Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Эффективная реализация
разработанной нами программы «Экономика
в детском саду» стала
Разработанная модель экономического воспитания детей 6-7 лет, объединяющая когнитивный, поведенческо-деятельностный, эмоционально-ценностный компоненты экономического воспитания, способствовала усвоению детьми представлений о многообразии мира экономики. Апробация экспериментальной программы «Экономика в детском саду» показала, что по содержанию она может быть основой экономического воспитания дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и анализ теории и практики экономического воспитания показал, что вопросы создания педагогических условий экономического воспитания, формирования знаний об экономической жизни, специфических качеств личности у детей 6-7 лет выступают в исследованиях не в качестве основного предмета изучения, а как частная задача, подчиненная решению других проблем (трудовому, нравственному воспитанию, ознакомлению с трудом взрослых).
Современная практика дошкольных образовательных учреждений показывает, что общество в целом и педагоги, в частности, заинтересованы в такой личности, которая может активно включаться в современные формы экономических взаимоотношений, в личности экономически воспитанной и образованной. Исследования последних лет доказывают, что главное требование эффективности экономического воспитания современных детей создание продуманной системы деятельности и соответствующих педагогических условий.
Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении нами были созданы необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствовала созданная воспитателями игровая экономическая зона: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», а также мини — мастерская «Мастерская добрых дел», где дети совместно со взрослыми занимались доступными видами ручного труда (изготовление изделий из бумаги, из соленого теста, аппликаций из луковой и чесночной кожуры). Именно игровая экономическая зона предоставила детям возможность действовать самостоятельно, способствовала формированию их познавательной и практической активности, создавала возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. Этому способствовала и компетентность педагогов знакомых с сущностью экономических явлений, с миром экономических взаимоотношений в обществе.
Эффективности работы по экономическому воспитанию способствовали: отбор доступного содержания, возможности эмоционального отклика со стороны детей, использование различных форм организации педагогической деятельности, методов и приемов воспитания. Неоценимую роль играли совместные мотивированные виды деятельности (познавательная, игровая, трудовая, коммуникативная). Участие в коллективных мероприятиях придавала деятельности ребенка особую социальную значимость, умению применить свой ранее накопленный опыт, впитать все новое, сохранить это в памяти и выполнить важную функцию, значимую и для него, и для окружающих.
Проведенные с детьми экскурсии (в мастерскую плотника, по городу, на хлебокомбинат, на микрорынок, в ателье, супермаркет, в сберегательный банк, рекламное агентство) знакомили детей с трудовой деятельностью людей, способствовали закреплению социально-экономических знаний, решению проблемных ситуаций, развитию наблюдательности, изобретательности, активности. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, активизировал мыслительную деятельность, развивал сообразительность, смекалку, творческие способности. Общение детей во время встреч с людьми разных профессий, совместное участие детей и родителей в конкурсах, развлечениях приносили радость, помогали преодолеть робость, неуверенность в себе, подготовить детей к реальной жизни.
Эффективность той или иной формы экономического воспитания определялась творческим, содержательным и эмоциональным характером педагогических воздействий со стороны воспитателя, наполнением каждого теоретического положения конкретным содержанием. Воспитательное воздействие экономического познания по-разному преломляется через призму индивидуального сознания и личного опыта ребенка, через различные отношения к людям, к явлениям окружающей действительности, поэтому экономическое воспитание не следует сводить к усвоению социального опыта, к накоплению знаний, умений, навыков. Оно находит свое выражение в формировании у детей нравственных качеств личности.
В зависимости
от сложности и новизны
Для активизации познавательного интереса к экономике внимательно относились к детским вопросам. Ни один из вопросов не оставался без ответа, обращалось внимание на происходящие изменения в жизни детского сада, события в экономической жизни города (появление новых автобусов, трамваев, благоустройство улиц). Познавательный интерес проявлялся в вопросах, относящихся к хозяйству семьи, продукции различных предприятий, техническим новинкам в сфере обслуживания (банкоматы, новые терминалы).
Опытно-экспериментальная работа показала, что дети 6-7 лет при систематической работе восприимчивы к экономическим знаниям: понимают сущность экономических понятий, имеют общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, интересуются хозяйством детского сада, продукцией, выпускаемой на предприятиях нашего города; историей экономики. Проявляют положительное эмоциональное отношение к труду, к результатам труда, к предметам общественной и личной собственности, к сверстникам, взрослым, с которыми вступают в контакт, к природе.
Эффективность работы по экономическому воспитанию с детьми 6-7 лет обеспечивалась путем внедрения модели экономического воспитания, включающей диагностику сформированности знаний об экономической жизни; экономических умений, способность переносить полученные знания в разные виды деятельности; проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости и создание соответствующих педагогических условий. Работа по экономическому воспитанию органически связана со всеми видами деятельности детей, со всеми видами занятий, которые давали возможность создания единого «экономического» пространства для воспитанников. Мы считаем, что чем теснее эти связи, тем продуктивнее окажется изучение основ экономики.
Как показало проведенное исследование, первоначальные экономические знания ребенок получает в семье, дальнейшее их расширение происходит в условиях дошкольного учреждения. С поступлением в школу возникает потребность в проявлении новых качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Поэтому воспитание бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду, является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной жизни в классном коллективе.
Таким образом, результаты проведенного исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении работы сделать следующие выводы:
1. Всесторонний
теоретический анализ
2. На основе
системного, аксиологического, деятельностного
подходов разработана модель
экономического воспитания
3. Созданные
необходимые педагогические
4. Разработанные
показатели экономической
5. Экспериментальная
работа показала возможность
экономического воспитания
Данное исследование не может являться исчерпывающим решением обозначенной проблемы и требует дальнейшей работы в следующих направлениях: рассмотрение преемственных связей дошкольного учреждения с начальной школой в формировании экономической воспитанности на основе ценностно-смысловых установок.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Беляева, Нина Леонидовна, Елабуга
1. Абрамова, А.И. Экономическое образование и воспитание учащихся / А.И. Абрамова. -М. : Высшая школа, 1986. 152с.
2. Абраменкова, В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2002. - № 1. — С.31 -36.
3. Абдулвагабова,
П.О. Педагогические условия
4. Автономов,
А .Я., Малышев, M.JI. Совершенствование
экономического воспитания
5. Агошкова, Г.С.
Экономическое образование
6. Аленчиков, И.Н. Экономика и школа / И.Н. Аленчиков // Советская педагогика. 1990. - №6. - С. 45 - 49.
7. Алябьева, И.А.
Учебные задания как метод
реализации экономического
8. Аменд, А.Ф.
Взаимодействие школы и семьи
в экономическом воспитании
9. Аменд, А.Ф.
Экономическое воспитание
10. Аношина, JI.M. Экономическое
воспитание старших
11. Артемова, JI.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / JI.B. Артемова. -М. : Просвещение, 1992. 120с.
12. Архипов, А.Ю.
Утверждение нового
13. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. М. : Смысл, 2001. -94с.
14. Атоев, Н.М.
Педагогические условия
15. Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников / П.Р. Атутов. — М. : Педагогика, 1986. 126с.
16. Ахмерова, Г.А. Умеют ли считать деньги ваши дети. Календарь для родителей // М. : Педагогика, 1987. 68с.
17. Бабаева, Т.И.
Использование материалов
18. Баженова, Н.К. Мы мало думаем о воспитании хозяина / Н.К. Баженова // Воспитание школьников. 1991. - №3. - С. 13 - 14.
19. Баранова, Л.И.
Воспитание бережливости у
20. Беспалов, В.З.
Экономическое образование