Экономическая социализация детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая социализация детей.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

6. Беляева, Н.Л.  К вопросу об экономической  социализации /НЛ.Беляева // Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности. Сборник статей и тезисов Первой Международной научно-практической конференции. - Набережные Челны, 2003. - С. 97 - 98. (0,08 п.л.)

7. Беляева, НЛ. Воспитание самостоятельности и  творчества у старших дошкольников в процессе экономического образования /Н.Л.Беляева // Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты. Сборник статей и тезисов Второй Международной научно-практической конференции (27 февраля 2004 года). - Набережные Челны, 2004. - С. 139 - 141. (0,08 п.л.)

8. Беляева, НЛ. Использование устного народного  творчества в процессе воспитания  нравственно-экономических качеств  личности /НЛ.Беляева //Психолого-педагогические  аспекты национального и межнационального  воспитания детей дошкольного возраста: Материалы региональной научно-практической конференции (14 мая 2004 года). - Набережные Челны: Изд. - во НГПИ, 2004. - С. 37 - 38. (0,08 п.л.)

9. Беляева, НЛ. Экономическое воспитание в современной  дошкольной педагогике /НЛ.Беляева // Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты. Сборник статей и тезисов Второй Всероссийской научно - практической конференции (16 апреля 2004 года). - Набережные Челны, 2004. С. 168 - 171. (0,1 пл.)

10. Беляева, НЛ. К вопросу о необходимости  экономического образования и  воспитания детей дошкольного  возраста /Н.Л.Беляева // Перспективы  и реалии дошкольного образования:  Межвузовский сборник научных  трудов. - Тольятти, Фонд «Развитие  через образование», 2006. - С. 43 - 45. (0,08 п.л.)

11. Беляева, НЛ. Экономическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста  посредством игры / НЛ.Беляева // История  и перспективы развития игровой  деятельности детей дошкольного  возраста. Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. - Набережные Челны, 2007. - С.41 - 44. (0,2 п.л.)

12. Беляева, НЛ. Экономическая социализация детей  дошкольного возраста / НЛ. Беляева  // Самосовершенствование, самореализация  личности: психолого' 22 '

педагогические  аспекты. Сборник тезисов и статей Четвертой международной научно-практической конференции, 24 мая 2007 г. В 2 ч. /Под ред.Н.Ш. Чинкиной. -Наб.Челны: НГПИ, 2007. -97- 101. (0,2 пл.)

13. Беляева, Н.Л.  Игра как средство экономического  воспитания дошкольников / НЛ.Беляева // Диалог кулыур в современном образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). - Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2007. - С. 73 - 74. (0,08 п.л.)

14. Беляева, Н.Л.  Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности в процессе экономического воспитания / Н.Л.Беляева // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». - 2008. - № 5(13). -С. 90-95.(0,2 п.л.)

Учебно-методические пособия:

15. Беляева, Н.Л.  Экономика в детском саду: программа  экономического воспитания детей  6-7 лет / Н.Л.Беляёва ; Набережночелнинский  гос. пед. ин-т. - Набережные Челны, 2007. - 50 с. (1,5 п.л.)

16. Беляева, Н.Л.  Экономическое воспитание дошкольников: спецкурс / Н.Л.Беляева; Набережночелнинский гос. пед. ин-т. - Набережные Челны, 2007. -29 с. (0,8 п.л.)

17. Беляева, НЛ. Организация методической работы  по экономическому воспитанию  детей дошкольного возраста. Учебное  пособие для студентов и педагогов  дошкольных образовательных учреждений / Н.Л.Беляева ; Набережночелнинский гос. пед. ин-т. - Набережные Челны,. НГПИ, 2007. - 124 с. (3.7 п.л.)

Подписано в  печать 28.10.2008 г. Тираж 100 экз. Усл. печ. л. 1,3 Заказ. № 156-06

Издательство

Набережночелнинского  государственного педагогического института 423806, г.Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28

Содержание  диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Беляева, Нина Леонидовна, 2008 год

Введение.

Глава I. Теоретическое  обоснование экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Осмысление  сущности и содержания экономического  воспитания 14 детей школьного возраста  в психолого-педагогической литературе

1.2. Анализ проблемы  экономического воспитания детей  дошкольного возраста в современной отечественной дошкольной педагогике

1.3. Модель экономического  воспитания детей 6-7 лет.

1.4. Педагогические  условия экономического воспитания  детей в 65 дошкольном образовательном  учреждении

Выводы по первой главе.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по экономическому воспитанию детей 6-7 лет.

2.1. Характеристика  состояния экономического воспитания  детей 6-7 лет 77 в условиях современного  дошкольного учреждения.

2.2. Организация  и проведение опытно-экспериментальной  работы по 116 реализации модели экономического воспитания детей

2.3. Результаты опытно —  экспериментальной работы по  экономическому воспитанию детей.

Выводы по второй главе.

Введение  диссертации по педагогике, на тему "Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность  проблемы и темы исследования. Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества.

