Шпаргалки по "Психологии эмоций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1 Многоаспектность определения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Роль положительных и отрицательных эмоций.
Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.Термин «эмоция» употребляется в разных смыслах, например: 1)для обозначения субъективных ощущений, которые можно изучать только путём непосредственного самонаблюдения (интроспекции);2)для обозначения экспрессивных проявлений при наблюдении за другими особями;3)для описания сложного поведения типа драки, побега и так далее.

Вложенные файлы: 1 файл

по психологии эмоций к зачету.docx

— 120.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Вопрос 7 Функции эмоций: побудительная, оценочно-отражательная, функция направления внимания, смысловая. Литературно-художественные примеры. Побудительная, или стимулирующая, функция. Любое эмоциональное переживание содержит более или менее четкий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направления его поиска и собственное пристрастное отношение к нему. Маклаков приводит пример: в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С. Л. Рубинштейн указывал, что «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или о' него»*. Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача. Скрупулезный анализ взглядов на природу эмоций, проведенный Н. Гротом в исторической части его работы (1879--1880), равно как и положения современных концепций позволяют заключить, что эмоции достаточно единодушно признаются выполняющими функцию оценочно-отражательнуюБлагодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредно» воздействие. Маклаков приводит пример, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н. Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя». Направление вниманияПо своей сути человек очень любопытен. Ему интересно посмотреть, как другой человек выражает свои эмоции, как люди решают конфликтные ситуации. Тем самым эмоции могут приковывать наше внимание к   объекту или ситуации.

 

 

Вопрос 8. Базальная система эмоциональной регуляции Базальная эмоциональная саморегуляция обеспечивается неосознаваемыми механизмами, которые работают независимо от желания человека, и смысл их работы состоит в обеспечении психологически комфортного и стабильного состояния внутреннего мира. Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма.Как любая система регуляции, эмоциональная регуляция состоит из афферентного и эфферентного звеньев (афферентные и эфферентные нервы, т.е. нервы, приносящие и относящие раздражение). Ее афферентное звено одной стороной обращено к процессам, происходящим во внутренней среде организма, другой – к внешней.Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается глобально как комфортное или дискомфортное), о физиологических потребностях. Наряду с этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических случаях возникают реакции на сигналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки. Эти сигналы, часто связанные с витальным неблагополучием отдельных органов, вызывают состояния беспокойства, тревоги, страха и т.п.Что касается информации, поступающей из внешней среды, то афферентное звено эмоциональной системы чувствительно к тем ее параметрам, которые непосредственно сигнализируют о возможности в настоящем или будущем удовлетворения актуальных потребностей, а также реагирует на любые изменения внешней среды, несущие угрозу или ее возможность в будущем. В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается также информация, синтезируемая когнитивными системами: возможности сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенности, информационного дефицита. Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разном уровне активности и глубины аффективного (эмоционально-окрашенного) контакта со средой. Эти уровни в соответствии со сложностью стоящей перед субъектом поведенческой задачи требуют разной степени дифференцирования аффективной ориентировки и разработки механизмов регуляции поведения. Попытки проследить закономерности углубления и активизации контакта со средой привели  к выделению четырех основных уровней его организации, составляющих единую, сложно координированную структуру базальной аффективной организации: Уровень полевой реактивности(эта форма примитивной аффективной оценки ограничена непосредственной ситуацией, ее данным моментом и почти не оказывает активного влияния на последующее поведение субъекта. (Видимо, это и есть то самое смутное «первое впечатление», за неследование которому мы так часто упрекаем себя потом.)Уровень стереотипов(основной задачей этого уровня является адаптация субъекта к окружающему, выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ним).Уровень экспансии (Преодоление препятствия, овладение неизвестной, опасной ситуацией – аффективная экспансия к окружающему миру является приспособительным смыслом этого уровня аффективной регуляции.)Уровень эмоционального контроля (Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми – разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними.)

 

 

 

