Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:32, реферат
Речь - это процесс общения людей друг с другом посредством языка, это деятельность общения, воздействия, сообщения посредством языка, это форма существования сознания. Как мы видим, речь действительно может трактоваться весьма разнообразно, но последнее определение в большей степени привлекает наше внимание. В связи с этим необходимо отметить, что большинство исследований, посвященных мышлению ребенка, были преимущественно аналитическими. Вот почему широкие возможности изучения речи (как одной из форм существования сознания) эмпирическим путем представляют особый интерес для психологов.
Введение
§1. Теория детского мышления
§2. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
2.1 Сенсомоторный период
2.2 Период конкретных (элементарных) операций
2.3 Стадия формальных (пропозициональных) операций
§3. Теория детского эгоцентризма
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
§1. Теория детского мышления
§2. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
2.1 Сенсомоторный период
2.2 Период конкретных (элементарных) операций
2.3 Стадия формальных (пропозициональных) операций
§3. Теория детского эгоцентризма
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Речь - это процесс общения
людей друг с другом посредством
языка, это деятельность общения, воздействия,
сообщения посредством языка, это
форма существования сознания. Как
мы видим, речь действительно может
трактоваться весьма разнообразно, но
последнее определение в
Наиболее масштабный и
авторитетный труд в этой области
принадлежит Ж. Пиаже. Пиаже впервые
с необычайной глубиной и широтой
охвата подверг систематическому исследованию
особенности детского мышления и
речи. Особо стоит выделить некоторые
особенности его исследования и
впервые примененный им клинический
метод. Этот метод наблюдения состоит
в том, что ребенка заставляют
высказываться и тщательно
«Мы постарались, - рассказывает Пиаже, - следить шаг за шагом за фактами в том их виде в каком их нам преподнес эксперимент. Мы, конечно, знаем, что эксперимент всегда определяется породившими его гипотезами, но пока мы ограничили себя только лишь рассмотрением фактов».
§1. Теория детского мышления
Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку.
Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.
Пиаже говорил, что в процессе
развития происходит адаптация организма
к окружающей среде. Интеллект потому
и является стержнем развития психики,
что именно понимание, создание правильной
схемы окружающего обеспечивает
адаптацию к окружающему миру.
При этом адаптация является не пассивным
процессом, а активным взаимодействием
организма со средой. Эта активность
- необходимое условие развития,
так как схема, считает Пиаже,
не дается в готовом виде при рождении,
нет ее и в окружающем мире. Схема
вырабатывается только в процессе активного
взаимодействия со средой, или, как
писал Пиаже, "схемы нет ни в
субъекте, ни в объекте, она является
результатом активного
Процесс адаптации и формирования
адекватной схемы ситуации происходит
постепенно, при этом ребенок использует
два механизма ее построения ассимиляцию
и аккомодацию. При ассимиляции
построенная схема жесткая, она
не изменяется при изменении ситуации,
наоборот, человек пытается все внешние
изменения втиснуть в узкие, заданные
рамки уже имеющейся схемы. Примером
ассимиляции для Пиаже является
игра, в рамках которой ребенок
познает окружающий мир. Аккомодация
связана с изменением готовой
схемы при изменении ситуации,
в результате чего схема действительно
является адекватной, полностью отражая
все нюансы данной ситуации. Сам
процесс развития, по мнению Пиаже,
является чередованием ассимиляции
и аккомодации; до определенного
предела ребенок старается
§ 2. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
Пиаже выделяет три главных периода развития:
1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).
2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5--2 лет до 11 лет).
3. Формально-операциональный интеллект (с 11 -- 12 до 14--15 лет).
Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и особенностей, которые будут сняты на следующей стадии).
2.1 Сенсомоторный период
Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в действии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен «построить» его.
Наблюдая за развитием
собственных троих детей (дочерей
Жаклин и Люсьены и сына Лорана),
Пиаже выделил 6 стадий сенсомоторного
развития. Это стадии перехода от врожденных
механизмов и сенсорных процессов
(вроде сосательного рефлекса) к
формам организованного поведения,
используемым произвольно, намеренно.
Ребенок от рождения до 1,5 -- 2 лет
характеризуется развитием
Выделяются два подпериода сенсомоторного интеллекта:
-- до 7--9 месяцев, когда наблюдается центрация младенца на собственном теле;
-- с 9 месяцев, когда
происходит объективация схем
практического интеллекта в
Критерий появления интеллекта -- использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели. Так, к концу первого подпериода дети открывают связи между собственным действием и результатом -- подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку. У них также появляется представление о независимом и постоянном существовании других предметов. «Постоянство» объекта состоит в том, что теперь вещь для ребенка -- не только перцептивная картинка, она имеет свое независимое от восприятия существование. Ранее исчезнувший предмет как бы «прекращал свое существование», теперь младенец проявляет активность в поиске предмета, спрятанного на его глазах.
