Шпаргалки по "Психологии эмоций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1 Многоаспектность определения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Роль положительных и отрицательных эмоций.
Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.Термин «эмоция» употребляется в разных смыслах, например: 1)для обозначения субъективных ощущений, которые можно изучать только путём непосредственного самонаблюдения (интроспекции);2)для обозначения экспрессивных проявлений при наблюдении за другими особями;3)для описания сложного поведения типа драки, побега и так далее.

Вложенные файлы: 1 файл

по психологии эмоций к зачету.docx

— 120.58 Кб (Скачать файл)

«Самооценка эмоциональных состояний»  
А. Уэссман и Д. Рикс

Методика применяется  для самооценки эмоциональных состояний  и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного  периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом. При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом.

Инструкция. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите.

Обработка результатов  и интерпретация 
    Определяют следующие показатели:  
И1 – «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4).  
И2 – «Энергичность – усталость».  
ИЗ – «Приподнятость – подавленность».  
И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».  
И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:  

   Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.

 

42. Психологические комментарии к эмоциональным состояниям и эмоциональным свойствам личности по результатам анализа портретной живописи (портреты – по выбору студента).   Именно в портрете новая проблематика в искусстве 80-х годов находит свое наиболее непредвзятое художественное выражение, определив во многом и, может быть в самом главном, последующее развитие русского реализма - в первую очередь в творчестве его лидера - В. А. сероваЛирическое начало, поэзия, увлеченность характерным своеобразием натуры, присущие портретным образам молодого Серова в период 1880-1890-х годов, в своей исходной позиции развивают высокий гуманизм.Поэтизация прекрасной человеческой личности, "отрадное" чувствуется в полотнах раннего Серова ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем"). Им ознаменован поворот от критического реализма передвижников к "реализму поэтическому".Валентин Александрович Серов - крупнейший художник рубежа столетий. Жанр портрета был основным в его творчестве, хотя он писал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты Серова – важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф.И.Шаляпина, И.А.Морозова, О.К. Орловой, Николая II). Этим объясняется актуальность данного исследования.

43. Основные принципы организации коррекционно-развивающей работы: принцип нормативности, принцип коррекции «сверху–вниз», деятельностный принцип. Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:

 
1. Принцип единства диагностики  и коррекции. 
2. Принцип нормативности развития. 
3. Принцип коррекции "сверху вниз". 
4. Принцип коррекции "снизу вверх". 
5. Принцип системности развития психической деятельности. 
6. Деятельностный принцип коррекции.

1. Принцип единства диагностики  и коррекции отражает целостность  процесса оказания психологической  помощи как особого вида практической  деятельности психолога. Подробно  рассмотренный в трудах Д.Б.  Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

2. Принцип нормативности  развития. Нормативность развития  следует понимать как последовательность  сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

3. Принцип коррекции "сверху  вниз". Данный принцип, выдвинутый  Л.С. Выготским, раскрывает направленность  коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4. Принцип коррекции "снизу  вверх". При реализации этого  принципа в качестве основного  содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.Таким образом, главной задачей коррекции "снизу вверх" становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции - наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

5. Принцип системности  развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития.Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.

6. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

 

44. Основные категории коррекционно-развивающих техник. Вербальные техники кодирования и декодирования эмоций человека. Кодирование-превращение сообщения в символическую форму. Декодирование- расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватной. Кодирование- это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для этого человек использует символы, которые могут быть письменными, вербальными, невербальными, математическими, музыкальными и т.д. Набор таких символов является сообщением. Декодирование- это процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне. Он связан с расшифровкой символов, составляющих сообщение. Способы кодирования и декодирования сообщений формируются под влиянием опыта человека, который понимается не только как индивидуальный опыт, но и как опыт группы, к которой принадлежит человек, а также опыт той культуры, представителем которой этот человек является, осваивает ее в процессе инкультурации. 

