Экономическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

ель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».

Содержание

Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

Вложенные файлы: 1 файл

economicheskaya psychology.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психологических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х. Хекхаузен44 считает, что и менеджеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель – лидер идей.

По мнению Д. Мак-Клеланда45, предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р. Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу действий, творческой работы и создания капитала46. Как видно из табл. 8, у менеджера иная мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8.

Сравнение личностных и поведенческих качеств у  традиционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров

 

 

 

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

ИНТРАПРЕНЕРЫ

ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ

Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпорации, такие как собственный кабинет, штат, власть

Стремление иметь независимость,    свободу действий,   творчески   работать, создавать   капитал

Стремление к независимости    действий, приобретению     позиций  в   корпорации   и соответствующих вознаграждений

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Ориентируются на   короткие   временные горизонты: недельные,   месячные, квартальные и годовые планы

Ориентация на   5-10-летние периоды        как вехи роста своего бизнеса

Ориентация зависит от сроков реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпорации. Обычно занимает среднее положение между "традиционным менеджером" и предпринимателем

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело

Прямая включенность   в   работу

Больше выполняет работу сам, чем перепоручает ее кому-то

ОТНОШЕНИЕ К РИСКУ

Боязлив

Разумно   идет на риск

Разумно идет на риск

     

Окончание табл. 8

ОТНОШЕНИЕ К СТАТУСУ

Озабочен символами собственного статуса

Нет озабоченности символами статуса

Не озабочен традиционными символами статуса в корпорации, хочет лишь независимости

ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ И ОШИБКАМ

Стремится всячески избегать ошибок и вообще неожиданностей

Не боится ошибок, исправляет их и преодолевает неудачи

Стремится скрывать от окружения рискованные проекты, пока не готов их доказательно обосновать

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Обычно соглашается с теми, кто выше по положению

Своими решениями реализует свою мечту

Способен убедить других помогать в реализации его мечты

КОМУ СЛУЖИТ

Служит другим

Служит себе и потребителю

Служит себе, потребителю и спонсорам

ХАРАКТЕР СЕМЬИ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫШЕЛ

Старшие члены семьи работали на крупные организации

Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров

То же самое, что и у предпринимателей

ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ

В основном по нормам иерархических отношений

В основном деловые и договорные отношения

На основе договоренности с иерархической структурой


 

С позиций инновационного менеджмента предприниматель – преобразующий лидер в отличие от лидера нормативного или административного менеджмента.

Четких границ между  предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура – интрапренер или «внутренний предприниматель» — обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 3), что и предприниматель.

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Назовите психологические предпосылки развития предпринимательства.
  2. В чем состоит гипотеза Шмельдерса?
  3. Дайте характеристику понятия «предприимчивость».
  1. Какие приемы используются в Вашей организации для сокращения дистанции между работодателем и работником? Приведите примеры.

  1. Как Вы понимаете парапредпринимательство?
  2. Каковы различия психологических портретов предпринимателя и менеджера?
  3. К типичному портрету кого из них ближе Ваш портрет?

 

 

 

IV. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

 

  1. Основные проблемы экономической психологии.
  2. Исторический аспект хозяйственной деятельности человека.
  3. Женщина – предприниматель.
  4. Современное инвестиционное поведение.
  5. Особенности современной мотивации труда
  6. Отношение к деньгам у разных социальных групп.
  7. Влияние денег на формирование личности.
  8. Влияние денег на отношения между людьми и странами.
  9. Проблема богатства и бедности.
  10. Стимулы увеличения заработка.
  11. Проблема хранения и накопления денег.
  12. Модели рынка труда.
  13. Социокультурные основы восточного и западного рынков труда.
  14. Социокультурные основы российского рынка труда
  15. Потребительское поведение.
  16. Основные этапы становления рекламы.
  17. Общество и реклама.
  18. Психологическая специфика рекламы.
  19. Коммуникативная компетентность руководителя.
  20. Влияние государственной политики на инвестиционное поведение.
  21. Современное банковское инвестиционное поведение.
  22. Переговорные стратегии.
  23. Особенности переговоров в кризисных ситуациях.
  24. Экономико-психологическая адаптация личности.
  25. Условия развития предпринимательской деятельности.
  26. Психологический портрет предпринимателя.
  27. Современное состояние и тенденции развития отечественного предпринимательства.
  28. Обман как психологический феномен коммерческого переговорного процесса.

