Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:40, контрольная работа
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.
Учитывая
все это, необходимо: 1) преобразовать
эксперимент изнутри, чтобы преодолеть
искусственность традиционного
эксперимента; 2) дополнить эксперимент
другими методическими
В отличие от не экспериментальных
и диагностических методов "психологический
эксперимент" предполагает возможность
активного вмешательства
Вместе с тем
В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
Естественный (полевой) эксперимент наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.
Естественный
(полевой) эксперимент часто используется
при изучении свойств личности. Так,
например, в одном исследовании направленности
личности сравнивалось поведение подростков
при подготовке материалов для альбома
в подарок шефам (здесь актуализировались
коллективистические
К недостаткам
этого метода относятся сложность
подбора контрастных
Моделирующий эксперимент – эксперимент, при проведении которого испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т. д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.
При
изучении эмоциональной сферы человека
методом моделирующего
а) вызывают у испытуемых затруднения
и соответствующие эмоциональные и аффективные
переживания;
б) вызывают конфликт
между различными побуждениями и
чувствами личности;
в) обнаруживают характер эмоциональных
отношений к истинным явлениям жизни,
людям и т. п.;
г) позволяют
изучать процесс понимания
Моделирующий
эксперимент применяется и при
изучении мотивационно-потребностной
сферы личности. Моделирование различных
потребностных состояний в эксперименте
впервые было предпринято в исследованиях
немецкого психолога К. Левина и его учеников
в 20-30-х годах прошлого столетия.
В отечественной психологии моделирующий
эксперимент часто использовался для
изучения мотивации человека в исследованиях,
выполненных под руководством Л.И. Божович.
Лабораторный эксперимент – особый тип экспериментального метода, предполагающий проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями.
Этот
тип эксперимента, отличающийся также
наибольшей искусственностью экспериментальных
условий, применяется обычно при
изучении элементарных психических
функций (сенсорной и моторной реакций,
реакции выбора, различий сенсорных
порогов и т. п.) и гораздо реже
– при изучении более сложных
психических явлений (процессов
мышления, речевых функций и т.
п.).
Лабораторный
эксперимент широко используется для
психофизиологического изучения изменений
различных вегетативных функций (дыхания,
кровообращения, секретной деятельности,
электронной сопротивляемости кожи, биотоков
мышц и мозга). Типичным психическим свойством
человека, изучаемым с помощью лабораторного
эксперимента, является время реакции.
При изучении времени реакции используется
самая разнообразная аппаратура: секундомеры
и хроноскопы, микрофоны, хронографы, звуковые
генераторы, электрические лампы, отметчики,
осциллографы и т. д.
Основные этапы
1. Любое
исследование начинается с
Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:
проверка гипотезы о существовании явления;
проверка гипотезы о существовании связи явлений;
проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.
Собственно
эксперимент применяется только
для обнаружения причинной
2. После
первичной постановки проблемы
наступает этап работы с
Результат работы над литературным обзором - это уточнение проблемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования. Возможно, что психолог и откажется от исследования, так как проблема может показаться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.
3. На
следующем этапе происходит
Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если ... то ...». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А - управляться экспериментатором, а В - регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сторона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реальность всегда выступает в эксперименте «переменной-модератором», или «промежуточной переменной».
Психолог
управляет не психической реальностью,
а внешними параметрами ситуации,
воздействующими на психику испытуемого.
Регистрирую независимую
Помимо
независимой, зависимой переменных
и «переменной-модератора»
4. Исследователь
должен выбрать
Характер используемой аппаратуры определяется тем, какую методику выберет или сконструирует экспериментатор.
В психологическом
эксперименте может применяться
самая разнообразная
5. Планирование
экспериментального
Следующим шагом является выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее ? Ответ на этот вопрос зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных мы должны проконтролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы.
Исследователь может проводить эксперимент при участии одного испытуемого. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуемого. Если исследователь работает с группой, то он может выбрать ряд планов с использованием экспериментальной и контрольных групп. Простейшими являются планы для двух групп (основная и контрольная). Если необходим более сложный контроль, применяются планы для нескольких групп. Другой вариант, часто используемый в психологии, - факторные планы. Они используются, если требуется выявить влияние двух и более независимых переменных на одну зависимую. При этом независимые переменные могут иметь несколько уровней интенсивности. Простейшие факторные планы типа 2х2 или 2х2х2 предполагают использование двух и соответственно трех независимых переменных с двумя уровнями градации.
Существуют
и более сложные
В случае если план истинного эксперимента реализовать невозможно или не нужно, исследователь применяет один из квазиэкспериментальных планов.
6. Отбор
и распределение испытуемых по
группам проводится в
Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т.д. Кроме того, они обладают различными индивидуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности. Для того, чтобы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть представлены равные шансы стать реальными участниками исследования. Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупности присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три группы: 1) всю генеральную совокупность; 2) группу рандомизации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную рандомизированную выборку.