Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение различий в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Расмотреть основные характеристики дошкольного возраста.
2. Расскрыть понятие агрессии и её развитие в детском возрасте.
3. Расскрыть проблему тревожности в детском возрасте.
4. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 4
1.1. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей 4
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 7
Глава 2. Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей 15
2.1. Организация исследования 15
2.2 Результаты четырех этапов исследования 26
2.3 Анализ полученных данных 30
2.4 Выводы исследования 31
Заключение 34
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Для младшего дошкольника все еще свойственна неустойчивость чувств, быстрая смена настроений. Так, малыш слезно просил у матери дать ему новые цветные карандаши, и, пока мать их искала, он, увидев мишку, пошел с ним «гулять», забыв о своей просьбе.

Эмоции старших дошкольников в сравнении с младшими отличаются большей устойчивостью. Изменить их эмоциональные состояния не так легко. Раз возникшее чувство удерживается продолжительное время.

Чтобы вызвать положительные эмоции у младших дошкольников, как правило, достаточно создать ту или иную красочную, внешне яркую обстановку. Опираясь на вызванные таким образом чувства, можно успешно действовать на ребенка. Для того чтобы вызвать положительные эмоции у старших дошкольников, бывает недостаточно яркости обстановки; в этом случае важно содержание, значимость воздействующих раздражителей. Это существенное усложнение личностного состояния ребенка, которое необходимо учитывать родителям при использовании эмоции как сильнейшего фактора, влияющего на поведение ребенка.

Однако само понятие «красивое» у детей часто отличается своеобразием. Им часто нравится яркое сочетание красок, нередко изображающее предмет в нереалистическом виде.

Итак, своеобразен эмоциональный мир у нашего дошкольника. Он, конечно, более упрощен, чем наш, но зато он ярче, контрастнее, более «ненасытный», все впитывающий в себя детский мир.

В результате проведенного исследования эмоционально сферы ребенка нами были сделаны следующие выводы:

В данной работе была рассмотрена специфика эмоций и чувств у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях.

В результате экспериментального исследования эмоций и чувств по нескольким методикам, были показаны особенности влияния эмоциональной сферы детей на их общение со сверстниками и взрослыми.

Особенностью личностной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Свои переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его личностной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития личности.

Сравнительное исследование личностной сферы детей дошкольников из неполных семей, доказало гипотезу о том, что отрицательные эмоции как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения детей формируется в результате действия социальных психологических факторов, которые приводят к росту агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции оказывают влияние на все стороны жизни ребенка, в том числе и на общение ребенка со сверстниками и взрослыми. При всем этом, личность ребенка развивается. Своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка из неполной семьи и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению отрицательных эмоций. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.


Список литературы

 

1.                  Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал, 1992. Т.13 №5.

2.                  Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.

3.                  Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. - М., 1996.

4.                  Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.

5.                  Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1989.

6.                  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998.

7.                  Бурбо Л. Отношения родитель - ребенок. - Киев, 2002.

8.                  Брайн Ш. Тесты для детей. - Тюмень, 1996.

9.                  Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.

10.             Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Аркти, 2003.

11.             Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред.  Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.

12.             Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2002.

13.             Вердербер Р. Психология общения. - СПб., 2003.

14.             Вроно Е. Пойми своего ребенка. - М., 2002.

15.             Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

16.             Венгер А. Л. К проблеме опосредствования эмоциональных оценок. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.

17.             Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.

18.             Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

19.             Джемс В. Психология. Часть II СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340

20.             Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.

21.             Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996.

22.             Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.

23.             Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.

24.             Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1998.

25.             Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

26.             Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1997.

27.             Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

28.             Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195

29.             Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.

30.             Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.

31.             Левис Ш. Ребенок и стресс. - М., 1997.

32.             Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

33.             Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

34.             Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.

35.             Общая психология: учеб. пособ. - М., 1981. - 317 с.

36.             Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.

37.             Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. М., 1997.

38.             Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект): Дис. ...д-ра психол. наук. М., 1996.

39.             Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. –  М.; издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

40.             Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997г. -212с.

41.             Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрсйтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.—288 с.

42.             Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.

43.             Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.
С. 179-212.

44.             Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

45.             Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2:

46.             Романов А.А. Альбом с игровыми упражнениями для дошкольников. М., 1993.

47.             Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.

48.             Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1957.

49.             Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество Росии, 1998.- 255

50.             Экспериментальная психология. / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. С.133–142 (с сокращ.)

 

 


Приложение №1.

 

Алгоритм подсчета критерия Q Розенбаума.

1. Проверить, выполняются ли ограничения:

2.                  Упорядочить значения отдельно в каждой выборке по степени возрастания признака. Считать выборкой 1 ту выборку, значения в которой предположительно выше, а выборкой 2 – ту, где значения предположительно ниже.

3.                  Определить самое высокое (максимальное) значение в выборке 2.

4.                  Подсчитать количество значений в выборке 1, которые выше максимального значения в выборке 2. Обозначить  полученную величину как S1.

5.                  Определить самое низкое (минимальное) значение в выборке 1.

6.                  Подсчитать количество значений в выборке 2, которые ниже минимального значения выборки 1. Обозначить полученную величину как S2.

7.                  Подсчитать эмпирическое значение Q по формуле: Q=S1+S2

8.                  По. Табл. 1 Приложения 1 определить критические значения Q для данных n1 и n2. Если Qэмп. равно Q0,05 или превышает его, Hо отвергается.

9.                  При n1,n2  >23 сопоставить полученное эмпирическое значение с Qкр.=7 (p<0,05) и Qкр. =10 (p<0,01). Если Qэмп. Превышает или по крайней мере равняется Qкр.= 7   , Hо отвергается.

 


Приложение №2.

 

Алгоритм подсчета критерия U Манна-Уитни.

1.                  Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки.

2.                  Пометить карточки испытуемых выборрки 1 одним цветом, скажем красным, а все карточки из выборки 2 – другим, например, синим.

3.                  Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь, к какой выборке они относятся, как если бы мы работали с одной большой выборкой.

4.                  Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Всего рангов получится столько, сколько у нас (n1+n2).

5.                  Вновь разложить карточки на две группы, ориентируясь на цветные обозначения: красные в один ряд, синие - в другой.

6.                  Подсчитать сумму рангов отдельно на красных карточках (выборка 1) и на синих карточках (выборка 2). Проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.

7.                  Определить большую из двух ранговых сумм.

8.                  Определить значение U по формуле:

       nx * (nx +1)

U= (n1+n2)+  ---------------  - Tx

                                            2

Где n1- количество испытуемых в выборке 1;

n2- количество испытуемых в выборке 2;

Tx- большая из двух ранговых сумм;

nx- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

9.                  Определить критические значения U по табл. 2 Приложения 1.

Если Uэмп. > Uкр 0,05, Hо принимается. Если Uэмп  < Uкр0,05, Hо отвергается. Чем меньше значения U, тем достоверность различий выше.


Приложение №3

 

 

 

2

 



Информация о работе Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей