Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………………2-4
Глава 1.Особенности развития межличностных
отношений, как психолого-педагогическая
проблема………….5
1.1. Межличностные отношения как
психолого-педагогический феномен………………………………………5-9
1.2.Психолого-возрастные особенности
развития межличностных отношений
………………………………10-13
1.3.Особенности развития межличностных
отношений в младшем школьном
возрасте. ……………………14-16
Выводы по 1 главе. …………………………………………………………………………………………………….17
Глава 2.Экспериментальное исследование
особенностей развития межличностных
отношений в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….18
2.1. Постановка проблемы и организация
исследования………………………………………………………...18-20
2.2. Анализ результатов проведенных исследований……………………………………………………………21-23
Глава 3. Формирование и коррекция межличностных
отношений детей младшего школьного возраста………..24
3.1. Игра как средство коррекции и развития
межличностных отношений младших школьников…………..24-38
3.2. Песочная терапия как средство коррекции
межличностных отношений младших школьников………...39-48
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………………………………...50-52
Приложение……………………………………………………………………………………………………………53
Введение
Взаимодействие человека с окружающим
миром осуществляется в системе объективных
отношений, которые складываются между
людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно
и закономерно возникают в любой реальной
группе. Отражением этих объективных взаимоотношений
между членами группы являются субъективные
межличностные отношений, которые изучает
социальная психология.
Основной путь исследования межличностного
взаимодействия и взаимодействия внутри
группы - это углубленное изучение различных
социальных факторов, а также взаимодействия
людей, входящих в состав данной группы.
Никакая человеческая общность не может
осуществлять полноценную совместную
деятельность, если не будет установлен
контакт между людьми, в нее включенными,
и не будет достигнуто между ними должного
взаимопонимания.
Так, например, для того, чтобы учитель
мог обучить чему-либо учеников, он должен
вступить с ними в общение.
Общение - это многоплановый процесс
развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности.
Развитие человека, его социализация
начинается именно с общения. Благодаря
общению личность усваивает общечеловеческий
опыт, накапливает знания, овладевает
умениями и навыками, формирует свои убеждения,
принципы, идеалы. Проблема в том, что в
настоящее время построения системы межличностного
взаимопонимания затруднена из-за разрушения
традиционных ценностных основ общества,
смешением представлений о добре и зле,
утратой нравственности и искажением
ее роли в современном обществе. Неограниченный
рост материальных ценностей общества
приводит к обесцениванию духовных ценностей,
уменьшению их роли в общественно-историческом
процессе, а соответственно и к примитивазации
межличностного общения, что нарушает
внутреннюю духовную взаимосвязь индивидов,
препятствуя возникновению глубокого
взаимопонимания, что порождает бесчисленные
конфликты во всех сферах общества. В связи
с этим можно говорить о высокой значимости
общения в жизни современного человека.
При этом качество межличностного общения
напрямую зависит от уровня достигнутого
взаимопонимания. Примитивизация межличностного
общения, сведение его к простой передаче
информации ведет к обеднению духовного
мира человека, к его обесцениванию как
личности. Отсутствие взаимопонимания
в процессе общении приводит к усложнению,
а часто и разрушению взаимоотношений
между людьми, или даже к глубокому нравственному
конфликту внутри самой личности. Именно
поэтому в настоящее время проблема взаимопонимания
в межличностном общении является актуальной.
О взаимопонимании людьми друг друга
можно говорить в различных смыслах, имея
в виду совпадение, сходство или просто
созвучие их взглядов на мир, их ценностных
ориентаций, понимание индивидуальных
особенностей друг друга, понимание или
даже угадывание мотивов поведения и возможности
вести себя так или иначе в какой-то конкретной
ситуации, взаимопонимание как принятие
исполняемых по отношению друг к другу
ролей и т.д. Этим не исчерпывается всё
многообразие смысловых значений, характеризующих
сам термин «взаимопонимание». Если исходить
из этимологического значения самого
понятия взаимопонимания, то можно утверждать,
что взаимопонимание – это такой случай
понимания одного человека другим, когда
оно носит взаимный, обоюдный характер.
Условием же такого взаимопонимания,
видимо, является не только понимание
другого человека, но и понимание его отношения
к себе или к другим людям как к партнёрам
по общению и, наконец, понимание самих
отношений, складывающихся и развивающихся
между общающимися людьми.
Не менее важным условием взаимопонимания
является принятие способов понимания
партнёрами друг друга, их согласие во
взглядах на их отношение друг к другу.
Без выполнения названных условий вряд
ли взаимопонимание будет достаточно
глубоким и устойчивым. На то обстоятельство
обращает внимание А.А. Бодалев: «Построив
образ познаваемого человека на основе
фиксирования характеристик его внешности,
взаимодействующий с этим человеком субъект
обычно не ограничивается таким знанием,
он немедленно создаёт систему заключений
об этом человеке, содержанием которых
является констатация качеств, свидетельствующих
о способностях человека или выражающих
его отношение к различным сторонам действительности,
а также говорящих об его определённой
социально-групповой принадлежности».
Целью данной работы является: теоретический
анализ взаимопонимания в процессе межличностного
общения.
В соответствии с поставленной целью
выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть общение в системе
межличностных отношений.
2. Провести теоретический анализ
структуры общения.
3. Раскрыть на теоретическом
уровне механизмы взаимопонимания
в общении.
4. Изучить коммуникативные барьеры
в общении.
5. Систематизировать основные правила
предотвращения конфликтов и
некоторых барьеров общения.
Объектом исследования: является межличностное общение.
Предмет исследования: взаимопонимание в межличностном общении.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ,
метод теоретической обработки литературы.
Гипотеза: уровень развития механизмов понимания
и способность преодоления коммуникативных
барьеров оказывают влияние на взаимопонимание
в межличностном общении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее основные положения
и выводы могут быть использованы: для
составления рекомендаций по повышению
уровня понимания в межличностном общении,
преодолевать коммуникативные барьеры
взаимопонимания, возникающие в различных
ситуациях общения. На мой взгляд, человеку
необходимо знать психологические правила
общения, и прежде всего научиться управлять
своими эмоциями, которые чаще всего становятся
источником межличностных конфликтов.
Глава 1.
Особенности развития межличностных отношений,
как психолого-педагогическая проблема.
1.1. Межличностные
отношения как психолого-педагогический
феномен.
В современной отечественной психологии
проблема межличностных отношений начала
исследоваться сравнительно недавно (с
конца 50-х – начала 60-х г.г. XX века). Первые
исследования по данной проблеме были
сделаны А.Ф. Лазурским в начале XX столетия.
Он рассматривал всю совокупность отношений
личности к внешним ее объектам, к среде,
к социальной деятельности и отдельным
ее сторонам, социальной группе, государству
и т.д. Лазурский обозначил как экзопсихику[1] [C. 241].
Прогрессивная сторона учения А.Ф. Лазурского
об отношениях состоит в следующем: отношения
характеризуют психическое содержание
личности, а также личность с точки зрения
ее активного взаимодействия с окружающей
действительностью; отношение выступает
как широкое общение, т.е. не к конкретному
предмету или явлению, а к определенной
категории явлений или к стороне действительности;
отношения личности характеризуют психику
в целом, определяя содержание всех сторон,
самых разных процессов и мотивов, чувств
и эмоций, воли, представлений, мышления,
интересов, потребностей, влечений, в характеристиках
психологического содержания главное
значение приобретает социальное содержание
личности; отношения имеют определенную
субъективно-эмоциональную направленность,
которая свидетельствует об эмоциональной
реакции человека на определенные объекты;
отношения личности рассматривается как
стойкие, привычные, хорошо укрепившиеся
категории[2].
В своих работах А.Ф. Лазурский отмечает,
что индивидуальность человека определяется
не только своеобразием его внутренних
психических функций, вроде особенностей
его памяти, воображения, внимания и т.п.,
но в не меньшей степени и его отношениями
к окружающим его явлениям, тем, как каждый
человек реагирует на те или иные объекты,
что он любит и ненавидит, чем интересуется
и к чему равнодушен, т.е. его экзопсихическими
проявлениями.[С. 244]
А.В. Петровский предлагает концепцию
межличностных отношений, в которой данные
отношения моделируются в форме трехслойной
сферы: эмоциональные отношения, основанные
на симпатиях и антипатиях членов коллектива;
ценности и нормы, принятые членами группы
как второй слой; и глубинные образования
малой группы, характеризующиеся совместной
деятельностью и общими целями [15, c. 160]
.
Н.Н. Обозов считает, что межличностные
отношения - это взаимная готовность субъектов
к определенному типу взаимодействия
[20, c. 191] .
Расширенное понимание системы межличностных
отношений мы находим у В.Б. Ольшанского,
который включает в эту системы социально-перцептивные
процессы и аттракцию, и процессы взаимовлияния
людей и ролевые отношения. В.Б. Ольшанский
различает в межличностных отношениях
инструментальные, функциональные отношения
и экспрессивные, эмоциональные.
Я.Л. Коломинский включает в систему межличностных
отношений в малой группе, как личные,
так и деловые, Т.Е. Конникова добавляет
к этим двум компонентам еще и третий -
подсистему гуманистических отношений.
При этом личностные отношения понимаются
здесь как складывающиеся в группе стихийно,
а гуманистические отражают результат
взаимодействия первых двух компонентов
системы [16, c.26] .
Межличностные отношения людей - это
субъективные связи, возникающие в результате
их фактического взаимодействия и сопровождаемые
уже различными эмоциональными и другими
переживаниями (симпатиями и антипатиями)
индивидов, в них участвующих.
Межличностные отношения возникают и
складываются, прежде всего, на основе
чувств, эмоционально-личностных отношений
друг к другу. Различают две группы таких
чувств:
конъюнктивные, к которым относятся чувства,
сближающие людей, объединяющие их, вызывающие
желание сотрудничать и готовность к совместным
действиям;
дизъюнктивные чувства, разъединяющие
людей, вызывающие нежелание сотрудничать.
Поэтому межличностные отношения представляют
собой систему избирательных связей, устанавливающихся
между людьми в форме чувств, суждения
и обращения друг к другу.
В структуре взаимоотношений выделяют
три компонента: когнитивный, эмоциональный,
поведенческий.
Когнитивный компонент межличностных
отношений включает в себя все психические
процессы: ощущения, восприятие, представление,
память, мышление, воображение. Взаимодействующий
с другими людьми человек с помощью этих
процессов познает индивидуально-психологические
особенности партнеров по совместной
деятельности. Под влиянием особенностей
взаимных восприятий складываются и взаимопонимание,
и взаимоотношения. Наиболее существенными
характеристиками взаимопонимания являются
его адекватность и идентификация [2, c.
108] .
Адекватность взаимопонимания представляет
собой точность психического отражения
одной личностью другой. Идентификация
во взаимопонимании представляет собой
отождествление индивидом своей личности
с личностью другого индивида. Здесь проявляется
механизм сравнения явлений, предметов
и образов. Как целенаправленный процесс
идентификация заканчивается определением
сходства или различия между двумя личностями
в сознании каждого из них.
Эмоциональный компонент взаимоотношений
выражает положительные или отрицательные
переживания, возникающие у человека под
влиянием индивидуально-психологических
особенностей других людей. Это могут
быть симпатии или антипатии, удовлетворенность
собой, партнером, работой и т.д. Эмоциональная
идентификация проявляется в отождествлении
двух субъектов друг с другом и сопровождается
симпатией - эмоциональным откликом на
переживания другого, сопереживанием
и сочувствием. Эмоциональный компонент
выполняет основную регулирующую функцию
при неофициальных взаимоотношениях.
Ведущую роль в регулировании взаимоотношений
играет поведенческий компонент. Он включает
невербальные средства общения и действия,
выражающие отношения данного человека
к другим людям, к группе в целом.
Широкий диапазон явлений, охватываемых
межличностными отношениями, представлен
Н.Н. Обозовым в трех основных группах:
восприятие и понимание людьми друг друга;
межличностная привлекательность;
взаимовлияние и поведение (в частности,
ролевое) [6, c. 34].
Основным критерием оценки межличностных
отношений является состояние удовлетворенности-неудовлетворенности
группы и ее членов. Важнейшую роль в этом
играют симпатии - антипатии, привлекательность
- непривлекательность. Первые проявляются
только на эмоциональном уровне, а вторые
включают момент притяжения - отталкивания.
Зарубежные психологи изучали сплоченность
группы.
Сплоченность групповая - характеристика
прочности, единства и устойчивости межличностных
взаимодействий и взаимоотношений в группе.
Исследования сплоченность группы начались
в западной социальной психологии в школе
групповой динамики. Ее изучение опиралось
на понимание группы как психологической
общности, основанной на системе эмоционально-межличностных
связей (Л. Фестингер). Сплоченной считалась
такая группа, к которой "сильно притягиваются"
ее участники. Сплоченность группы интерпретировалась
также как привлекательность и полезность
группы для индивида (Д. Картрайт, А. Зандер)[
431 с].