Эгоцентризм детского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:32, реферат

Краткое описание

Речь - это процесс общения людей друг с другом посредством языка, это деятельность общения, воздействия, сообщения посредством языка, это форма существования сознания. Как мы видим, речь действительно может трактоваться весьма разнообразно, но последнее определение в большей степени привлекает наше внимание. В связи с этим необходимо отметить, что большинство исследований, посвященных мышлению ребенка, были преимущественно аналитическими. Вот почему широкие возможности изучения речи (как одной из форм существования сознания) эмпирическим путем представляют особый интерес для психологов.

Содержание

Введение
§1. Теория детского мышления
§2. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
2.1 Сенсомоторный период
2.2 Период конкретных (элементарных) операций
2.3 Стадия формальных (пропозициональных) операций
§3. Теория детского эгоцентризма
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эгоцентризм.docx

— 30.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

§1. Теория детского мышления

§2. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития

2.1 Сенсомоторный период

2.2 Период конкретных (элементарных) операций

2.3 Стадия формальных (пропозициональных)  операций

§3. Теория детского эгоцентризма

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Речь - это процесс общения  людей друг с другом посредством  языка, это деятельность общения, воздействия, сообщения посредством языка, это  форма существования сознания. Как  мы видим, речь действительно может  трактоваться весьма разнообразно, но последнее определение в большей  степени привлекает наше внимание. В связи с этим необходимо отметить, что большинство исследований, посвященных  мышлению ребенка, были преимущественно  аналитическими. Вот почему широкие  возможности изучения речи (как одной  из форм существования сознания) эмпирическим путем представляют особый интерес  для психологов.

Наиболее масштабный и  авторитетный труд в этой области  принадлежит Ж. Пиаже. Пиаже впервые  с необычайной глубиной и широтой  охвата подверг систематическому исследованию особенности детского мышления и  речи. Особо стоит выделить некоторые  особенности его исследования и  впервые примененный им клинический  метод. Этот метод наблюдения состоит  в том, что ребенка заставляют высказываться и тщательно записывают, каким именно образом развертывается его мысль. Новое здесь в том, что при этом не ограничиваются просто регистрацией ответа, который дает ребенок на поставленный ему вопрос, но дают ему возможность высказать  все, что он хотел бы. Следуя за ребенком в каждом его ответе, все время  руководя им, поощряя его высказываться  все более и более свободно, наблюдатель в конце концов получает максимально возможную картину развития мысли. В своей работе Пиаже пытался не попадать под влияние существующих теории и сосредоточиться непосредственно на сборе фактов и их обработке. Также нельзя не заметить биологического прошлого автора, проявляющегося в необыкновенной тщательности расположения и классификации фактов. Именно последнему Пиаже уделяет особое внимание, намеренно устраняясь от попыток преждевременно проанализировать и систематизировать многообразие полученных фактов.

«Мы постарались, - рассказывает Пиаже, - следить шаг за шагом за фактами в том их виде в каком их нам преподнес эксперимент. Мы, конечно, знаем, что эксперимент всегда определяется породившими его гипотезами, но пока мы ограничили себя только лишь рассмотрением фактов».

 

 

 

 

 

§1. Теория детского мышления

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и  биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии  экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень  понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи  между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку.

Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более  адекватной схемы ситуации. Основой  этой схемы как раз и является логическое мышление.

Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма  к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным  процессом, а активным взаимодействием  организма со средой. Эта активность - необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема  вырабатывается только в процессе активного  взаимодействия со средой, или, как  писал Пиаже, "схемы нет ни в  субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия с объектом". Одним из любимых  примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего понятием числа, который  осознает его значение, перебирая  камешки, играя с ними, выстраивая их в ряд.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма ее построения ассимиляцию  и аккомодацию. При ассимиляции  построенная схема жесткая, она  не изменяется при изменении ситуации, наоборот, человек пытается все внешние  изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции для Пиаже является игра, в рамках которой ребенок  познает окружающий мир. Аккомодация  связана с изменением готовой  схемы при изменении ситуации, в результате чего схема действительно  является адекватной, полностью отражая  все нюансы данной ситуации. Сам  процесс развития, по мнению Пиаже, является чередованием ассимиляции  и аккомодации; до определенного  предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

 

§ 2. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития

Пиаже выделяет три главных  периода развития:

1. Сенсомоторный интеллект  (от рождения до 1,5 лет).

2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5--2 лет до 11 лет).

3. Формально-операциональный интеллект (с 11 -- 12 до 14--15 лет).

Каждую стадию Пиаже характеризует  двояко: положительно (как результат  дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и  особенностей, которые будут сняты  на следующей стадии).

2.1 Сенсомоторный период

Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в  первые два года жизни. Он считает, что  истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в действии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен «построить» его.

Наблюдая за развитием  собственных троих детей (дочерей  Жаклин и Люсьены и сына Лорана), Пиаже выделил 6 стадий сенсомоторного развития. Это стадии перехода от врожденных механизмов и сенсорных процессов (вроде сосательного рефлекса) к  формам организованного поведения, используемым произвольно, намеренно. Ребенок от рождения до 1,5 -- 2 лет  характеризуется развитием чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает, трогает, нюхает, манипулирует, и делает это из врожденного любопытства  к окружающему миру.

Выделяются два подпериода сенсомоторного интеллекта:

-- до 7--9 месяцев, когда  наблюдается центрация младенца на собственном теле;

-- с 9 месяцев, когда  происходит объективация схем  практического интеллекта в пространственной  сфере.

