Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение различий в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Расмотреть основные характеристики дошкольного возраста.
2. Расскрыть понятие агрессии и её развитие в детском возрасте.
3. Расскрыть проблему тревожности в детском возрасте.
4. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 4
1.1. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей 4
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 7
Глава 2. Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей 15
2.1. Организация исследования 15
2.2 Результаты четырех этапов исследования 26
2.3 Анализ полученных данных 30
2.4 Выводы исследования 31
Заключение 34
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

1.                  Ананьева Саша – 11 баллов

2.  Белоусова Наташа – 8 баллов

3.  Ежова Таня – 16 баллов

4.                  Журавлев Дима – 17 баллов

5.                  Клевачева Лена – 7 баллов

6.                  Козлов Андрей – 15 баллов

7.                  Морозов Алеша – 15 баллов

8.                  Насонкина Маша – 7 баллов

9.                  Сидорова Оксана – 7 баллов

10.             Степнова Люба – 6 баллов

11.             Федоров Степан – 6 баллов

12.             Яковлев Семен – 7 баллов

Средний балл равен 10,2.

Полученные результаты по данной методике у детей дошкольного возврата из полных семей приведены ниже:

1.                  Власов Вадим – 7 баллов

2.                  Егорова Люба – 7 баллов

3.                  Ковалев Кирилл – 7 баллов

4.                  Камкова Люда – 6 баллов

5.                  Киселева Наташа – 5 баллов

6.                  Курятов Алеша - 1 балл

7.                  Миронов Егор – 5 баллов

8.                  Никифорова Нина  - 4 балла

9.                  Петров Саша – 3 балла

10.             Соловьев Коля – 3 балла

11.             Щербаков Алеша – 1 балл

Средний балл равен 4,5.

Мы удостоверились, что показатели у детей из неполных семей выше от показателей у детей из полных семей. На графиках из Приложения № 3   мы увидим, что у детей дошкольного возраста из неполных семей наблюдаются высокие показатели уровня агрессивности.

На втором этапе мы исследовали тревожность с помощью теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

Результаты по данной методике приведены ниже.

Для детей дошкольного возраста из неполных семей:

1.                  Ананьева Саш – 42%

2.                  Белоусова Наташа – 50%

3.                  Ежова Таня – 64%

4.                  Журавлев Дима – 57%

5.                  Козлов Андрей – 71%

6.                  Клевачева Лена – 64%

7.                  Морозов Алеша - 78%

8.                  Насонкина Маша – 64%

9.                  Сидорова Оксана – 57%

10.             Степнова Люба – 42%

11.             Федоров Степан – 28%

12.             Яковлев Семен – 28%

Средний процент  равен 54.

Для детей дошкольного возраста из полных семей:

1.                  Власов Вадим - 14%

2.                  Егорова Люба – 21%

3.                  Козлов Андрей – 28%

4.                  Ковалев Кирилл – 35%

5.                  Камкова Люда – 28%

6.                  Киселева Наташа – 14%

7.                  Миронов Егор – 42%

8.                  Никифорова Нина – 50%

9.                  Петров Саша – 28%

10.             Соловьев Коля – 14%

11.             Щербаков Алеша – 21%

Средний процент равен 27.

Результаты показывают, что уровень тревожности в неполных семьях намного выше, чем у детей из полных семей.

На графиках из Приложения № 4 мы можем это увидеть.

На третьем этапе мы исследовали такие симптомокомплексы, как незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство полноценности, враждебность, конфликтность и фрустация, трудности общения, депрессивность с помощью методики «Дом. Дерево. Человек» С.В. Велиевой.

Результаты по средним баллам по этой методике в каждой из групп приведены ниже.

У детей дошкольного возраста из неполных семей:

1.                  Незащищенность – 8,8 балла

2.                  Тревожность – 15 баллов

3.                  Недоверие к себе – 0,9 балла

4.                  Чувство полноценности – 0,5 балла

5.                  Враждебность – 4,3

6.                  Конфликтность и фрустация – 1,8

7.                  Трудности общения – 2,9

8.                  Депрессивность –0

У детей дошкольного возраста из полных семей:

1.                  Незащищенность – 5,4 балла

2.                  Тревожность – 5 баллов

3.                  Недоверие к себе – 0,5 балла

4.                  Чувство полноценности – 0,9 балла

5.                  Враждебность – 2,7

6.                  Конфликтность и фрустация – 1,7

7.                  Трудности общения – 1,6

8.                  Депрессивность –0

Результаты по средним баллам нанесены на графике в Приложении №5, для более подробного рассмотрения мы берем тот симптомокомплекс, где самая высокая разница, в нашем случае это тревожность.

На четвертом этапе мы исследовали развитие восприятия у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях с помощью методики «Чего не хватает на этих рисунках» Р.С. Немова. Результаты по каждой из групп приведены ниже.

Для детей дошкольного возраста из неполных семей:

1.                  Ананьева Саша – 5 баллов

2.                  Белоусова Наташа – 9 баллов

3.                  Ежова Таня – 7 баллов

4.                  Журавлев Дима – 5 баллов

5.                  Козлов Андрей – 3 балла

6.                  Клевачева Лена – 8 баллов

7.                  Морозов Алеша – 5 баллов

8.                  Насонкина Маша – 9 баллов

9.                  Сидорова Оксана – 7 баллов

10.             Степнова Люба – 8 баллов

11.             Федоров Степан – 5 баллов

12.             Яковлев Семен – 3 балла

Средний балл для данной группы равен – 6,1 балла

Для детей дошкольного возврата из полных семей:

 

1.                  Власов Вадим – 10 баллов

2.                  Егорова Люба – 9 баллов

3.                  Ковалев Кирилл – 7 баллов

4.                  Камкова Люда – 5 баллов

5.                  Киселева Наташа – 10 баллов

6.                  Курятов Алеша - 7 балл

7.                  Миронов Егор – 5 баллов

8.                  Никифорова Нина  - 9 балла

9.                  Петров Саша – 7 балла

10.             Соловьев Коля – 7 балла

11.             Щербаков Алеша – 9 баллов

Средний балл равен – 7,7.

 

                          2.3 Анализ полученных данных

 

Одной из задач нашего исследования являлось выявление различий на уровне исследуемого признака. У нас имелось 2 выборки, в одной 12 человек, в другой 11 человек.

Для математического анализа нами был выбран Q – критерий Розенбаума для первой и второй методики. Критерий используется для оценки различий между двумя выбоками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых.

С помощью Q –критерия  Розенбаума мы исследовали различия уровней агрессивности в двух наших группах. Различия в баллах по этой шкале у двух групп соответствовало 5,7. В результате математической обработки различия по данной шкале попали в область значимости, где Q= 11 (чем выше значение Q, тем достоверность различий выше), при p >0,01. Таким образом, таким образом, наш выбор разделения испытуемых на группу детей из неполных и полных семей становится математически обоснованным.

Анализ результатов исследования тревожности с помощью методики «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена показал, что уровень тревожности у детей дошкольного возраста из неполных семей равен 54%, а у детей дошкольного возраста из полных семей равен 27%. С помощью математического анализа и  Q –критерия Розенбаума мы исследовали различия у наших групп, они попали в зону значимости, Q= 12, при p >0,01.

Для третьей и четвертой методики нами был выбран U – критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Позволяет выявлять различия между малыми выборками.

С помощью U- критерия Манна-Уитни мы исследовали один из симпотомокомплексов – тревожность у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях. Различие в баллах по этой шкале у двух групп соответствовало 10. В результате математической обработки различия по данной шкале попали в область значимости, где U= 1,5 (чем меньше значение U, тем достоверность различий выше), при p< 0.01. Таким образом, наш выбор разделения испытуемых на группу детей из неполных семей и из полных семей с помощью проективного теста «Дом. Дерево. Человек» становится обоснованным.

Далее мы исследовали различия уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста из неполных и полных семей. Математический анализ с помощью U – критерия Манна-Уитни показал, что различия между нашими группами по данному критерию попадают в область не значимости, где U= 39 при p>0,05. Это позволяет сделать вывод, что тенденция взаимообусловленности уровня развития восприятия не прослеживается. В целом по двум группам, уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста в неполных и полных семьях ненамного отличается.   

                             2.4 Выводы исследования

 

Проанализировав результаты нашего исследования, мы делаем следующие выводы:

Дети дошкольного возраста из неполных семей более агрессивны, чем дети из полных семей. Они имеют следующие личностные особенности: нападают на остальных детей, обзывает их и бьет, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводят к нарушению детско-родительских, отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

Дети дошкольного возраста из неполных семей более тревожны, чем дети из полных семей. Портрет тревожного ребенка: он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Таким образом, в результате нашего исследования и анализа полученных результатов мы подтверждаем нашу гипотезу:

Дети дошкольного возраста из неполных детей более агрессивны, тревожны, чем дети из полных семей.

Нами не подтвердилась гипотеза об уровне развития восприятия у детей дошкольного возраста, уровень развития восприятия у детей приблизительно одинаков, разница несущественная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На протяжении всего детства семья для ребенка играет важную роль в развитии личности. Как будет вести себя ребенок, во многом зависит от того, в каком эмоциональном состоянии находится он сейчас, нравится ли ему то, что ему предлагают делать.

Кроме того, следует помнить, что эмоции, стресс, испытанные в детстве, оказывают большое влияние на всю жизнь. Если можно ребенку передать знания, развить речь, сформировать ряд навыков и т. д., то нельзя упрочить все это без эмоционального подкрепления.

Без прочных чувств, без правильно воспитанных эмоций все приобретенное остается лишь балластом, «мертвым капиталом».

Существенным фактором, дисциплинирующим и активизирующим работу нервной системы ребенка, является его собственная активность, его деятельность. Деятельность, как известно, является потребностью всякого растущего детского организма и необходимым условием его физического и психического развития.

Нередко, взрослые удивляются тому, как мог ребенок бурно, буквально трагически, отреагировать на потерю своей игрушки и остаться равнодушным к действительно горестным событиям, таким, как тяжелая болезнь родного человека. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка очень мал, многого он еще не понимает, а значимость явлений для него определяется нередко простой яркостью и связью их с самым для него эмоциональным занятием — игрой.

Информация о работе Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей