуляции, эмоциональная регуляция состоит из афферентного и эфферентного звеньев (афферентные и эфферентные нервы, т.е. нервы, приносящие и относящие раздражение). Ее афферентное звено одной стороной обращено к процессам, происходящим во внутренней среде организма, другой – к внешней.Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается глобально как комфортное или дискомфортное), о физиологических потребностях. Наряду с этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических случаях возникают реакции на сигналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки. Эти сигналы, часто связанные с витальным неблагополучием отдельных органов, вызывают состояния беспокойства, тревоги, страха и т.п.Что касается информации, поступающей из внешней среды, то афферентное звено эмоциональной системы чувствительно к тем ее параметрам, которые непосредственно сигнализируют о возможности в настоящем или будущем удовлетворения актуальных потребностей, а также реагирует на любые изменения внешней среды, несущие угрозу или ее возможность в будущем. В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается также информация, синтезируемая когнитивными системами: возможности сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенности, информационного дефицита. Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разном уровне активности и глубины аффективного (эмоционально-окрашенного) контакта со средой. Эти уровни в соответствии со сложностью стоящей перед субъектом поведенческой задачи требуют разной степени дифференцирования аффективной ориентировки и разработки механизмов регуляции поведения. Попытки проследить закономерности углубления и активизации контакта со средой привели к выделению четырех основных уровней его организации, составляющих единую, сложно координированную структуру базальной аффективной организации: Уровень полевой реактивности(эта форма примитивной аффективной оценки ограничена непосредственной ситуацией, ее данным моментом и почти не оказывает активного влияния на последующее поведение субъекта. (Видимо, это и есть то самое смутное «первое впечатление», за неследование которому мы так часто упрекаем себя потом.)Уровень стереотипов(основной задачей этого уровня является адаптация субъекта к окружающему, выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ним).Уровень экспансии (Преодоление препятствия, овладение неизвестной, опасной ситуацией – аффективная экспансия к окружающему миру является приспособительным смыслом этого уровня аффективной регуляции.)Уровень эмоционального контроля (Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми – разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними.)
Вопрос 9 Принципы психологии эмоций: принцип детерминизма, рефлекторности, динамики, адаптивности, дифференцированности. Подбор литературно-художественных текстов, иллюстрирующих проявление перечисленных принципов. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, то есть что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Рубинштейном был сформулирован принцип детерминизма: «Любое внешнее воздействие, прежде чем вызвать определенное поведение человека преломляется через его психику или опосредуется психическим состоянием». Пример: Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик Рефлекторный принцип. Распространение принципа рефлекторности на психическую деятельность (или на деятельность мозга в качестве психической) означает, что психические явления возникают не в результате пассивной рецепции механически действующих внешних воздействий, а в результате обусловленной этими воздействиями ответной деятельности мозга, которая служит для осуществления взаимодействия человека как субъекта с миром. Принцип динамики: Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. Согласно X. Вольфу, одно из определений эмоций и заключается в раскрытии составляющих ее элементов. Так, сострадание Р. Декарт объясняет соединением печали и любви, ревность, согласно Б. Спинозе – сложный аффект, состоящий одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит. В комплексе эмоциональных переживаний, соединяющихся в более сложные образования, иногда можно найти элементы, связанные причинно-следственными отношениями. Такая способность эмоций порождать и обусловливать друг друга является еще одним а, пожалуй, самым интересным моментом, характеризующим их динамику.принцип адаптивности: каждой эмоций присуще адаптивн. функ. Не переживаемые эмоции, а поведения которая эти эмоции сопровождает лежит в основе патологии принцип дифференцированностиСогласно этому принципу сущ. знач. кол. отд. эмоций, которые могут быть дифференц. в терм. их нейрофизиолог. субстратов, их выразительных мимич. комплек. и их переживательно-мотив. характер. Существуют различн.эмоц., одним из важн. Дифференциальным моментов является деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, в частности мимической. Например; радость, печаль, гнев, стыд.