Вопрос 9 Принципы психологии эмоций: принцип детерминизма, рефлекторности, динамики, адаптивности, дифференцированности. Подбор литературно-художественных текстов, иллюстрирующих проявление перечисленных принципов. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, то есть что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Рубинштейном был сформулирован принцип детерминизма: «Любое внешнее воздействие, прежде чем вызвать определенное поведение человека преломляется через его психику или опосредуется психическим состоянием». Пример: Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик Рефлекторный принцип. Распространение принципа рефлекторности на психическую деятельность (или на деятельность мозга в качестве психической) означает, что психические явления возникают не в результате пассивной рецепции механически действующих внешних воздействий, а в результате обусловленной этими воздействиями ответной деятельности мозга, которая служит для осуществления взаимодействия человека как субъекта с миром. Принцип динамики: Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. Согласно X. Вольфу, одно из определений эмоций и заключается в раскрытии составляющих ее элементов. Так, сострадание Р. Декарт объясняет соединением печали и любви, ревность, согласно Б. Спинозе – сложный аффект, состоящий одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит. В комплексе эмоциональных переживаний, соединяющихся в более сложные образования, иногда можно найти элементы, связанные причинно-следственными отношениями. Такая способность эмоций порождать и обусловливать друг друга является еще одним а, пожалуй, самым интересным моментом, характеризующим их динамику.принцип адаптивности: каждой эмоций присуще адаптивн. функ. Не переживаемые эмоции, а поведения которая эти эмоции сопровождает лежит в основе патологии принцип дифференцированностиСогласно этому принципу сущ. знач. кол. отд. эмоций, которые могут быть дифференц. в терм. их нейрофизиолог. субстратов, их выразительных мимич. комплек. и их переживательно-мотив. характер. Существуют различн.эмоц., одним из важн. Дифференциальным моментов является деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, в частности мимической. Например; радость, печаль, гнев, стыд. 

 

 

 

  1. Принципы психологии эмоций: принципы образования эмоциональных комплексов, взаимодействия компонентов эмоций, взаимодействия систем, эмоциональной коммуникации, эмоционального заражения, облегчения личностного развития, саморегуляции. Принципы психологии эмоций Принципы психологии эмоций не образуют законченный список. Изучение эмоций лишь недавно заняло подобающее этой теме место в современной психологии, нейрофизиологии, биохимии к этологии, и будущие исследования будут пересматривать и расширять этот список по мере накопления новых данных.1. Принцип взаимодействия компонентов эмоции Даже отдельная фундаментальная эмоция имеет больше чем один компонент. Когда мы испытываем субъективное переживание гнева, мы можем также осознать ощущение бросившегося в лицо жара, напряжения в мышцах и сердцебиения. Несомненно, что и субъективное переживание и изменения, происходящие в организме, имеют нервные субстраты. Ряд теорий доказывает, что эмоция обладает нервным, выразительным и переживательным компонентами. Любой из этих трех компонентов может влиять (например, усиливать) на деятельность двух других. В нормальном эмоциональном процессе они образуют петлю обратной связи сенсорные сообщения от мимической деятельности интегрируютсяв мозгу, вызывая осознание (<ощущение>) эмоции.2. Принцип образования эмоциональных комплексов Хотя признание существования различных эмоций, по-разному влияющих на наши переживания и наши действия, крайне важно, необходимо признать также и то, что повседневные жизненные ситуации часто вызывают не одну, а несколько эмоций. Томкидс определил восемь основных эмоций, а Изард выделил десять фундаментальных эмоций.Каждая из эмоций своеобразно влияет на индивида. Здравый смысл и большинство существующих подходов к изучению эмоций признают, что ощущение радости отличается от ощущения печали и что мысли и действия человека, когда он в гневе, отличаются от его мыслей и действий, когда он напуган или испытывает стыд. Анализируя эти различия поведения, некоторые исследователи искали объяснения этих различий в особенностях ситуации, оцениваемой индивидом, другие - в характеристиках ответных реакций, а третьи-в субъективном переживании. В любом случае большинство теорий, рассмотренных в главе 2, доказывает что различные эмоции связаны с различными перцептивными, переживательными, выразительными, когнитивными и двигательными ответами. 3. Принцип эмоциональной коммуникацииХотя переживание эмоции совершенно лично, ее выразительный компонент, прежде всего мимические комплексы, социален. Целое направление исследований  убедительно показало, что некоторые отдельные эмоции являются универсальными, общекультурными феноменами. И кодирование и декодирование ряда эмоциональных выражений одинаковы для людей всего мира, безотносительно к их: культуре, языку или образовательному уровню. Это открытие указало на потенциальную важность изучения эмоции и эмоциональной коммуникации в психологии, антропологии, биологии и в других, связанных с этими, областях.Первым реально значимым социальным взаимодействием в жизни каждого индивида является эмоциональное взаимоотношение с матерью.Социальное воздействие принуждает индивида подавлять или маскировать спонтанные выражения эмоций. 4. Принцип взаимодействия системСогласно этому принципу деятельность эмоциональной системы (например, возникновение радости или горя) влияет на функции гомеостатической системы, системы побуждений, перцептивной, когнитивной и двигательной систем индивида.  5. принцип саморегуляциизаключается в развитии внутреннего чувствования, которое будет таким же источником информации, как и зрение, слух. Например, зачастую мы интуитивно выбираем в гостях такое место, где нам будет наиболее комфортно. Это неосознанный выбор, но он верен: в расслабленном состоянии наш организм автоматически включает собственную "поисковую систему" и обязательно найдет то, что ему нужно.

 

Вопрос13 Классификация эмоций. Различие позиций ученых относительно числа базисных и вторичных эмоций. Р. Плутчик (Plutchik, 1966) выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием:1) разрушение (гнев) - защита (страх); 2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение);3) воспроизведение (радость) - лишение (уныние);4) исследование (ожидание) - ориентация (удивление).Деление эмоций Р. Плутчиком на первичные и вторичные (под последними подразумеваются комбинации двух или нескольких первичных эмоций): к вторичным эмоциям он относит гордость (гнев + радость), любовь (радость + принятие), любопытство (удивление + принятие), скромность (страх + принятие) и т. д К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:1) имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;2) проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов;5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выраженияЭ. Титченер Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. Титченер различал эмоции, настроение и сложные чувства (sentimentes), в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия.Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя: удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Это философско-психологическая теория, рассматривающая возникновение эмоциональных состояний как следствие определенных движений, жестов, физиологичческих изменений, а не наоборот. По У. Джеймсу, мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся. Периферические органические изменения, которые обычно рассматриваются как следствие эмоций, обьявлены их причинами. Согласно этой теории, чтобы достичь положительных эмоций, надо сперва искусственно заставить себя улыбаться – и тогда постепенно появятся положительные эмоции ядру личности. Лазарус. Два положения являются главными в концепции:• каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;• эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции. Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помощью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция, судя по первой и особенно последней работам, является синдромом, включающим три основные группы симптомов — субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта. Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни специфические эмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании — существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции. В дальнейшем появляются организованные изменения в поведении.Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах: в форме выразительных движений,  форме эмоциональных действий, в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях, в форме определенного отношения к окружающему.

 

Вопрос14 Классификация  эмоций. Ведущие и ситуативные  эмоции; стенические и астенические эмоции; направленные  на себя и на других В. К. Вилюнас (1986) делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых). Ведущие сигнализируют о не-удовлетворенности потребностей и побуждают к поиску целевого объекта. Си-туативные возникают в результате оценок этапов поведения и побуждают действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение. Ситуативные эмоции делятся на три группы: 1) констатируемый успех-неус-пех; 2) предвосхищающий успех-неуспех; 3) обобщенный успех-неуспех. Такая классификация, являясь, несомненно, полезной и выделяя существенные признаки эмоций, тем не менее, далека от достижения идеальной цели. По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме. Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга выделяются эмоции направ-ленные на себя и направленные на внешние объекты, на других людей. каждая эмоция готовит человека к некоторому действию. Это действие может совершаться с внешним объектом или с самим человеком. Например, гнев нацеливает на устранение препятствия к достижению цели и, таким образом, направлен на внешний объект. Печаль подготавливает челове-ка обходиться без той цели, которой не удалось достигнуть, и направлена на себя. ПоДодонову:Альтруистические эмоции (желание помогать другим людям).Коммуникативные эмоции (возникающие при общении).Глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении).Праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности). Пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать).Романтические эмоции (стремление к необычному, новизне).Гностические эмоции (возникающие в познании). Эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства). Гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах, комфорте). Акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию).Л. В. Куликов делит эмоции на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт, тензионные (эмоции напряжения) — гнев, страх, тревога, и самооценочные — печаль, вина, стыд, растерянность.

 

 

Вопрос15 Экспрессивный  компонент эмоций. Мимические средства экспрессии (лицо человека, глаза, веки, взгляд…) Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называют мимикой, выразительные движения тела — позой, выразительные движения рук — жестом, а совместные выразительные движения организма в целом — пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Следует отметить, что пантомимику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому значения.Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика.Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояниях Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица — глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх — веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». Данные о выразительных движениях тела и рук психологами пока не обобщены и встречаются главным образом в литературе по искусству. Наиболее часто проявляемыми мимическими паттернами являются улыбка (при удовольствии) и «кислая мина» (при отвращении). Три вида улыбок взрослого человека: искреннюю, фальшивую и несчастную, жалобную. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Проведенные исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, фиксирующих характерные изменения в каждой из трех зон лица, а также сконструировать фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций. Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от '/^ до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше трети секунды или больше 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек <изображает> эмоцию. Если мимическое выражение длится несколько минут, оно может вызвать спазмы лицевой мускулатуры (Ekman, 1984). Психомоторные средства экспрессии. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты – эмоциональные действия. К ним относятся подпрыгивания при радости и сильном переживании за кого-то, обнимание, поглаживание и целование того, к кому человек испытывает нежные чувства или чувство благодарности, закрывание лица руками при неожиданной радости, плаче или испытываемом стыде. Эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоциональногонапряжения. Звуковые и речевые средства экспрессии. Наиболее характерными являются смех и плач. (Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения грудной клетки, груднобрюшной преграды и мышц живота. При хохоте все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливаются кровью, круговые мышцы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, часто появляются слезы.)

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии эмоций"