Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования: выявление креативных способностей старших школьников. Объект: креативность. Предмет: креативность в старшем школьном возрасте. Гипотеза: в старшем школьном возрасте креативные способности характеризуются своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.
Введение………………………………………………………………...……..….2
Глава 1. Теоретические основы проблемы креативности детей в старшем школьном возрасте
§ 1.1 Представления о креативности……………………………………..…6
§ 1.2 Психологические особенности старшего школьного возраста…………………………………………………………………………...16
§ 1.3 Развитие креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе……………………………………………………....19
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению креативных способностей старших школьников
§ 2.1 Диагностика креативных способностей старших школьников……………………………………………………………….……. .23
§ 2.2 Анализ результатов исследования креативности старших школьников………………………………………………………………………24
§ 2.3 Комплекс игр и упражнений на развитие креативности………...…..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32
Название занятия (номер занятия) |
Цель занятия |
Игры, упражнения, этюды входящие в занятия |
Время отведенное на каждое занятие |
"Знакомство" |
развитие творческого мышления и умения сосредоточиться, а так же креативности |
Упражнение "Сочинитель"; Упражнение "Творческое озарение"; Упражнение "Рифмуем имена" |
30 минут |
"Выявление креативности" |
развитие креативности. мышления |
Упражнение "Творческое озарение"; Упражнение "Завяжи шнурок"; Упражнение "Прочти текст" |
30 минут |
"Немного поговорим" |
развитие креативности, мышления, развитие воображения и творческих способностей. |
Упражнение "Рассказ"; Упражнение "Придумай"; Упражнение "Заголовки" |
30 минут |
"Капелька творчества" |
развитие креативности |
Игра "К счастью. К сожалению. "; Упражнение "Превращения"; Упражнение "Заглавная буква" |
30 минут |
"Заключение" |
Стимулировать появление творческих идей, проба оригинальности мышления |
Упражнение "Поставь точку"; Упражнение-активатор "Апельсин"; Игра "Поиск общих свойств" |
30 минут |
Заключение
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.
Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество, а предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.
Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.
Пути и судьбы творческого потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может и в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности. Так, в американских исследованиях креативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа "гений без таланта".
Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: "когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях". Поэтому не стоит разделять эти три понятия (личность, креативность, творчество), а необходимо найти их взаимодействие, гармонию, как в воспитании наследуемых поколений, так и в воспитании самих себя.
Список литературы
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - № 1. - 2003.
2. Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 2005.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2002.
4. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 2003.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2003.
6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 2005
7. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 2003.
8. Григоренко Е.А., Кочубей Б.И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. - 2002.
9. Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005.
10. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросре¬ды на креативность 2005
11. Психологический журнал. - 2004. - № 4.
12. Л.Д. Столяренко "Основы психологии" издание третье, переработанное и дополненное. "Феникс" Ростов-на-Дону, 2000 г.
13. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 2004
14. Лук А.Н. Проблемы научного творчества / Сер. Науковедение за рубежом. - М., ИПИОН АН СССР, 2004.
15. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. - 2004
16. Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Правда, 2003.
17. Перна И.Я. Ритмы жизни и творчества. - Л., 2001.
18. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 2005.
19. Психологическая диагностика. Учебник для вузов.3-е издание переработанное и дополненное. Под редакцией М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. Издательство: "Питер", 2003 г.
20. "Практическая психодиагностика. Методики и тесты" Учебное пособие. Редактор-составитель - Д.Я. Райгородский. Издательский дом "БАХРАХ-М" Самара 2001 г.
21. Развитие и диагностика способностей // Под ред.В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 2005.
22. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологи¬ческие проблемы самореализации личности. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.
23. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Москва; Томск, 2004.
24. Хоровитц Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследо¬ваний // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение, 2005.
25. Эллиот П.К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор воле¬вых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. - 2004
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
26. http://www.twirpx.com/
27. http://nkozlov.ru/tests_fan/d2
28. http://goleva. ucoz.ru/publ/8-1-0-59
Информация о работе Экспериментальная работа по изучению креативных способностей старших школьников