Другое важное изменение -- преодоление абсолютного эгоцентризма, тотальной бессознательности. Ребенок начинает отличать себя (субъекта) от остального мира объектов. Пиаже признает определенную роль процессов созревания, которое создает возможности когнитивного развития. Но для интеллектуального прогресса младенцу необходимо самостоятельно взаимодействовать со средой, манипулировать предметами, что и приводит к преобразованию и постепенному совершенствованию его интеллектуальных структур.
2.2 Период конкретных (элементарных) операций
Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями.
Конкретно - операциональный интеллект складывается из следующих подпериодов:
-- дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет);
-- первый уровень -- становление конкретных операций (5 -- 7 лет);
-- второй уровень -- функционирование конкретных операций (8--11 лет).
Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер. Собственно, особенности этого типа мышления были открыты и описаны Ж. Пиаже уже на раннем этапе творчества как характеристики эгоцентрического мышления.
Чтобы проследить, как складываются в онтогенезе логические системы, Пиаже предлагал детям (4 лет и старше) задания научного характера, которые получили название «задачи Пиаже». Эти опыты часто называют также «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т.д.). Поскольку все задания такого рода построены на общих принципах, то для примера рассмотрим тест на сохранение объема.
Тест на сохранение объема жидкости. Этапы проведения:
1. Сначала ребенку показывают
два стакана, наполненные
2. Затем взрослый переливает
воду из одного стакана в
стакан другой формы, более
широкий и низкий. Как правило,
экспериментатор обращает
3. После переливания повторяют вопрос: «Одинаковое ли количество жидкости в двух стаканах?», причем обязательно в той же форме, что и в начале.
Обычно дети в возрасте
до 7 лет не справляются со стандартными
задачами на сохранение. Решая задачи,
дошкольники демонстрируют
Дошкольник оценивает объект как глобальное целое, непосредственно, эгоцентрически, полагаясь на восприятие. Он «центрирован» на настоящем моменте и не в состоянии одновременно думать о том, как предметы выглядели раньше; не видит, что произведенное действие в принципе обратимо (вода опять может быть перелита в одинаковые стаканы); сфокусировавшись на одном аспекте (различии в высоте уровней жидкости), не может принять во внимание сразу два параметра (высоту и ширину стакана). Пиаже расценивает феномен несохранения как доказательство неспособности ребенка (до достижения им семилетнего возраста) к децентрации и неспособности к построению логического рассуждения.
В том случае, когда на повторный вопрос «Одинаковое ли количество жидкости в двух стаканах?» ребенок подтверждает равенство свойства, говорят, что он сохраняет признак. Выполнение теста на сохранение -- критерий функционирования конкретных операций. Напомним, логические операции -- это умственные действия, которые характеризуются обратимостью. Обратимость относится, например, к отношению сложения и вычитания или соотношению утверждений, что расстояния Между А и Б и между Б и А одинаковы. Способность мысленно использовать принцип обратимости является одним из основных признаков достижения стадии конкретно-операционального мышления.
Другой вариант задач Пиаже -- «тест на включение во множество» -- предполагает сравнение целого и его частей.
Тест на включение во множество
1. Показывают несколько
знакомых объектов, например цветов.
Объекты должны разделяться на
два подкласса (белые и
2. Ребенку задают вопрос: «Чего больше -- красных цветов или цветов?»
3. Обычный ответ пятилетнего
ребенка: «Красных цветов
Объяснение Пиаже таково: ребенок центрирован на классе и не может думать о классе и его подклассах одновременно. Когда ребенок начинает решать подобные задачи правильно (обычно после 7 лет), это свидетельствует о возросшей умственной гибкости, о появлении обратимости, об увеличении способности к децентрации, что зависит от сформированности операциональных структур. Ребенок становится способным понять, что два признака предмета не связаны между собой, не зависят друг от друга (например, форма и количество вещества). Появляются представления о сохранении разных признаков -- материала предмета, длины, массы, объема, позже -- о сохранении времени, скорости. Появляется способность классификации объектов и сериации (т.е. упорядоченного расположения в ряд, например в порядке уменьшения размеров). Теперь ребенок может преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к определенным ситуациям.