 

V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

  1. Какова история возникновения и развития экономической психологии как самостоятельно и отрасли психологического знания?
  2. Каковы предмет, объект и основные направления исследований экономической психологии?
  3. Какое место экономической психологии в системе наук?
  4. Какова связь экономической психологии с другими науками?
  5. Дайте определение экономического поведения.
  6. Каковы экономические и психологические детерминанты экономического поведения?
  7. В чем состоит отличие экономического и психологического подходов к изучению экономического поведения?
  8. Каковы составляющие научного знания об экономическом поведении?
  9. В чем смысл аксиомы «транзитивности»?
  10. В чем смысл аксиомы «замещения»?
  11. Проиллюстрируйте примерами несостоятельность аксиомы «жадности»?
  12. Перечислите и дайте характеристику основных видов систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей.
  13. Объясните на конкретном примере, как связаны параметры: сложность задания и уровень возбуждения?
  14. Что означает эффект Веблена?
  15. Назовите   потребности,   которые  учитываются   классификацией Ж.Ф. Кролара. Используйте их для составления рекламного описания какого-либо товара.
  16. Опишите блоки, стадии и механизмы потребительского выбора согласно модели Котлера.
  17. Какие формы привлечения внимания обозначены в модели Ховарда-Шеса как входные стимулы?                                                                      
  18. Каковы крайние позиции во взглядах экономистов на место потребителя в рыночной системе?
  19. В чем заключается проблема богатства и бедности?
  20. Назовите  основные  характеристики  психологического  портрета бедного.
  21. Назовите основные характеристики психологического портрета богатого.
  22. Какие психологические проблемы типичны для богатых?
  23. В чем проявляются социокультурные особенности отношения к деньгам?
  24. Каковы особенности отношения к деньгам у различных социальных групп?
  25. Как влияют деньги на отношения между людьми и странами?
  26. Как влияют деньги на формирование личности?
  27. Каковы половые различия, проявляющиеся в отношении к деньгам?
  28. Какие выделяют денежные типы личности?
  29. Назовите психологические предпосылки развития предпринимательства.
  30. В чем состоит гипотеза Шмельдерса?
  31. Дайте характеристику понятия «предприимчивость».
  32. Каковы различия психологических портретов предпринимателя и менеджера?

 

 

VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

 

  1. Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000.- 160 с.
  2. Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В.- М., 1992.
  3. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского.- М.: ФА, 1999.-132 с.
  4. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2000.

 

Дополнительная  литература:

 

  1. Абраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования//Социологические исследования. 1998. №3.
  2. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Предприниматель, 1992.
  3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.
  4. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. – М., 1995.
  5. Дейнека О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник С.-Петербург, ун-та. 1997. Сер 6. Вып.4.№ 27.
  6. Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики /Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1995.
  7. Додонов Б.И.Эмоции как ценности. – М., 1978.
  8. Жандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи /Пер. с франц. – М., 1993.
  9. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. – СПб.: Питер, 1997.
  10. Ильин Е.Г. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев, 1998.
  11. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.
  12. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. – М., 1997.
  13. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведениям спроса / Под ред. В.М.Гальперина; Пер. с англ. – СПб., 1993.
  14. Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований // Психолгич. журн.1990.Т.11. №6.
  15. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. – М ., 1993.
  16. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. – СПб., 1997.
  17. Налчаджан АА. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). – Ереван, 1988.
  18. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / Пер. с англ. – М., 1970.
  19. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000.
  20. ПеньковЕ.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. – М., 1990.
  21. Радаев В.В. Экономическая социология. – М., 1998.
  22. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология//Психологич. журн. 1995. №1.
  23. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979.
  24. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л.: ЛГУ, 1986.
  25. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научной ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г.Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
  26. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологич. журн.1989. №1.
  27. Шабанова МА. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. №4.

 

 

 

Учебное издание

 

 

 

Составитель Никитин Александр Акиндинович

 

 

 

Экономическая психология

 

Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

Издается в авторской редакции

 

 

Компьютерная верстка А.А. Никитина

 

 

 

 

Подписано в печать  07.12.2009.   Формат 60Х84/16.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 7,67.    Тираж 100 экз. Заказ

 

 

 

 

Редакционно-издательский отдел Пермского  государственного университета

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15       

 

Типография Пермского государственного университета

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 

1Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /  Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. С.10.

2 Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика// Психологич. журн. 1989.№1.С.26.

3 Нейман   Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение/ Пер. с англ. М., 1970.

4 Tversky A., Kahneman D. The fraiming of decisions and the psychology of choice // Science. 1981. V. 211. №4481

5 Неиман   Дж., Моргенштерн О. Указ.соч.

6 См.: Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1993; Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1995; Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1996. № 10.

7 См.: Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6.

8 См.: Малахов С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие. М., 1992.

9 Antonides.  Psychology  in  Economics  and Business.  Dordrecht,  Boston, London. 1991.

10 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

11 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М, 1994. С. 29.

12 "Абраамова     Е.М.,   Овчарова    Л.Н.   Сбережения   населения:   перспективы частного ивестирования// Социологические исследования. 1998. № 3

13 Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. М., 1993.

14 Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998. С. 181

15 Мas1оw A.H. Motivation and Personality. New York, 1954.

16 Antonides G. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London, 1991.

17 Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990

18 Мельников С.И. Активизация экономических интересов через обновление собственности: Автореф. канд. дис. Л.,1990.

19 VеbIen T. The Theory of the Leisure Class. New York. 1953.

Информация о работе Экономическая психология