Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью исследования является определение сущности психологической готовности дошкольника к обучению в школе, структурно-функциональных характеристик ГОШ, выявление проблем препятствующих формированию психологической готовности дошкольника.
Введение
3 стр.
Глава 1. Теоретические исследования психологической готовности детей к обучению в школе
5 стр.
1.1. Определение психологической готовности детей к школьному обучению
5 стр.
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
8 стр.
1.3. Проблемы психологической готовности к школе и их причины
14 стр.
Выводы к 1 главе
18 стр.
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе
19 стр.
2.1. Методология проведения исследования детей
19 стр.
2.1.1. Социометрический эксперимент
20 стр.
2.1.2. Диагностика личностной готовности ребенка к школе
23 стр.
2.1.3 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка
27 стр.
2.1.4 Диагностика социально-психологическая готовность к школьному обучению.
37 стр.
Выводы ко 2 главе
39 стр.
Заключение
42 стр.
Список используемой литературы
43 стр.
Приложение
45 стр.
Методика 5 "Найди и вычеркни".
Инструкция.
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится». В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например треугольник перечеркивать вертикальной линией, а круг — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. [12]
Анализ результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S= (0,5N -2.8n)/t
где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N — количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы;
t — время работы;
п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75балла.
2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл — показатель 5 находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
По итогам тестирования
получены следующие данные. 50% детей
имеют высокий уровень
В целом дети получили хорошие
результаты, которые говорят, что
у них устойчивость внимания, т.е.
способность продолжительное
Диагностика мышления.
Методика 6 "Четвертый лишний".
Разработана для обследования образно-логического мышления.
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки. Предметный вариант.
Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.
Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.
Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу". Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос. [20]
В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.
Анализ результатов.
Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий
По результатам тестирования были получены следующие результаты. 9% детей имеют очень высокий уровень развития, 35% детей имеют высокий уровень развития, 50% детей имеют средний уровень развития, 3% ребенок имеет низкий уровень развития, 3% ребенок – очень низкий уровень развития. (Приложение 10,11)
В целом, большинство детей обладают хорошим кругозором, у них начинает формироваться логическое мышление, что необходимо для учебы в общеобразовательном учреждении. Очень маленький процент детей имеет низкие показатели. Необходимо провести работу по формированию и развитию этих способностей.
Методика7. «Определение способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать».
Инструкция.
Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей,овощи. Инструкция. "Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом". Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.[28]
Анализ результатов.
10 баллов - за выполнение задания без предварительного показа;
8 баллов - за выполнение задания после показа.
За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий
По результатам тестирования были получены следующие результаты. 9% детей имеют очень высокий уровень развития, 38% детей имеют высокий уровень развития, 41% детей имеют средний уровень развития, 12% детей имеют низкий уровень развития. (Приложение 10,11)
Большинство детей в группе способны выделять один общий признак и обобщать согласно нему объекты в группы. Дети с низкими показателями столкнулись не только с проблемами определения признака, но также с проблемами определения названия к сформированным группам.
2.1.4. Диагностика социально-психологическая готовность к школьному обучению
Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков
Инструкция.
Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить на вопросы". Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.[25] (Приложение 9)
Анализ результатов.
Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
1 балл — за правильный ответ на все под вопросы одного пункта (за исключением контрольных).
0,5 балла — за правильные, но неполные ответы на под вопросы пункта.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8,15, 22.
Они оцениваются следующим образом:
№ 5 — если ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, если он называет года с учетом месяцев — 3 балла;
№ 8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл;
№ 15 — за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл;
№ 22 — за правильный ответ — 2 балла.
Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.
Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).
Результат
24—29 баллов
— высокий уровень
20—24 балла —
средний уровень
15—20 баллов
— низкий уровень
По результатам беседы были получены следующие результаты. У 47% детей высокий уровень психосоциальной зрелости, у 34% детей – средний уровень психосоциальной зрелости, у 19% детей – низкий уровень психосоциальной зрелости. (Приложение 10,11)
Выводы ко 2 гдаве
В теории существует множество подходов для диагностики психологической готовности дошкольника к обучению в школе. Мы постарались определить набор методик, который, на наш взгляд, раскроет все стороны ребенка-дошкольника. В эксперементальной части нашей работы мы использовали тесты для определения личностной (мотивационной), интеллектуальной, социально-психологической готовнисти ребенка к школе. Результаты психодиагностики позволяют увидеть и понять развитие каких качеств и сторон личности можно и нужно воздействовать при воспитании, обучении и общении с ребенком.
Нами было проведено социометрическое исследование. В результате было выявлено, что из 32 детей в группе 16% «Звезд», 13% «Предпочитаемых», 28% «Принятых» и 43% «Непринятых» (дети у которых 1 или 0 выборов).(Приложение 3)
Таким образом,
можно сделать выводы, что сплоченности
в группе не наблюдается. В группе
преобладают неблагоприятные
Дети группы показали хорошую мотивационную готовность к обучению в школе. 91 % детей группы имеют сформированную мотивационную готовность, лишь 9% из них нуждаются в ее формировании и развитии.
Результаты, полученные по ориентировочному тесту школьной зрелости Керна-Йерасика, в целом, подтвердили данные вышеуказанного теста на мотивационную готовность.
Психодиагностика памяти на объем кратковременной памяти, динамику процесса заучивания также показала положительные результаты по группе. Так в средним по обеим методикам 34% детей имеют высокий уровень развития способности, 59 % детей имеют средний уровень развития данных способностей, и всего лишь 1,5% детей имеют очень низкий уровень развития.
Методика «Узнай фигуры» выявила что около 32% детей группы с трудом справляются с заданием на узнавание, 65% детей справились с данным тестом с положительными результатами.
Диагностика внимания показала также хорошие результаты. В среднем по всем методикам выявлено 56% детей имеют высокий уровень развития, 43 % детей имеют средний уровень развития и всего лишь 1,5% детей имеют очень низкий уровень развития данной способности.
Для диагностирования
социально-психологической
В целом, мы получили следующие результаты по психологической готовности дошкольников к обучению в школе. 60% детей имеют высокий уровень психологической готовности и 40 % детей имеют – средние показатели. В группе не были выявлены дети с низким и очень низким уровнем психологической готовности. (Приложение 3)
Гипотеза нашего исследования не нашла подтверждения в ходе эксперементальной части работы.
Возможно, потому что процесс социализации личности в данном возрасте находится на начальном этапе развития, а уровень психологической подготовленности к обучению в школе в этом возрасте параллелен процессу социализации.