Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 09:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника.
Объект исследования: произвольное внимание дошкольника.
Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников как средство развития произвольного внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Произвольное внимание как часть познавательной сферы дошкольника
1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания
1.2 Характеристика произвольного внимания
1.3 Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Игра как ведущая деятельность дошкольника
2.2 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного внимания старшего дошкольника
2.3 Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
приложениЯ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 475.59 Кб (Скачать файл)

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия воли, преодоления трудностей.

Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры (А.И. Сорокина, В.Н. Аванесова, В.А. Дрязгунова, А.К. Бондаренко, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и др.).

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Характер игрового общения и игровых действий в дидактической игре определяется ее правилами, с которыми знакомит детей воспитатель. Он, предлагая детям игру и ее правила в готовом виде, руководит деятельностью и, принимая в игре непосредственное участие, дает наглядный пример выполнения различных требований, а также сообщает необходимые сведения.

Объяснение правил — первый этап в обучении детей с помощью дидактической игры. От того, насколько четко правила будут объяснены, зависит ее успех. В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что если они не будут выполняться, игра прервется.

Объяснение правил в разных возрастных группах проводится по-разному. В старших и подготовительных к школе группах правила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть только существенные признаки предмета, объединять несколько предметов одним словом и др. В играх, предназначенных для детей старших групп, увеличивается и количество правил. Воспитатель и в этих группах на первых порах следит за их выполнением. После того как воспитатель убедится в том, что все дети усвоили правила игры он может предложить им играть самостоятельно.

Игровыми правилами поощряются одни действия, одни формы поведения и запрещаются другие. Правила игры и еще одно важное условие достижения игровых целей — дидактическая задача, подсказывают ребенку активное отношение к сообщаемым умениям и знаниям, необходимым для успешного выполнения требуемых действий и приближающим к ожидаемому всеми участниками игры определенному ее финалу.

Таким образом, предлагаемый детям замысел игры, ее правила и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Эти воздействия рассчитаны на то, чтобы на базе предлагаемой игры возникла и успешно развивалась познавательная деятельность, направленная, с одной стороны, на обслуживание игровых нужд и интересов ребенка, а с другой — на усвоение сообщаемых сведений, навыков и умений.

Как мы уже говорили, для развития произвольного внимания необходим, в первую очередь, интерес, занимательность. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление — это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления» [13,75].

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др.

Кроме игр четвертой группы для развития произвольного внимания старших дошкольников можно использовать и словесные игры на описание предмета. В старших и подготовительных к школе группах правила более сложные, чем у младших детей: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть только существенные признаки предмета, объединять несколько предметов одним словом, описывать только те предметы, которые находятся в комнате и др. Воспитатель на первых порах следит за их выполнением этих правил. Например, в игре «Отгадай» надо словесно по памяти описать какой-либо предмет, находящийся на участке, а его товарищи должны его назвать. Ребенок же описал предмет, который он видел в группе. Воспитатель отмечает, что предмет описан хорошо, но не все правила игры выполнены. Обращаясь к детям, он уточняет эти правила и спрашивает: «Какое правило игры не выполнил Вова?» Дети отвечают: «Вова описал предмет, которого на участке нет». После того как воспитатель убедится в том, что все дети усвоили правила игры, он может предложить им играть самостоятельно.

Настольно-печатные игры и игры с предметами — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Среди игр, формирующих произвольное внимание можно назвать игры на:

Запоминание состава, количества и расположения картинок или предметов. Например, в настольной игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2—4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8—10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей. В последнее время широкое распространение получили такие настольные игры как пазлы, которые дают возможность участвовать в составлении картинки нескольким детям. Таким образом, для развития произвольного внимания могут использоваться различные виды игр с правилами. Главное, чтобы игра вызывала неослабевающий интерес, любознательность и целеустремленность у ребенка, требовала у него волевых усилий для воплощения целей и задач игры. Особую роль в развитии произвольного внимания играет дидактическая игра. Дидактическая игра — это единая система воздействий, направленных на формирование самой потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также на формирование более совершенных познавательных процессов — в том числе и произвольного внимания. Используя в формировании произвольного внимания дидактические игры, мы тем самым готовим старшего дошкольника к успешной школьной жизнедеятельности.

Во второй главе нами рассмотрены сущность и значение игровой деятельности, охарактеризована роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания старших школьников. На основании изученной психолого-педагогической литературы мы можем сделать следующие выводы:

1. Игра — это особая  форма детской жизни, выработанная  или созданная обществом для  управления развитием детей.

2. Любая игра преследует  конкретную цель:

·  развитие мышления, воображения, внимания, речи, повышение культурного уровня личности;

·  поиск выхода из трудной ситуации;

·  формирование практических навыков и умений и т. п.

3. К концу дошкольного  возраста ребенок еще не может  «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь  взрослого. Такая помощь может  состоять в организации совместных  игр, способствующих тренировке  внимания. Среди них особое внимание  занимают игры с правилами. Центральное  звено таких игр — правила  — является главным фактором  развивающего воздействия на  детей. Ребенок учится подчинять  свое поведение правилам, т.е. развивает  произвольность. Правила направляют  игру, определенным образом организуют  поведение детей.

4. В формировании произвольного  внимания могут быть использованы  различные виды игр с правилами. Все они должны быть эмоционально  окрашенными, обязаны содействовать  воспитанию в детях волевых  черт характера, активности, любознательности  и целеустремленности.

5. Особая роль признается  за дидактическими играми. Дидактическая  игра - игровой метод обучения  направленный на усвоение, закрепление  и систематизацию знаний, овладение  способами познавательной деятельности  не заметным для самого ребенка  образом, поскольку обучается он  играя. Она важна как самостоятельная  игровая деятельность, как средство  разностороннего воспитания личности  ребенка, прежде всего умственного  развития.

6. Формирование произвольного  внимания зависит от целей  игровой деятельности старшего  дошкольника, от активного познавательного  отношения к определенному кругу  явлений, формирующегося в этой  деятельности. Если вначале развитие  произвольного внимания у ребенка  обеспечивает реализацию только  тех целей, которые ставят перед  ним взрослые, то затем, в процессе  становления дальнейшей игровой  деятельности, осуществляет и те, которые ставятся им самостоятельно. Это внимание связано с сознательно  поставленной целью, с волевым  усилием.

 
ГЛАВА 3. эКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников

 

 

Исследование проводилось в подготовительной группе ДОУ № г. Новокузнецка. В эксперименте приняли участие 15 детей в возрасте 6-7 лет.

Цель эксперимента: исследовать возможности игры как средства развития произвольного внимания, путем использования коррекционно-развивающей программы, состоящей из игр с правилами.

Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом этапе эксперимента нами выявлялся уровень развития произвольного внимания у детей этой группы.

На втором этапе была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование произвольного внимания дошкольников. Третий этап исследования позволил выявить эффективность применения коррекционно-развивающей программы.

Списочный состав группы:

Фамилия, имя

Возраст

Анищенко Костя

6 лет

Большакова Настя

6 лет

Борисов Алеша

6 лет

Вейбель Артем

7 лет

Гореев Егор

7 лет

Дробышев Кирилл

6 лет

Жихарева Алина

6 лет

Лебединская Жанна

7 лет

Макеев Денис

7 лет

Мошкова Ксюша

7 лет

Неледина Марина

7 лет

Одинец Оксана

6 лет

Паутова Аня

6 лет

Сарычева Вика

7 лет

Федулова Ульяна

6 лет


 

3.1 Констатирующий  эксперимент

Констатирующий эксперимент проводился в феврале – марте 2007 года.

Цель эксперимента: выявить уровень сформированности произвольного внимания у старших дошкольников.

Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между исследователем и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Именно поэтому исследование проводилось в спортивном зале, где для этих целей было приготовлено рабочее место для ребенка с заранее подготовленными материалами.

Чтобы создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком, работу с детьми мы начали с игры «Заметить все» (См. параграф 3.2. Игры на развитие произвольного внимания), а затем приступили к требуемым методикой заданиям. В целом обследование каждого ребенка занимало от 45 до 60 минут. После 20 минут работы ребенку предлагалось отвлечься, походить, выполнить несколько упражнений на расслабление.

Избранные протоколы констатирующего эксперимента представлены в Приложении 8.

Методика № 1 «Корректурная проба»

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв или рисунков) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее.

Информация о работе Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников