Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель: изучить особенности восприятия цвета детьми
Задачи:
*Изучить теоретический материал по проблеме восприятия цвета детьми
*выявить знания ребёнком названий цвета и их оттенков
*обработать экспериментальные данные, разработать психолого-педагогические рекомендации
Объект исследования: старшие дошкольники
Введение …………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы восприятия цвета у детей дошкольного возраста….7-26
1.1.Понятие о восприятии, его видах и свойствах …..7-14
1.2.Особенности восприятия в дошкольном возрасте….15-19
1.3.Восприятия цвета детьми 3-7 лет…..20-26
Вывод по 1 главе……...……………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование особенности восприятия цвета детей старшего дошкольного возраста…29-36
2.1.Цель, задачи, организация исследования…..29-32
2.2Анализ результатов эмпирического исследования……33-34
2.3Психолого-педагогические рекомендации…………………………….35
Заключение …………………………………………..…………………….36-37
Список литературы………………………………………………
Введение
Тема восприятия является актуальной не только для педагогической науки, но дошкольной педагогики в частности. Восприятие (наряду с мышлением, памятью, вниманием, воображением) входит в совокупность психических процессов человека.
Одна из первых
характеристик окружающего
С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Японские педагоги определили, что цветовое восприятие дает возможность наиболее широко развивать органы чувств ребенка, его естественный вкус (мышление, творческие способности), что в свою очередь оказывает влияние и на общее развитие человека.
Немецкие искусствоведы
пришли к выводу, что цвет является
средством непосредственного
Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.
Цель: изучить особенности восприятия цвета детьми
Задачи:
*Изучить теоретический
материал по проблеме
*выявить знания ребёнком названий цвета и их оттенков
*обработать
экспериментальные данные, разработать
психолого-педагогические
Объект исследования: старшие дошкольники
Предмет исследования: изучение особенностей восприятия цвета
Гипотеза: большинство детей знают и правильно называют цвет, затруднения возникают при назывании оттенков
Методологическая основа: проблеме восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Г. Григорьев, З.М. Истомина, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, А.М. Фонарев. Положение об использовании цвета, как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е.А. Флериной, подтверждается исследованиями В.А. Езинеевой, А.В. Компанцевой, В.С. Мухиной
Методы:
* Теоретические
(анализ литературы, обобщение полученного
материала).
*Эмпирические(эксперимент).
* Методы обработки данных(количественный
и качественный анализ)
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении научного знания по проблеме восприятии цвета дошкольниками.
Практическая значимость работы состоит в проведении экспериментального исследования по заявленной теме и разработке психолого-педагогических рекомендаций.
Этапы проведения исследования:
База проведения исследования: ДОУ № 54
Выборка испытуемых составила 20 детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет
Структура курсовой
работы включает в себя введение, две
главы, заключение, список литературы.
Во введении обоснована актуальность
темы, определены цели, задачи, гипотеза,
объект и предмет, методы исследования, выявлены теоретическая
и практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрено понятие самооценки,
ее виды, факторы, влияющие на ее развитие,
особенности ее развития у детей старшего
дошкольного возраста. В первой главе
рассмотрено понятие восприятие, ее виды,
свойства, особенности развития восприятия
цвета у детей.
Во второй главе представлены результаты
эмпирического исследования.
В заключении обобщены результаты теоретического
и эмпирического исследований.
Список литературы включает источников.
В научной литературе существует множество определений восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятием называется
отражение предметов или
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями.
Восприятие
– форма целостного психического
отражения предметов или
Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:
Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико- синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Именно восприятие
наиболее тесно связано с преобразование
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком.
Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.
В основе этого
вида восприятия лежат тактильные,
температурные и
Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации.
Если осязательное
и зрительное восприятие
Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.
Восприятие времени представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.
Восприятие обладает следующими свойствами:
Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. М. И. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.2
Целостность восприятия заключается в том, что, в отличие от ощущения, восприятие дает целостный образ предмета. Компоненты ощущений настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.3
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-то мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.4
Константность
– это относительное
Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на наши органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия выражается, прежде всего в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.