 

45. Философские, художественные тексты, афоризмы, «мудрые мысли» мыслителей разных времен и народов, пословицы и поговорки в структуре коррекционно-развивающих занятий. Афоризмы коротко и ясно передают накопленную веками мудрость, объясняют людям причины многих жизненных явлений, дают ценные нравственные советы. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы» (Демокрит). 
«Нравы портятся легче, чем исправляются» (Л. Вовенарг). 
«Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой). 
«Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера» (Д. И. Писарев). 
«У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия» (В.Г. Белинский). 
«Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом» (И. Гете). 
«Если вас никто не любит, будьте уверены, – это ваша вина» (Ф. Добридж). 
«Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему» (Ж.-Ж. Руссо). 
«Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы» (О. Уайльд).  
«Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым» (Р. Тагор). 
«Жизнь – не зрелище и не праздник; жизнь – трудное занятие» (Д. Сантаяна). 
«Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают» (Г. Лихтенберг). 
«Счастье целиком без примеси страданий не бывает» (В. Шекспир).  
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека). 
«Видеть несправедливость и молчать – это значит, самому участвовать в ней». (Ж.-Ж. Руссо). 
«Самое полезное в жизни – это собственный опыт» (В. Скотт). 
«Добродетель человека измеряется ни необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием» (Б. Паскаль). 
«Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться» (Ф. Ларошфуко).

«Если душа бессмертна, она  требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем своей  жизнью, но на все времена, и, если кто  не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной  опасностью. Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они  разом избавились бы и от тела, и  – вместе с душой – от собственной  порочности». (Сократ, по Платону) 
«Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью». (Мишель Монтень) 
«Человек, который не любит своего народа и кому не мил конкретный образ его, не может любить и человечество». (Н.А. Бердяев)  
«Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство». (Шопенгауэр) 
«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». (Д. Леббок)

 

47. Интерпретировать эмоциональные характеристики личности по отобранным самим студентом фрагментам художественных текстов или репродукций картин. были использованы пейзажи И. Шишкина, А. Куинджи,И. Левитана, Эль Греко, К. Моне, К. Писсаро, с последующим контент-анализом и опросник временной перспективы Ф.Зимбардо, статистическая обработка результатов проводилась с помощью коэффициента корреляции Пирсона.Интерпретация включала два наполнения: 1) эмоциональную оценку себя и мира (позитивную, негативную); 2) степень активности жизненной позиции по отношению к будущему, определяемую по преобладанию стенических либо астенических эмоций. В ходе исследования было определено следующее.В группе девочек выявлены корреляции между факторами Негативного прошлого и Фаталистического настоящего (r = 0,37), это означает, что пассивная позиция девочек в настоящем обусловлена негативными аспектами прошлого, т.е.негативный опыт может подавлять их волю и активность. Также в группе девочек имеется обратная зависимость между факторами Фаталистического настоящего и Будущего (r =  -0,38), этот факт интерпретирован нами как наличие сформированной установки на высокую активность, проявляемую как в настоящем, так и связанную с перспективой.В группе мальчиков имеются корреляции между факторами Негативного прошлого и Будущего (r = 0,36),Негативного прошлого и Фаталистического настоящего (r = 0,54), т. е. негативный прошлый опыт мальчиков способствует фиксации установки на бездействие и фатализм, однако имеется внутреннее противоречие в виде стремления к активному планированию своих действий относительно будущего. Деятельная позиция свойственна мальчикам, которые внутренне готовы к борьбе и препятствиям. В качестве обстоятельства, запускающего активность мальчиков, выделено столкновение с препятствием. Поскольку по факторам Негативного прошлого и Фаталистического настоящего в группе мальчиков получены низкие показатели, данные корреляции интерпретированы нами как сложившееся отношение к подобным условиям жизнедеятельности, но не в ходе личного опыта, а, скорее, на чужом примере и отражает особенности социализации, точнее, поведение значимых людей. Представляется также, что мальчикам свойственно неосознанное переживание страха относительно будущего и сильное желание с ним совладать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалки по "Психологии эмоций"