Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью исследования является определение сущности психологической готовности дошкольника к обучению в школе, структурно-функциональных характеристик ГОШ, выявление проблем препятствующих формированию психологической готовности дошкольника.
Введение
3 стр.
Глава 1. Теоретические исследования психологической готовности детей к обучению в школе
5 стр.
1.1. Определение психологической готовности детей к школьному обучению
5 стр.
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
8 стр.
1.3. Проблемы психологической готовности к школе и их причины
14 стр.
Выводы к 1 главе
18 стр.
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе
19 стр.
2.1. Методология проведения исследования детей
19 стр.
2.1.1. Социометрический эксперимент
20 стр.
2.1.2. Диагностика личностной готовности ребенка к школе
23 стр.
2.1.3 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка
27 стр.
2.1.4 Диагностика социально-психологическая готовность к школьному обучению.
37 стр.
Выводы ко 2 главе
39 стр.
Заключение
42 стр.
Список используемой литературы
43 стр.
Приложение
45 стр.
Содержание
Введение |
3 стр. |
Глава 1. Теоретические исследования психологической готовности детей к обучению в школе |
5 стр. |
1.1. Определение
психологической готовности |
5 стр. |
1.2. Общая
психологическая |
8 стр. |
1.3. Проблемы психологической готовности к школе и их причины |
14 стр. |
Выводы к 1 главе |
18 стр. |
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе |
19 стр. |
2.1. Методология проведения исследования детей |
19 стр. |
2.1.1. Социометрический эксперимент |
20 стр. |
2.1.2. Диагностика личностной готовности ребенка к школе |
23 стр. |
2.1.3 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка |
27 стр. |
2.1.4 Диагностика социально-психологическая готовность к школьному обучению. |
37 стр. |
Выводы ко 2 главе |
39 стр. |
Заключение |
42 стр. |
Список используемой литературы |
43 стр. |
Приложение |
45 стр. |
Введение
Возникнув непосредственно из потребностей практики и оставаясь долгое время предметом прикладных иследований, проблема психологической готовности детей к систематическому школьному обучению (ГОШ) со всей очевидностью становится одной из фундаментальных проблем в системе наук о человеке и его развитии. Аккумулируя в себе результаты эмпирических и теоретических исследований в области психологии и в смежных науках, проблема психологической готовности к школьному обучению вместе с тем отражает целостную системную природу индивидуального развития ребенка как объекта и активного субъекта образования.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом моментов. Во-первых, президет Республики Узбекистан И.А. Каримов в своем выступлении отмечал «Семья строится по законам жизни и совести, она имеет многовековую духовную опору, основывается на демократических корнях, развивает требования, потребности и ценности людей. В семье важное место занимает воспитание ребенка и поэтому с начала истории культуры человечества особое вниманиеи уделялось воспитанию ребенка в семье.»[1]
Во-вторых, особую актуальность на современном этапе для дошкольной практики приобретает разработка научно обоснованных стандартизированных диагностических процедур и типологии учащихся, эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми и преодоления трудностей в обучении.
Целью исследования является определение сущности психологической готовности дошкольника к обучению в школе, структурно-функциональных характеристик ГОШ, выявление проблем препятствующих формированию психологической готовности дошкольника.
Объект исследования – дошкольники в количестве 32 человек, объединенные развивающе-игровой деятельностью.
Предмет исследования - психологическая готовность детей к обучению в школе и социальная адаптивность дошкольника в группе сада.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что социальная адаптированность дошкольников влияет на психологическую готовность детей к школе.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой сформулированы основные задачи исследования.
1.Анализ научно-теоретической литературы.
2. Определение компонентов психологической готовности ребенка к школе.
3. Подбор методик для изучения особенностей психологической готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
4. Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
5. Выявить проблемы психологической готовности ребенка к школе.
6. Определение уровня социальной адаптированности дошкольника.
7. Анализ и интерпретация полученных результатов.
8. Выводы и составление рекомендаций по результатам исследования.
База исследования - исследование было проведено на базе детского сада №300 г. Ташкента. В эксперименте принимали участие дети среднего и старшего дошкольного возраста «Знайка». Средний возраст детей 5- 6 лет. Количество 32 человека.
Практическая значимость исследования – результаты, полученные в ходе эксперементальной работы, возможно применять в школьному психологу в работе с детьми как в групповом, так миндивидуальном порядке
Теоретическая значимость исследования - полученные результаты применимы в ходе проведения лекционных занятий.
Методология исследования явились фундаментальные исследования западных психологов Пиаже, Бине А, российских психологов В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского; и психолога Убекистана Сунатовой Р.И.
Глава 1. Теоретические исследования психологической готовности детей к обучению в школе
1.1. Определение психологической готовности детей к школьному обучению.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.[6] На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, АЛ.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.АПашко и др.).[27]
2. Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
3.
Социально-психологическая
4.
Эмоционально-волевая
Выводы.
Подводя итоги можно сказать, что на сегодняшний день практически общепризнанно, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Основными компонентами психологической готовности выделяют личностную готовность, интеллектуальную готовность, социально-психологическая готовность и эмоционально – волевая готовность.
1.2. Общая психологическая
характеристика детей,
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к 6-7 годам уже достаточно велики [8].
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является "универсальным средством организации внимания". Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок.