Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 09:50, дипломная работа
Краткое описание
Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника. Объект исследования: произвольное внимание дошкольника. Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников как средство развития произвольного внимания.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Произвольное внимание как часть познавательной сферы дошкольника 1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания 1.2 Характеристика произвольного внимания 1.3 Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 2.1 Игра как ведущая деятельность дошкольника 2.2 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного внимания старшего дошкольника 2.3 Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников 3.1 Констатирующий эксперимент 3.2 Формирующий эксперимент 3.3 Контрольный эксперимент ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ приложениЯ
7. Разносторонне развивая
детей, сама игра тоже изменяется
и развивается. При систематическом
руководстве педагога игра может
изменяться:
а) От начала к концу. Последовательность
отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми
в игре, не всегда связана с предварительным
замыслом игры.
б) От первой игры к последующим
играм той же группы детей. Повторяя много
раз даже одну и ту же игру, дети никогда
не копируют ее. Каждый раз они играют
по-новому, с новыми вариантами, что-то
пропускают, что-то обыгрывают, детализируют.
И пока эта обработка выбранного сюжета
продолжается, игра живет, обогащается
мыслью и фантазией детей. Когда же сюжет
исчерпан, т. е. сами дети больше не могут
вносить в игру новые варианты, игра застопоривается
и глохнет. Воспитатель должен уметь «приоткрыть»
детям новую сторону жизни людей, которую
они отразили в игре, чтобы снова им стало
интересно осваивать в игре новое содержание.
Вот почему без руководства воспитателя
дети, предоставленные самим себе, обычно
не умеют развернуть интересную, содержательную
и полезную игру.
в) Наиболее существенные изменения
в играх происходят по мере развития детей
от младших возрастов к старшим.
Сложность и противоречивость
игры не перестают привлекать к себе внимание
исследователей. Однако уже известные
закономерности игры позволяют педагогам
широко использовать эту ценную деятельность
детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных
задач. Для этого педагог должен уметь
управлять игрой детей, использовать ее
в педагогической работе.
Следовательно, игра как вид
деятельности направлена на познание
ребенком окружающего мира путем активного
соучастия в труде и повседневной жизни
людей. В этом заключается цель игры, хотя,
конечно, ни сам ребенок, ни взрослые ее
намеренно не ставят. Эта цель сливается
с мотивом игры, так как единственным побуждением,
направляющим активность ребенка на занятие
игрой, является неудержимое и горячее
стремление его к познанию и деятельному
участию в жизни и труде взрослых, с их
практическими действиями, заботами и
взаимоотношениями.
Средствами игры являются, во-первых,
знания о людях, их действиях, взаимоотношениях,
переживаниях, выраженные в образах, речи,
переживаниях и действиях ребенка. Во-вторых,
способы действия с определенными предметами
(с рулевым колесом, весами, градусником)
в определенных жизненных обстоятельствах.
И, в-третьих, те нравственные оценки и
чувства, которые выступают в суждениях
о хорошем и плохом поступке, о полезных
и вредных действиях людей.
Результатом игры являются
более глубокие представления детей о
жизни и деятельности взрослых людей,
об их обязанностях, переживаниях, мыслях
и отношениях. Результатом игры являются
также формирующиеся в процессе игры товарищеские
чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные
познавательные интересы и умственные
способности детей. В игре развиваются
наблюдательность и память, внимание и
мышление, творческое воображение и воля.
Важнейшим результатом игры является
глубокая эмоциональная удовлетворенность
детей самим процессом игры, в наибольшей
мере отвечающей их потребностям и возможностям
действенного познания окружающего мира
и активного общения с людьми.
Руководство игрой есть использование
педагогом с наибольшей полнотой тех огромных
образовательно-воспитательных возможностей,
которые присущи этой удивительной деятельности
ребенка.
Ценность детской игры заключается
в том, что она оказывает влияние на процесс
становления отдельных психических функций
(мышления, памяти, речи, воображения, внимания),
некоторых видов деятельности (конструктивной,
изобразительной, познавательной, общения).
В игре ребенок познает окружающий мир,
развиваются его мышление, чувства, воля,
формируются взаимоотношения со сверстниками,
происходит становление самооценки и
самосознания.
Итак, игра выполняет существенные
функции в формировании личности ребенка.
В ней отражаются и развиваются знания
и умения, полученные на занятиях в ДОУ,
закрепляются правила поведения, к которым
приучают детей в жизни. Игра выступает
как основной ведущий вид детской деятельности
и как важнейшее условие общественного
воспитания. В игре развиваются необходимые
каждому ребенку умственные способности,
уровень развития которых, безусловно,
сказывается в процессе школьного обучения.
Именно поэтому необходимо особое внимание
уделять игровой деятельности старших
дошкольников.
Говоря об игре как ведущей
деятельности дошкольника, мы имеем в
виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую
игру. Другие виды игр — подвижные, дидактические,
строительные,— хотя и широко используются
в дошкольном воспитании, служат для реализации
частных воспитательных задач.
2.2 Пути использования
сюжетно-ролевой игры в развитии
произвольного внимания старшего
дошкольника
Для развития произвольного
внимания необходимо вызвать у ребенка
эмоциональный интерес к своей деятельности,
что становится возможным при использовании,
в первую очередь, ведущей деятельности
дошкольника - игры. Детям еще трудно сосредоточиться
на однообразной и малопривлекательной
для них деятельности, в то время как в
процессе эмоционально окрашенной игры
они могут достаточно долго оставаться
внимательными.
Какие же игры могут вызвать
у старшего дошкольника повышенный эмоциональный
интерес?
К моменту перехода детей в
подготовительную группу характер их
игровых интересов постепенно начинает
изменяться. По данным исследователей,
от всех игр-детей 6—7 лет ролевые игры
составляют 30—35%, примыкающие к ним сюжетно-строительные
игры — 25— 30%, строительство — 20%, дидактические
(домино, шашки) —20% [30,113].
Исходя из результатов исследования,
мы видим, что наибольшую заинтересованность
у старших дошкольников вызывают сюжетно-ролевые
игры. В подготовительных группах продолжают
развиваться такие общие для всех возрастов
игры, как игры в «детский сад», «пароход»,
«театр», «праздники», «поездки и путешествия».
На протяжении дошкольного
возраста содержание сюжетно-ролевой
игры качественно изменяется: если для
младшего дошкольника основное содержание
игры — воспроизведение чужих действий
на основе подражания, то старший дошкольник
уже включается в роль, проигрывая отношения
людей, интерпретируя их сообразно собственному
пониманию ситуации.
Основой сюжетно-ролевой игры
является мнимая или воображаемая ситуация,
которая заключается в том, что ребенок
берет на себя роль взрослого и выполняет
ее в созданной им самим игровой обстановке.
Сюжетно-ролевая игра имеет
следующие структурные компоненты: сюжет,
содержание, роль. Главным компонентом
сюжетно-ролевой игры является сюжет,
без него нет самой игры. Сюжет игры —
это та сфера действительности, которая
воспроизводится детьми. Сюжет представляет
собой отражения ребенком определенных
действий, событий, взаимоотношений из
жизни и деятельности окружающих. При
этом игровые действия малыша (крутит
руль машины, готовит обед и т. д.) — одно
из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят
на бытовые (игры в семью, детский сад),
производственные, отражающие профессиональный
труд людей (игры в больницу, магазин),
общественные (игры в празднование Дня
рождения).
Творческий характер сюжетно-ролевой
игры определяется наличием в ней замысла,
реализация которого сопряжена с активной
работой воображения, с развитием у ребенка
способности отображать свои впечатления
об окружающем мире. Как всякая творческая
деятельность сюжетно-ролевая игра эмоционально
насыщена и доставляет каждому ребенку
радость и удовольствие уже самим своим
процессом. От богатства замысла, степени
увлеченности игрой зависят сила эмоций
и, в большой мере, способность к волевым
усилиям.
В ролевой игре в качестве опосредующего
звена между ребенком и правилом поведения
стоит роль. Правило, соотнесенное с ролью,
осознается ребенком значительно легче,
чем правило неигровой деятельности, адресованное
непосредственно самому ребенку. «Вся
игра находится во власти привлекательной
мысли и окрашена аффективным отношением,
но в ней содержатся уже все основные компоненты
произвольного поведения. Функция контроля
еще очень слаба и часто еще требует поддержки
со стороны ситуации, со стороны участников
игры. В этом слабость этой рождающейся
функции, но значение игры в том, что эта
функция здесь рождается. Именно поэтому
игру можно считать школой произвольного
поведения» [71,278].
Л.С. Выготский, рассматривая
формирование произвольного поведения
с точки зрения развития аффективно-потребностной
сферы, писал: «Ребенок действует в игре
по линии наименьшего сопротивления, т.
е. он делает то, что ему больше всего хочется...
В то же время он научается действовать
по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь
правилам, дети отказываются от того, что
им хочется, так как подчинение правилам
и отказ от действия по непосредственному
импульсу в игре есть путь к максимальному
удовольствию» [13,71]. Итак, чтобы было удовлетворено
основное желание ребенка - действовать
как взрослый, ему необходимо подчинить
свое поведение правилам, содержащимся
в роли. Выполнение правила есть средство
реализации обобщенных аффектов ребенка.
Таким образом, сюжетно-ролевая
игра является своеобразной школой детской
воли. «Игра без усилия, игра без активной
деятельности — всегда плохая игра»- писал
А.С. Макаренко [30, 137]. Чем богаче содержание
детских игр, чем сложнее их замысел, чем
больше детей в ней участвуют, тем больше
ребёнок принуждён действовать не под
влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь
общей целью и правилами игры.
В психологической литературе
представлено множество фактов того, что
в игровой деятельности ребенок способен
к длительному подчинению своего поведения
определенным правилам, тогда как вне
игры подчинение правилу представляет
для дошкольника сложнейшую задачу. Тщательный
анализ, проведенный в исследовании 3.В.
Мануйленко, показал, что ребенок длительно
удерживает позу «часового» потому, что
цель действия — удержать заданную позу
— прямым образом связана с мотивом —
выполнить роль «часового», вытекает из
него и тем самым становится для ребенка
осмысленной, понятной и остро значимой.
В исследовании 3. М. Истоминой показано,
что игра, вследствие непосредственной
связи мотива и цели, создает благоприятные
условия для того, чтобы ребенок сам ставил
перед собой такие задачи, какие еще не
возникают перед ним в других его жизненных
отношениях (например, задачи произвольного
запоминания и припоминания). Решая подобные
задачи, он научается отвечать требованиям,
вытекающим из этих задач [31,11].
В игре происходит оформление
основных элементов волевого действия:
ребенок ставит цель, принимает решение,
намечает план действия, исполняет его,
проявляет определенное усилие при преодолении
препятствий, оценивает результат своего
действия.
Произвольная регуляция поведения
состоит в подчинении поведения ребенка
задаче, то есть в его способности сосредоточиться
на том, что предложил взрослый, на попытках
активного решения задачи, на преодолении
всего, что не относится к основной деятельности.
Произвольность, в свою очередь, обеспечивает
достаточный уровень игровой мотивации.
Для поддержания игровой мотивации
воспитателю необходимо создавать условия
для самостоятельной и творческой игры,
вызывать интерес, любознательность и
целеустремленность старших дошкольников
используя для активизации сюжетно-ролевой
игры дошкольника произведения художественной
литературы, картины художников, кинофильмы
и слайды и т.д., а также его конструктивную
деятельность (лепку, рисование, изготовление
поделок для последующей ролевой игры).
Таким образом, сюжетно-ролевая
игра дает возможность с одной стороны,
поступать согласно собственным намерениям,
а с другой подчиняться определенным законам,
нормам, правилам, т.е. строить произвольное
поведение. В подготовительных группах
необходимо развивать немного ролевых
игр, но в таком сочетании, которое обеспечивало
бы формирование чувств и устойчивых интересов
ребенка и на этой основе волевых черт
его характера, и тем самым произвольного
внимания.
Однако сюжетно-ролевая игра
не является вершиной развития игровой
деятельности в дошкольном возрасте. Это
хорошо известно и получило отражение
в литературе по детской психологии. Л.С.
Выготский подчеркивал, что «центральный
тракт развития игры: от открытой мнимой
ситуации со скрытыми правилами и скрытой
целью... к скрытой мнимой ситуации с открытыми
правилами, целью» [71,292]. В соответствии
с этой логикой к концу дошкольного периода
появляются игры с правилами.
2.3 Игры с правилами
как инструмент формирования
элементов произвольного внимания
старших дошкольников
Игровая деятельность дошкольников
качественно неоднородна и на протяжении
этого возрастного периода претерпевает
определенные прогрессивные изменения.
По мере взросления детей меняется содержание
ведущей деятельности старшего дошкольника,
направленной на активное познание нового
и развитие процессов мышления. В связи
с этим обновляются и игровые средства,
при помощи которых решаются эти задачи.
В этом отношении большой интерес представляют
игры с правилами. Будучи дидактическими
по своему направлению, игры с правилами
имеют обучающее значение и являются переходным
этапом от сюжетно-ролевой игры, являющейся
ведущей деятельностью дошкольника, к
собственно учебной деятельности младшего
школьника.
Несмотря на внешнее различие
игр с ролями и игр с правилами, в пределах
дошкольного возраста между ними существует
настолько большое внутреннее единство,
что можно говорить о единой линии развития
игры, в ходе которого, лишь к концу дошкольного
возраста, происходит выделение условных
правил, никак не связанных с сюжетом.
Этих игр великое множество. К ним относится
большинство дидактических игр, настольно-печатных,
подвижных, спортивно-соревновательных
и других разновидностей, как детских,
так и взрослых игр.
«Особенностью игр с правилами
является то, что овладение этими играми
предполагает специальный подготовительный
этап по усвоению правил. В сюжетно-ролевой
игре нет такого этапа или особой деятельности
по освоению роли и содержащихся в ней
правил. Это происходит симультанно, а
затем содержание роли конкретизируется
и обогащается в ходе самой игры» [71,292].
Наличие подготовительного этапа в играх
с правилами, на котором дети осваивают,
видоизменяют и даже создают новые правила
предстоящей игры, очень важно, так как
деятельность детей в это время приближается
по своему характеру к принципиально новой
деятельности — учебной.
Исследования Н.Я. Михайленко,
Н.А. Коротковой, О. Петровой [42-44] показали,
что центральное звено таких игр — правила
— является главным фактором развивающего
воздействия на детей. Ребенок учится
подчинять свое поведение правилам, т.е.
развивает произвольность. Именно правила
побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать
свое внимание на игровой задаче, быстро
реагировать (движением, словом) на игровую
ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться
обстоятельствам — вовремя уступить место
ведущего, проигравшему — выйти из игры,
следить за результатами других участников.