Критерий появления интеллекта -- использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели. Так, к концу первого подпериода дети открывают связи между собственным действием и результатом -- подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку. У них также появляется представление о независимом и постоянном существовании других предметов. «Постоянство» объекта состоит в том, что теперь вещь для ребенка -- не только перцептивная картинка, она имеет свое независимое от восприятия существование. Ранее исчезнувший предмет как бы «прекращал свое существование», теперь младенец проявляет активность в поиске предмета, спрятанного на его глазах.

Другое важное изменение -- преодоление абсолютного эгоцентризма, тотальной бессознательности. Ребенок начинает отличать себя (субъекта) от остального мира объектов. Пиаже признает определенную роль процессов созревания, которое создает возможности когнитивного развития. Но для интеллектуального прогресса младенцу необходимо самостоятельно взаимодействовать со средой, манипулировать предметами, что и приводит к преобразованию и постепенному совершенствованию его интеллектуальных структур.

2.2 Период конкретных (элементарных) операций

Умственные способности  ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями.

Конкретно - операциональный интеллект складывается из следующих подпериодов:

-- дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет);

-- первый уровень -- становление конкретных операций (5 -- 7 лет);

-- второй уровень -- функционирование конкретных операций (8--11 лет).

Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер. Собственно, особенности  этого типа мышления были открыты  и описаны Ж. Пиаже уже на раннем этапе творчества как характеристики эгоцентрического мышления.

Чтобы проследить, как складываются в онтогенезе логические системы, Пиаже  предлагал детям (4 лет и старше) задания научного характера, которые  получили название «задачи Пиаже». Эти опыты часто называют также  «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т.д.). Поскольку  все задания такого рода построены  на общих принципах, то для примера  рассмотрим тест на сохранение объема.

Тест на сохранение объема жидкости. Этапы проведения:

1. Сначала ребенку показывают  два стакана, наполненные водой  или соком до одинаковой отметки.  Ребенка спрашивают, одинаковое  ли количество жидкости в обоих  стаканах. Важно, чтобы ребенок  признал, что «воды одинаково». Констатация исходного равенства  обязательна. Исходное равенство  оцениваемою свойства обязательно сопровождается перцептивным сходством -- уровни воды в двух стаканах выровнены.

2. Затем взрослый переливает  воду из одного стакана в  стакан другой формы, более  широкий и низкий. Как правило,  экспериментатор обращает внимание  ребенка на эти преобразования: «Посмотри, что я делаю». Производится  трансформация, при которой перцептивное сходство нарушается, хотя это никак не влияет на оцениваемое свойство.

3. После переливания повторяют  вопрос: «Одинаковое ли количество  жидкости в двух стаканах?»,  причем обязательно в той же  форме, что и в начале.

Обычно дети в возрасте до 7 лет не справляются со стандартными задачами на сохранение. Решая задачи, дошкольники демонстрируют специфические, свойственные им представления о  сохранении (постоянстве, инвариантности) различных свойств объекта при  его пространственном, перцептивном преобразовании -- «феномены Пиаже». Это самые достоверные факты в детской психологии, они могут быть воспроизведены у любого ребенка-дошкольника. Как правило, ребенок говорит, что воды в одном из стаканов теперь меньше (или больше), т.е. у него отсутствует понимание сохранения свойств предмета при его перцептивном преобразовании. Тогда констатируют феномен несохранения.

Дошкольник оценивает  объект как глобальное целое, непосредственно, эгоцентрически, полагаясь на восприятие. Он «центрирован» на настоящем моменте и не в состоянии одновременно думать о том, как предметы выглядели раньше; не видит, что произведенное действие в принципе обратимо (вода опять может быть перелита в одинаковые стаканы); сфокусировавшись на одном аспекте (различии в высоте уровней жидкости), не может принять во внимание сразу два параметра (высоту и ширину стакана). Пиаже расценивает феномен несохранения как доказательство неспособности ребенка (до достижения им семилетнего возраста) к децентрации и неспособности к построению логического рассуждения.

В том случае, когда на повторный вопрос «Одинаковое ли количество жидкости в двух стаканах?»  ребенок подтверждает равенство  свойства, говорят, что он сохраняет  признак. Выполнение теста на сохранение -- критерий функционирования конкретных операций. Напомним, логические операции -- это умственные действия, которые характеризуются обратимостью. Обратимость относится, например, к отношению сложения и вычитания или соотношению утверждений, что расстояния Между А и Б и между Б и А одинаковы. Способность мысленно использовать принцип обратимости является одним из основных признаков достижения стадии конкретно-операционального мышления.

Другой вариант задач  Пиаже -- «тест на включение во множество» -- предполагает сравнение целого и его частей.

Тест на включение во множество

1. Показывают несколько  знакомых объектов, например цветов. Объекты должны разделяться на  два подкласса (белые и красные), число элементов в этих подклассах  должно быть неодинаково (4 красных  и 2 белых).

2. Ребенку задают вопрос: «Чего больше -- красных цветов или цветов?»

3. Обычный ответ пятилетнего  ребенка: «Красных цветов больше».

Объяснение Пиаже таково: ребенок центрирован на классе и  не может думать о классе и его  подклассах одновременно. Когда ребенок  начинает решать подобные задачи правильно (обычно после 7 лет), это свидетельствует  о возросшей умственной гибкости, о появлении обратимости, об увеличении способности к децентрации, что зависит от сформированности операциональных структур. Ребенок становится способным понять, что два признака предмета не связаны между собой, не зависят друг от друга (например, форма и количество вещества). Появляются представления о сохранении разных признаков -- материала предмета, длины, массы, объема, позже -- о сохранении времени, скорости. Появляется способность классификации объектов и сериации (т.е. упорядоченного расположения в ряд, например в порядке уменьшения размеров). Теперь ребенок может преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к определенным ситуациям.

Информация о работе Эгоцентризм детского мышления