Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:42, курс лекций
ель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».
Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128
Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психологических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х. Хекхаузен44 считает, что и менеджеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель – лидер идей.
По мнению Д. Мак-Клеланда45, предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р. Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу действий, творческой работы и создания капитала46. Как видно из табл. 8, у менеджера иная мотивация.
Таблица 8.
Сравнение личностных и поведенческих качеств у традиционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров
|
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ |
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ |
ИНТРАПРЕНЕРЫ |
ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ |
Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпорации, такие как собственный кабинет, штат, власть |
Стремление иметь независимость |
Стремление к независимости действий, приобретению позиций в корпорации и соответствующих вознаграждений |
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ |
Ориентируются на короткие временные горизонты: недельные, месячные, квартальные и годовые планы |
Ориентация на 5-10-летние периоды как вехи роста своего бизнеса |
Ориентация зависит от сроков реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпорации. Обычно занимает среднее положение между "традиционным менеджером" и предпринимателем |
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело |
Прямая включенность в работу |
Больше выполняет работу сам, чем перепоручает ее кому-то |
ОТНОШЕНИЕ К РИСКУ |
Боязлив |
Разумно идет на риск |
Разумно идет на риск |
Окончание табл. 8 | |||
ОТНОШЕНИЕ К СТАТУСУ |
Озабочен символами собственного статуса |
Нет озабоченности символами статуса |
Не озабочен традиционными символами статуса в корпорации, хочет лишь независимости |
ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ И ОШИБКАМ |
Стремится всячески избегать ошибок и вообще неожиданностей |
Не боится ошибок, исправляет их и преодолевает неудачи |
Стремится скрывать от окружения рискованные проекты, пока не готов их доказательно обосновать |
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ |
Обычно соглашается с теми, кто выше по положению |
Своими решениями реализует свою мечту |
Способен убедить других помогать в реализации его мечты |
КОМУ СЛУЖИТ |
Служит другим |
Служит себе и потребителю |
Служит себе, потребителю и спонсорам |
ХАРАКТЕР СЕМЬИ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫШЕЛ |
Старшие члены семьи работали на крупные организации |
Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров |
То же самое, что и у предпринимателей |
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ |
В основном по нормам иерархических отношений |
В основном деловые и договорные отношения |
На основе договоренности с иерархической структурой |
С позиций инновационного менеджмента предприниматель – преобразующий лидер в отличие от лидера нормативного или административного менеджмента.
Четких границ между
предпринимателями и менеджерам
Контрольные вопросы:
V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Основная литература:
Дополнительная литература:
Учебное издание
Составитель Никитин Александр Акиндинович
Экономическая психология
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения
Издается в авторской редакции
Компьютерная верстка А.А. Никитина
Подписано в печать 07.12.2009. Формат 60Х84/16.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 7,67. Тираж 100 экз. Заказ
Редакционно-издательский отдел Пермского государственного университета
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
Типография Пермского государственного университета
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
1Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. С.10.
2 Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика// Психологич. журн. 1989.№1.С.26.
3 Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение/ Пер. с англ. М., 1970.
4 Tversky A., Kahneman D. The fraiming of decisions and the psychology of choice // Science. 1981. V. 211. №4481
5 Неиман Дж., Моргенштерн О. Указ.соч.
6 См.: Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1993; Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1995; Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1996. № 10.
7 См.: Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6.
8 См.: Малахов С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие. М., 1992.
9 Antonides. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London. 1991.
10 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
11 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М, 1994. С. 29.
12 "Абраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного ивестирования// Социологические исследования. 1998. № 3
13 Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. М., 1993.
14 Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998. С. 181
15 Мas1оw A.H. Motivation and Personality. New York, 1954.
16 Antonides G. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London, 1991.
17 Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990
18 Мельников С.И. Активизация экономических интересов через обновление собственности: Автореф. канд. дис. Л.,1990.
19 VеbIen T. The Theory of the Leisure Class. New York. 1953.