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы определяется социальным заказом общества. В Законе «Об образовании» Российской Федерации  и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования.

На научно-теоретическом  уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогической науке обсуждаются различные аспекты проблемы экономического воспитания: экономическое образование детей дошкольного возраста (A.A. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е.В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (Л.Н. Галкина); осознание детьми экономических понятий (Л.А. Голуб). Однако при всем многообразии исследуемых проблем малоизученными остаются педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана  с тем, что наблюдается недостаточная  научно-методическая разработанность процесса экономического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, хотя в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни стал предметом пристального изучения.

В последние  десятилетия XX века в отечественной  дошкольной педагогике вопросы экономического воспитания дошкольников привлекают внимание многих исследователей и практических работников, но несмотря на это, проблема экономического воспитания нуждается в основательном изучении, особенно воспитание нравственно-экономических качеств личности дошкольника, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе.

Таким образом, изучение и анализ литературы по проблеме экономического воспитания способствовали выявлению ряда противоречий:

- между потребностью  современного общества в экономически  грамотном подрастающем поколении  и недостаточностью современных  исследований, закладывающих теоретические  основы экономического воспитания в дошкольном детстве;

- между признанием  экономического воспитания начиная  с дошкольного возраста и недостаточной  разработанностью теории экономического  воспитания, в том числе по  выявлению педагогических условий  для его осуществления в дошкольном образовательном учреждении; - между необходимостью практического решения проблемы экономического воспитания дошкольников и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.

Указанные противоречия обозначили проблему исследования, которая  заключается в определении педагогических условий, способствующих успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

На основании  обозначенных противоречий и проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект  исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

В исследовании введены ограничения: нами рассматривается проблема экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

В основу исследования положена гипотеза. Процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного  возраста, возможно, будет успешным, если педагогическими условиями выступают:

• наличие в  воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие  звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;

• создание воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;

• организация  и насыщение видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества;

• взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал экономической воспитанности у детей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и  выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние  проблемы в философской, историко-педагогической, психологической, научно-методической литературе.

2. Спроектировать  и обосновать структурно-содержательную  модель процесса экономического  воспитания детей в дошкольном  образовательном учреждении. '

3. Определить  и апробировать педагогические условия, способствующие успешному осуществлению экономического воспитания детей.

4. Выявить критерии  и показатели уровней экономической  воспитанности детей.

5. Разработать  и внедрить в педагогический  процесс авторскую программу  «Экономика в детском саду».

Методологическую  основу исследования составляют: на философском уровне - положения о системном подходе к формированию личности (A.A. Бодалев, Н.И. Лапин, М.И. Мелия, М.В. Розин); положения об экономических закономерностях развития общества (А.Г. Асмолов, А.Ю. Архипов, А.И. Китов, Б.Т. Лихачев, Л.А. Любимов, В.Д. Попов, A.B. Мудрик, А.Б. Фенько); на общенаучном уровне — аксиологический подход (В.И. Андреев, В .Я. Головных, М.С. Каган, В.И. Плотников); современные концепции непрерывного экономического образования школьников (И.А. Сасова, В.А. Поляков); на конкретном уровне — деятельностный подход (O.A. Абдульханова-Славская, JI.B. Трубайчук, Д.Б. Эльконин); утверждения о том, что вещный материальный мир -источник становления ценностных ориентаций, поскольку они способствуют вовлечению детей в общение, практическую деятельность, разного рода отношения (А.Ф. Аменд, JI.C. Выготский, О.В. Дыбина, С.А. Козлова); концепция взаимодействия ребенка с предметным миром, при которых возникает особая форма самосознания: «Я и мир экономических ценностей» (A.B. Петровский, В.А. Петровский).

Теоретическую основу исследования составляют концептуальные основы экономического воспитания в России, труды зарубежных и отечественных педагогов, посвященные вопросам экономического воспитания (В.Г. Белинский, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Д. Локк, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); исследования по теории и методике экономического образования и воспитания детей школьного возраста (Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов, Г.Х. Гебеков, А.П. Казаков, В.Л. Каряев,

A.B. Мицкевич, A.C. Прутченков, В.А. Райзберг, Л.Ю. Слепцова); теоретические положения в области  трудового, нравственного, национального  воспитания дошкольников (М.И. Богомолова, Г.Н. Година, Р.И. Жуковская,

B.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева); современные исследования по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста (П.О. Абдулвагабова, Л.Н. Галкина, Л.А. Голуб, A.A. Смоленцева, А.Д. Шатова); исследования профессиональной подготовки специалистов по экономическому воспитанию детей (И.Г. Рябова, Е.А. Сидякина).

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический  анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошкольных образовательных учреждений; изучение и анализ методических пособий, детской художественной литературы; анализ опыта работы ДОУ (годовых, календарных планов). Из числа эмпирических методов использовались: педагогическое наблюдение; диагностические методы (анкетирование, беседа, изучение продуктов детской деятельности). Ведущим методом нашего исследования был педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Информация о работе Экономическая социализация детей