Вопрос13 Классификация эмоций. Различие позиций ученых относительно числа базисных и вторичных эмоций. Р. Плутчик (Plutchik, 1966) выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием:1) разрушение (гнев) - защита (страх); 2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение);3) воспроизведение (радость) - лишение (уныние);4) исследование (ожидание) - ориентация (удивление).Деление эмоций Р. Плутчиком на первичные и вторичные (под последними подразумеваются комбинации двух или нескольких первичных эмоций): к вторичным эмоциям он относит гордость (гнев + радость), любовь (радость + принятие), любопытство (удивление + принятие), скромность (страх + принятие) и т. д К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:1) имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;2) проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов;5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выраженияЭ. Титченер Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. Титченер различал эмоции, настроение и сложные чувства (sentimentes), в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия.Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя: удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Это философско-психологическая теория, рассматривающая возникновение эмоциональных состояний как следствие определенных движений, жестов, физиологичческих изменений, а не наоборот. По У. Джеймсу, мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся. Периферические органические изменения, которые обычно рассматриваются как следствие эмоций, обьявлены их причинами. Согласно этой теории, чтобы достичь положительных эмоций, надо сперва искусственно заставить себя улыбаться – и тогда постепенно появятся положительные эмоции ядру личности. Лазарус. Два положения являются главными в концепции:• каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;• эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции. Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помощью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция, судя по первой и особенно последней работам, является синдромом, включающим три основные группы симптомов — субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта. Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни специфические эмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании — существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции. В дальнейшем появляются организованные изменения в поведении.Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах: в форме выразительных движений, форме эмоциональных действий, в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях, в форме определенного отношения к окружающему.
Вопрос14 Классификация эмоций. Ведущие и ситуативные эмоции; стенические и астенические эмоции; направленные на себя и на других В. К. Вилюнас (1986) делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых). Ведущие сигнализируют о не-удовлетворенности потребностей и побуждают к поиску целевого объекта. Си-туативные возникают в результате оценок этапов поведения и побуждают действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение. Ситуативные эмоции делятся на три группы: 1) констатируемый успех-неус-пех; 2) предвосхищающий успех-неуспех; 3) обобщенный успех-неуспех. Такая классификация, являясь, несомненно, полезной и выделяя существенные признаки эмоций, тем не менее, далека от достижения идеальной цели. По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме. Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга выделяются эмоции направ-ленные на себя и направленные на внешние объекты, на других людей. каждая эмоция готовит человека к некоторому действию. Это действие может совершаться с внешним объектом или с самим человеком. Например, гнев нацеливает на устранение препятствия к достижению цели и, таким образом, направлен на внешний объект. Печаль подготавливает челове-ка обходиться без той цели, которой не удалось достигнуть, и направлена на себя. ПоДодонову:Альтруистические эмоции (желание помогать другим людям).Коммуникативные эмоции (возникающие при общении).Глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении).Праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности). Пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать).Романтические эмоции (стремление к необычному, новизне).Гностические эмоции (возникающие в познании). Эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства). Гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах, комфорте). Акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию).Л. В. Куликов делит эмоции на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт, тензионные (эмоции напряжения) — гнев, страх, тревога, и самооценочные — печаль, вина, стыд, растерянность.
Вопрос15 Экспрессивный компонент эмоций. Мимические средства экспрессии (лицо человека, глаза, веки, взгляд…) Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называют мимикой, выразительные движения тела — позой, выразительные движения рук — жестом, а совместные выразительные движения организма в целом — пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Следует отметить, что пантомимику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому значения.Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика.Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояниях Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица — глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх — веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». Данные о выразительных движениях тела и рук психологами пока не обобщены и встречаются главным образом в литературе по искусству. Наиболее часто проявляемыми мимическими паттернами являются улыбка (при удовольствии) и «кислая мина» (при отвращении). Три вида улыбок взрослого человека: искреннюю, фальшивую и несчастную, жалобную. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Проведенные исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, фиксирующих характерные изменения в каждой из трех зон лица, а также сконструировать фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций. Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от '/^ до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше трети секунды или больше 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек <изображает> эмоцию. Если мимическое выражение длится несколько минут, оно может вызвать спазмы лицевой мускулатуры (Ekman, 1984). Психомоторные средства экспрессии. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты – эмоциональные действия. К ним относятся подпрыгивания при радости и сильном переживании за кого-то, обнимание, поглаживание и целование того, к кому человек испытывает нежные чувства или чувство благодарности, закрывание лица руками при неожиданной радости, плаче или испытываемом стыде. Эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоциональногонапряжения. Звуковые и речевые средства экспрессии. Наиболее характерными являются смех и плач. (Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения грудной клетки, груднобрюшной преграды и мышц живота. При хохоте все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливаются кровью, круговые мышцы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, часто появляются слезы.)