Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель: изучить особенности восприятия цвета детьми
Задачи:
*Изучить теоретический материал по проблеме восприятия цвета детьми
*выявить знания ребёнком названий цвета и их оттенков
*обработать экспериментальные данные, разработать психолого-педагогические рекомендации
Объект исследования: старшие дошкольники
Введение …………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы восприятия цвета у детей дошкольного возраста….7-26
1.1.Понятие о восприятии, его видах и свойствах …..7-14
1.2.Особенности восприятия в дошкольном возрасте….15-19
1.3.Восприятия цвета детьми 3-7 лет…..20-26
Вывод по 1 главе……...……………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование особенности восприятия цвета детей старшего дошкольного возраста…29-36
2.1.Цель, задачи, организация исследования…..29-32
2.2Анализ результатов эмпирического исследования……33-34
2.3Психолого-педагогические рекомендации…………………………….35
Заключение …………………………………………..…………………….36-37
Список литературы………………………………………………
Активность избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или определенную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.
Вывод: Восприятие является одним из основных процессов непосредственного познания действительности. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяютрегулировать целесообразное поведение.
1.2. Особенности
восприятия в дошкольном
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор.
Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
Перцептивные действия, рождающиеся в предметной деятельности и заимствующие у нее многообразие подходов к предмету, обеспечивают высокий уровень константности восприятия. Благодаря применению нового варианта методики изучения константности формы у детей-дошкольников Р.И. Говоровой были получены данные показывающие, что наиболее высокой степенью константности отличается восприятие трехлетних детей, а к старшему дошкольному возрасту наблюдается ее постепенное снижение.
К началу дошкольного детства предметная деятельность теряет самостоятельное значение, включаясь в выполнение других видов деятельности, главным образом, игровой и продуктивной. Хотя ведущим видом деятельности, определяющим основные сдвиги в психическом развитии ребенка, считается игра, для развития его восприятия большее значение имеют продуктивные деятельности и, прежде всего, аппликация, рисование, лепка и конструирование. Именно в контексте этих видов деятельности восприятие ребенка полностью «очеловечивается», достигает того уровня, на котором индивидуальный опыт ребенка сливается с общечеловеческим опытом, фиксированным в системах сенсорных эталонов. Продуктивные деятельности способствуют выделению нормативных свойств самим характером используемых материалов (формы и цвета кубиков, элементов мозаики, цвета карандашей, красок и др.) и создают условия для их систематизации. Огромное значение при этом имеет специальное обучение, знакомящее детей с разновидностями и систематизацией свойств.5
Дети начинают свободно использовать при овладении внешними ориентировочными действиями различного рода промежуточные средства (мерки, фишки и др.), представляющие в абстрактном виде свойства обследуемых предметов (данные исследования Т.В. Лаврентьевой). Снимается резкое различие между уровнем восприятия знакомого и малознакомого материала.
С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, в контексте которых осуществляется перцептивное развитие, но также изменение удельного веса практических и познавательных задач. Выделение познавательных задач внутри характерных для ребенка видов деятельности дает возможность, затем ставить их в виде особых игровых и учебных заданий. Применяясь в новых условиях, перцептивные действия, сформировавшиеся в конкретных видах деятельности, теряют свой «утилитарный» характер и по-новому объединяются между собой, подчиняясь логике развивающейся познавательной деятельности в целом.
Такая — косвенная — связь ступеней совершенствования восприятия через деятельность дополняется прямой связью, которая заключается в том, что формирование новых типов средств осуществления перцептивных действий происходит при помощи старых, уже сформировавшихся средств. Предметные предэталоны первоначально возникают в результате, обследования объектов предметных действий при помощи сенсомоторных предэталонов, что же касается абстрактных общепринятых эталонов, то их усвоение происходит в результате преобразования и включения в новые связи предэталонов предметного типа.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.
Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. Дети лишь могут обозначать словами, какое место по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький, самый маленький и т. п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами.6
В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.
Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества.7 Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.
В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. По мнению выдающегося психоаналитика, детского психолога и психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать.
Немаловажное значение имеет и то, какое эмоциональное состояние воспринимают дети: эмоцию радости и гнева, выраженную в мимике персонажей на картине, дошкольники улавливают легче, нежели выражение грусти и печали.
Важную роль
в развитии социальной перцепции
ребенка играет взрослый. В процессе
руководства деятельностью
Вывод: Восприятие – это ведущий познавательный
процесс дошкольного возраста, который
выполняет объединяющую функцию: объединяет
свойства предметов в целый образ предмета;
все познавательные процессы в совместной
согласованной работе по переработке
и получению информации и весь полученный
опыт об окружающем мире.
Восприятие активно развивается на протяжении
всего дошкольного периода под влиянием
разнообразной деятельности ребенка.
Включение ребенка в доступные ему виды
деятельности способствует ускоренному
развитию восприятия, но если эта активность
не организованна целесообразно и не направлена
специально на развитие восприятия, то
процесс будет формироваться стихийно
и к концу дошкольного периода может быть
не организован в систему, иметь пробелы
в представлениях ребенка о ряде свойств
предметов. Незавершенность в развитии
процесса восприятия задержит развитие
других познавательных процессов
Одна из первых
характеристик окружающего
Период раннего и младшего возраста, где все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи, становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными.8
*Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развития конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает не только процесс закрашивания листа, но и восприятия пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям действительно похожи на предметы, названные детьми. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен и штрихов. Выбрав черную краску, маленький художник ведет кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребенок приговаривает: "Кап, кап, шлеп, шлеп. Это дождик". — "Какого он цвета?" — "Черный — потому что туча". Меняет краску. Теперь она желтая. "Желтый, потому что хороший!" Этот ассоциативный цветовой рисунок, в общем, мало чем отличается от первых каракулей и пятен, с той лишь разницей, что ребенок дает характеристику цвета и высказывает свое отношение к нему.
В начале
и в конце третьего года
жизни процесс рисования
К четырем-пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог может использовать не только задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Вывески и цветовое оформление закусочных "Макдоналдс" умело сочетают в себе красный и желтый цвета, чтобы привлечь внимание маленьких покупателей. Ребенок усваивает, что это не только цвета яркие, но еще и вкусные, приятные. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому.9
В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями "нравится — не нравится", "красиво — не красиво". Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей.
Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с тем, как и что он рисует. Я думаю, это не совсем верно. Ребенок, в силу того что он незнаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в живописи также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета.10