Экономическая социализация детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая социализация детей.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Эффективная реализация разработанной нами программы «Экономика в детском саду» стала возможной  в результате того, что дети являлись полноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса; в процессе деятельности воспитатели учитывали возможности, уровень подготовленности, индивидуальные способности каждого ребенка. Объем материала, степень сложности проблемных ситуаций, их насыщенность игровыми способами, выбор тех или иных ситуационных или имитационных действий - все это определялось особенностями детей в целом и каждого ее участника в отдельности. Поведение детей этого возраста носит преимущественно непроизвольный характер, строится на их интересе к выполняемому заданию. Задания, которые содержат элементы новизны, в большей мере привлекают, радуют детей и выполняются ими более охотно и поэтому успешнее. В целом дети 6-7 лет проявили заинтересованность в познании окружающих явлений современного социума, что показывает их понимание экономических процессов и явлений, происходящих в обществе и окружающем мире.

Разработанная модель экономического воспитания детей 6-7 лет, объединяющая когнитивный, поведенческо-деятельностный, эмоционально-ценностный компоненты экономического воспитания, способствовала усвоению детьми представлений о многообразии мира экономики. Апробация экспериментальной программы «Экономика в детском саду» показала, что по содержанию она может быть основой экономического воспитания дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и  анализ теории и практики экономического воспитания показал, что вопросы создания педагогических условий экономического воспитания, формирования знаний об экономической жизни, специфических качеств личности у детей 6-7 лет выступают в исследованиях не в качестве основного предмета изучения, а как частная задача, подчиненная решению других проблем (трудовому, нравственному воспитанию, ознакомлению с трудом взрослых).

Современная практика дошкольных образовательных учреждений показывает, что общество в целом  и педагоги, в частности, заинтересованы в такой личности, которая может активно включаться в современные формы экономических взаимоотношений, в личности экономически воспитанной и образованной. Исследования последних лет доказывают, что главное требование эффективности экономического воспитания современных детей создание продуманной системы деятельности и соответствующих педагогических условий.

Для организации  воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении нами были созданы необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствовала созданная воспитателями игровая экономическая зона: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», а также мини — мастерская «Мастерская добрых дел», где дети совместно со взрослыми занимались доступными видами ручного труда (изготовление изделий из бумаги, из соленого теста, аппликаций из луковой и чесночной кожуры). Именно игровая экономическая зона предоставила детям возможность действовать самостоятельно, способствовала формированию их познавательной и практической активности, создавала возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. Этому способствовала и компетентность педагогов знакомых с сущностью экономических явлений, с миром экономических взаимоотношений в обществе.

Эффективности работы по экономическому воспитанию способствовали: отбор доступного содержания, возможности эмоционального отклика  со стороны детей, использование  различных форм организации педагогической деятельности, методов и приемов воспитания. Неоценимую роль играли совместные мотивированные виды деятельности (познавательная, игровая, трудовая, коммуникативная). Участие в коллективных мероприятиях придавала деятельности ребенка особую социальную значимость, умению применить свой ранее накопленный опыт, впитать все новое, сохранить это в памяти и выполнить важную функцию, значимую и для него, и для окружающих.

Проведенные с  детьми экскурсии (в мастерскую плотника, по городу, на хлебокомбинат, на микрорынок, в ателье, супермаркет, в сберегательный банк, рекламное агентство) знакомили детей с трудовой деятельностью людей, способствовали закреплению социально-экономических знаний, решению проблемных ситуаций, развитию наблюдательности, изобретательности, активности. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, активизировал мыслительную деятельность, развивал сообразительность, смекалку, творческие способности. Общение детей во время встреч с людьми разных профессий, совместное участие детей и родителей в конкурсах, развлечениях приносили радость, помогали преодолеть робость, неуверенность в себе, подготовить детей к реальной жизни.

Эффективность той или иной формы экономического воспитания определялась творческим, содержательным и эмоциональным характером педагогических воздействий со стороны воспитателя, наполнением каждого теоретического положения конкретным содержанием. Воспитательное воздействие экономического познания по-разному преломляется через призму индивидуального сознания и личного опыта ребенка, через различные отношения к людям, к явлениям окружающей действительности, поэтому экономическое воспитание не следует сводить к усвоению социального опыта, к накоплению знаний, умений, навыков. Оно находит свое выражение в формировании у детей нравственных качеств личности.

В зависимости  от сложности и новизны познавательного  материала в работе с детьми использовались различные методы воспитания: приучение, упражнения, поручения, создание воспитывающих  ситуаций, беседа, рассказ, использование примера, обращение к личному опыту, одобрение, похвала. Метод убеждения выступал в виде суждений педагога (например: «Одним путешественникам был интересен мир, другие способствовали развитию торговли»; «Составляющими семейного бюджета являются доходы и расходы»; «Каждое предприятие выпускает свою продукцию»); высказывания аргументов (например: «Деньги необходимы для жизни людей», «Каждый человек должен соблюдать законы экономики», «Для успешного будущего необходимо получить хорошее образование); мнения о личном отношении педагога (например: к матери как самой трудолюбивой, внимательной, которая заботится о чистоте, уюте в доме; о запасах на зиму в семьях; о предпринимателях как людях творческих); объяснение смысла экономических понятий (товар, цена, банк, собственность, страхование, сервис и др.); сообщения о практическом значении экономических явлений (например: «Удобнее совершать покупки при помощи денег», «Следует знать товары, выпускаемые на предприятиях нашего города», «В супермаркете находится много товаров для того, чтобы покупатель мог приобрести все в одном месте», «Банк принимает деньги на хранение, предоставляет кредит, выдает по вкладам»); организация диалога педагога с детьми (например: «Какие культурные учреждения вы знаете в нашем городе? А в каких культурных учреждениях вы бывали сами?», «Как вы думаете, для чего нужны вывески, рекламные щиты?»; «Какие животные делают запасы на зиму? А какие запасы на зиму делают в ваших семьях?»). Метод упражнения содействовал оснащению ребенка поведенческими умениями (например: как следует вести себя в музеях, на выставках; как выбирать товар в супермаркете, выполнять операции в банках, к кому и как правильно обращаться за помощью в этих учреждениях). Широкое применение было дано и нетрадиционным методам: использование модели «Семейный бюджет», «Экономическое древо», работа с картой «Предприятия нашего города», «Природные богатства Республики Татарстан»; составление кроссворда, рекламных проспектов «Моя любимая игрушка», изготовление сувениров, подарков, поделок. Использование вышеперечисленных методов воспитания способствовало развитию любознательности, познавательного интереса к экономике.

Для активизации  познавательного интереса к экономике  внимательно относились к детским  вопросам. Ни один из вопросов не оставался  без ответа, обращалось внимание на происходящие изменения в жизни  детского сада, события в экономической  жизни города (появление новых автобусов, трамваев, благоустройство улиц). Познавательный интерес проявлялся в вопросах, относящихся к хозяйству семьи, продукции различных предприятий, техническим новинкам в сфере обслуживания (банкоматы, новые терминалы).

Опытно-экспериментальная работа показала, что дети 6-7 лет при систематической работе восприимчивы к экономическим знаниям: понимают сущность экономических понятий, имеют общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, интересуются хозяйством детского сада, продукцией, выпускаемой на предприятиях нашего города; историей экономики. Проявляют положительное эмоциональное отношение к труду, к результатам труда, к предметам общественной и личной собственности, к сверстникам, взрослым, с которыми вступают в контакт, к природе.

Эффективность работы по экономическому воспитанию с детьми 6-7 лет обеспечивалась путем  внедрения модели экономического воспитания, включающей диагностику сформированности знаний об экономической жизни; экономических  умений, способность переносить полученные знания в разные виды деятельности; проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости и создание соответствующих педагогических условий. Работа по экономическому воспитанию органически связана со всеми видами деятельности детей, со всеми видами занятий, которые давали возможность создания единого «экономического» пространства для воспитанников. Мы считаем, что чем теснее эти связи, тем продуктивнее окажется изучение основ экономики.

Как показало проведенное  исследование, первоначальные экономические знания ребенок получает в семье, дальнейшее их расширение происходит в условиях дошкольного учреждения. С поступлением в школу возникает потребность в проявлении новых качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Поэтому воспитание бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду, является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной жизни в классном коллективе.

Таким образом, результаты проведенного исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении работы сделать следующие выводы:

1. Всесторонний  теоретический анализ философской,  историко-педагогической, психологической,  научно-методической литературы, изучение опыта работы и проведение опытно-экспериментального исследования показали, что экономическая воспитанность является сложным личностным образованием, позволяющим адаптироваться к многообразному миру экономики, окружающей среде, которая влияет на взаимоотношения между людьми.

2. На основе  системного, аксиологического, деятельностного  подходов разработана модель  экономического воспитания детей,  отражающая содержание процесса  экономического воспитания в  дошкольном образовательном учреждении. Эффективность реализации модели экономического воспитания связана: с отбором содержания информации об экономике, с применением соответствующего комплекса средств, методов воспитания, форм организации деятельности, позволяющих осуществлять активную включенность детей в познавательную, игровую, трудовую деятельность по творческому познанию экономики с учетом научно обоснованных принципов и созданных необходимых педагогических условий. Использование разработанной модели в рамках формирующего этапа эксперимента способствовало: формированию нравственно-ценностных ориентаций: уважительного отношения к законам экономики, воспитанию бережливости, деловитости, ответственности, предприимчивости; обогащению знаний детей экономической информацией, расширению познаний в области экономики.

3. Созданные  необходимые педагогические условия  (воспитывающая среда; организация  и насыщение видов детской  деятельности информацией об  экономической жизни семьи, людей,  общества и развитие на этой  основе познавательного интереса  к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал экономической воспитанности у детей) обеспечили успешность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработанные  показатели экономической воспитанности  (наличие знаний о потребностях  семьи, представлений о труде  родителей; проявление познавательного  интереса к экономике и окружающим  явлениям современного социума;  умение реализовывать имеющиеся  экономические знания в разных видах деятельности, общаться со взрослыми и сверстниками; нравственно-экономические качества личности — бережливость, деловитость, ответственность, предприимчивость) и соответствующие им критерии позволили определить уровни экономической воспитанности детей.

5. Экспериментальная  работа показала возможность  экономического воспитания детей  путем создания необходимых педагогических  условий и с помощью разработанной  программы «Экономика в детском  саду».

Данное исследование не может являться исчерпывающим решением обозначенной проблемы и требует дальнейшей работы в следующих направлениях: рассмотрение преемственных связей дошкольного учреждения с начальной школой в формировании экономической воспитанности на основе ценностно-смысловых установок.

Список  литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Беляева, Нина Леонидовна, Елабуга

1. Абрамова, А.И.  Экономическое образование и  воспитание учащихся / А.И. Абрамова. -М. : Высшая школа, 1986. 152с.

2. Абраменкова, В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2002. - № 1. — С.31 -36.

3. Абдулвагабова,  П.О. Педагогические условия воспитания  бережного отношения к личным  и общественным вещам: Автореф. дисс.канд.пед.наук -М, 1991.-25с.

4. Автономов,  А .Я., Малышев, M.JI. Совершенствование  экономического воспитания учащегося  / А.Я. Автономов, M.JI. Малышев // Педагогика. -1987.-№8. -С. 53 57.

5. Агошкова, Г.С.  Экономическое образование школьников (проблемы и пути их решения): Автореф. дисс. .канд.пед.наук Майкоп, 1997. - 23с.

6. Аленчиков,  И.Н. Экономика и школа / И.Н.  Аленчиков // Советская педагогика. 1990. - №6. - С. 45 - 49.

7. Алябьева, И.А.  Учебные задания как метод  реализации экономического образования на уроке математики / И.А. Алябьева // Экономика в школе. -2002.-№2.-С. 62-65.

8. Аменд, А.Ф.  Взаимодействие школы и семьи  в экономическом воспитании детей:  Методические рекомендации. — М. , 1991. 21с.

9. Аменд, А.Ф.  Экономическое воспитание младших  школьников / А.Ф. Аменд. М. : Педагогика, 1982. - 112с.

10. Аношина, JI.M. Экономическое  воспитание старших дошкольников  в процессе ознакомления с  новыми профессиями / JI.M. Аношина  // Психология и педагогика. 2002. - №1. - С. 34 - 36.

11. Артемова, JI.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / JI.B. Артемова. -М. : Просвещение, 1992. 120с.

12. Архипов, А.Ю.  Утверждение нового экономического  мышления и задачи теории экономического  образования и воспитания / А.Ю.  Архипов // Российский экономический журнал. 1997. - №8. - С.95 - 101.

13. Асмолов, А.Г.  Психология личности / А.Г. Асмолов.  М. : Смысл, 2001. -94с.

14. Атоев, Н.М.  Педагогические условия экономического  воспитания старшеклассников / Н.М.  Атоев. Алма-Ата, 1993. — 55с.

15. Атутов, П.Р.  Политехническое образование школьников / П.Р. Атутов. — М. : Педагогика, 1986. 126с.

16. Ахмерова, Г.А.  Умеют ли считать деньги ваши  дети. Календарь для родителей  // М. : Педагогика, 1987. 68с.

17. Бабаева, Т.И.  Использование материалов народной  педагогики в экономическом воспитании старшеклассников / Т.И. Бабаева. — Азербайджан, 1992.-48с.

18. Баженова, Н.К.  Мы мало думаем о воспитании  хозяина / Н.К. Баженова // Воспитание  школьников. 1991. - №3. - С. 13 - 14.

19. Баранова, Л.И.  Воспитание бережливости у старших школьников в учении и внеклассной работе: Дисс.канд.пед.наук. Минск, 1989. - 223с.

20. Беспалов, В.З.  Экономическое образование школьников: взгляд из министерства / В.З. Беспалов // Российский экономический журнал. 1993. -№4.-С.114- 115.

Информация о работе Экономическая социализация детей