Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 17:22, курсовая работа
Гипотеза: Мы можем предположить, что детям старшего дошкольного возраста присущи: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
Задачи:
1. Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Подходы к определению понятия «общение».
3. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1 Понятие межличностного общения…………………………………..5
1.2 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………....8
1.3 Особенности общения детей старшего дошкольного возраста…..14
Глава 2. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26
2.1 Подбор методик к исследованию…………………………………26
2.2 Проведение исследования…….......................................................29
2.3 Анализ результатов исследования………………………………...33
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованных источников……………………………………..38
8. Клюева, И.В. Учим детей общению. И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. – 207с.
9. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2007. – 368 с.
10. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения: М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
12. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с.
14. Немов В.С. Психология.// Т.2, М., 2004г.
15. Общение детей в детской саду и семье под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. – 280с.
16. Психологический словарь. 3-е изд., доп.и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 640 с. (Серия «Словари»).
17. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 1989. – 284с.
18. Развитие общения дошкольников со сверстниками; под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 211с.
19. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада, Т.А Репина. – М.: Педагогика, 1978.
20. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 342с.
21. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 304с.
22. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
23. Юдина, Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 9. – С.10-29.
Приложение №1
Для определения уровня развития общения со сверстниками используются следующие шкалы оценки параметров общения со сверстниками:
Интерес к сверстнику:
0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;
1 балл - ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;
2 балла - ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);
3 балла - ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.
Инициативность:
0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;
1 балл - ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);
2 балла - ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
3 балла - ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.
Чувствительность:
0 баллов - ребенок не отвечает на инициативу сверстника;
1 балл - ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;
2 балла - ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;
3 балла - ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.
Просоциальные действия:
0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;
1 балл - ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
2 балла - ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;
3 балла - ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.
Средства общения:
Экспрессивно-мимические
0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;
1 балл - ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;
2 балла - ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.
Активная речь
0 баллов - ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);
1 балл - лепет;
2 балла - автономная речь;
3 балла - отдельные слова;
4 балла - фразы.
Протокол регистрации параметров общения со сверстником
Имя, фамилия ребёнка _______________ Возраст ___________________
Ситуации: Параметры общения:
Интерес
«Непосредственное общение» 0 1 2 3
«Общение с участием взрослого» 0 1 2 3
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3
Инициативность
«Непосредственное общение» 0 1 2 3
«Общение с участием взрослого» 0 1 2 3
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3
Чувствительность
«Непосредственное общение» 0 1 2 3
«Общение с участием взрослого» 0 1 2 3
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3
Просоциальные действия
«Непосредственное общение» не фиксируется
«Общение с участием взрослого» не фиксируется
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3
Средства общения:
экспрессивно-мимические
«Непосредственное общение» 0 1 2
«Общение с участием взрослого» 0 1 2
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2
«Один предмет на двоих» 0 1 2
активная речь
«Непосредственное общение» 0 1 2 3 4
«Общение с участием взрослого» 0 1 2 3 4
«Совместная деятельность с предметами» 0 1 2 3 4
«Один предмет на двоих» 0 1 2 3 4
№ |
Ф.И ребенка |
Т А Н я
|
Н И К И Т А
|
Л И З А |
Р У С Л А Н |
М А К С И М |
Д А Ш А |
Д А Н И И Л |
С О Н Я
|
А Н Д Р Е Й
|
В И К А
|
М А Ш А
|
П А Ш А
|
К С Ю Ш А |
И Г О Р Ь |
П А Ш А |
Л Ю Б А
|
О Л Е С Я |
К А Т Я
|
К И Р И Л Л
|
Е Г О Р
|
А Н Д Р Е Й
|
А Н Д Р Е Й
|
И В А Н
|
1 |
Таня А. |
А |
В |
Б |
||||||||||||||||||||
2 |
Никита Б. |
А |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
3 |
Лиза Б |
В |
А |
Б |
||||||||||||||||||||
4 |
Руслан В. |
А |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
5 |
Максим Г |
В |
А |
Б |
||||||||||||||||||||
6 |
Даша Г |
|||||||||||||||||||||||
7 |
Даниил И |
|||||||||||||||||||||||
8 |
Соня К. |
Б |
А |
В |
||||||||||||||||||||
9 |
Андрей К |
В |
Б |
А |
||||||||||||||||||||
10 |
Вика К |
|||||||||||||||||||||||
11 |
Маша Л |
|||||||||||||||||||||||
12 |
Паша Л |
А |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
13 |
Ксюша П |
А |
В |
Б |
||||||||||||||||||||
14 |
Игорь П |
А |
В |
Б |
||||||||||||||||||||
15 |
Паша П |
Б |
В |
А | ||||||||||||||||||||
16 |
Люба Ю |
В |
Б |
А |
||||||||||||||||||||
17 |
Олеся Р |
А |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
18 |
Катя С |
А |
Б |
В | ||||||||||||||||||||
19 |
Кирилл С |
А |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
20 |
Егор Т |
А |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
21 |
Андрей Ф |
В |
Б |
А | ||||||||||||||||||||
22 |
Андрей Ф |
В |
А |
Б |
||||||||||||||||||||
23 |
Иван Ф |
Б |
В |
А |
||||||||||||||||||||
*5 |
Кол-во выборов А |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
*4 |
Кол-во выборов Б |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
*3 |
Кол-во выборов В |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Сумма баллов |
13 |
10 |
9 |
9 |
22 |
6 |
20 |
8 |
11 |
7 |
8 |
9 |
12 |
6 |
10 |
4 |
9 |
4 |
9 |
12 |
6 |
11 |
17 | |
Кол-во взаимных выборов |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |