Экспериментальный метод в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 58.37 Кб (Скачать файл)

Учитывая  все это, необходимо: 1) преобразовать  эксперимент изнутри, чтобы преодолеть искусственность традиционного  эксперимента; 2) дополнить эксперимент  другими методическими средствами. Для разрешения тех же задач: 3) вводятся методические варианты, являющиеся промежуточными формами между экспериментом  и наблюдением, и другие вспомогательные  методы.

В отличие от не экспериментальных  и диагностических методов "психологический  эксперимент" предполагает возможность  активного вмешательства исследователя  в деятельность испытуемого с  целью создания условий, отчетливо  выявляющих психологический факт. Специфика  экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они  предполагают:

  1. организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;
  2. изменение этих условий в ходе исследования.

Вместе с тем экспериментальные  методы предполагают использование  не экспериментальных и диагностических  методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.

В психологии существуют три  типа собственно экспериментального метода:

  1. естественный (полевой) эксперимент;
  2. моделирующий эксперимент;
  3. лабораторный эксперимент.

Естественный (полевой) эксперимент наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Естественный (полевой) эксперимент часто используется при изучении свойств личности. Так, например, в одном исследовании направленности личности сравнивалось поведение подростков при подготовке материалов для альбома  в подарок шефам (здесь актуализировались  коллективистические устремления  испытуемых) и при подготовке к  тому, чтобы сфотографироваться для  этого альбома (здесь актуализировались  личные устремления). Сопоставление  поведения испытуемых в этих естественных, но контрастных условиях давало интересный материал для последующего психологического анализа.

    • Достоинствами естественного (полевого) эксперимента являются: 
      относительная замаскированность целей исследования;
    • достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т. п. 
      Эти достоинства являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. 

К недостаткам  этого метода относятся сложность  подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.

Моделирующий эксперимент – эксперимент, при проведении которого испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т. д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

При изучении эмоциональной сферы человека методом моделирующего эксперимента используют разнообразные специально создаваемые ситуации, которые:  
а) вызывают у испытуемых затруднения и соответствующие эмоциональные и аффективные переживания; 

б) вызывают конфликт между различными побуждениями и  чувствами личности;  
в) обнаруживают характер эмоциональных отношений к истинным явлениям жизни, людям и т. п.; 

г) позволяют  изучать процесс понимания мимического, пантомимического выражения эмоциональных  переживаний и чувств.

Моделирующий  эксперимент применяется и при  изучении мотивационно-потребностной сферы личности. Моделирование различных потребностных состояний в эксперименте впервые было предпринято в исследованиях немецкого психолога К. Левина и его учеников в 20-30-х годах прошлого столетия.  
В отечественной психологии моделирующий эксперимент часто использовался для изучения мотивации человека в исследованиях, выполненных под руководством Л.И. Божович.

           Лабораторный эксперимент – особый тип экспериментального метода, предполагающий проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями.

Этот  тип эксперимента, отличающийся также  наибольшей искусственностью экспериментальных  условий, применяется обычно при  изучении элементарных психических  функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных  порогов и т. п.) и гораздо реже – при изучении более сложных  психических явлений (процессов  мышления, речевых функций и т. п.).  
           Лабораторный эксперимент широко используется для психофизиологического изучения изменений различных вегетативных функций (дыхания, кровообращения, секретной деятельности, электронной сопротивляемости кожи, биотоков мышц и мозга). Типичным психическим свойством человека, изучаемым с помощью лабораторного эксперимента, является время реакции. При изучении времени реакции используется самая разнообразная аппаратура: секундомеры и хроноскопы, микрофоны, хронографы, звуковые генераторы, электрические лампы, отметчики, осциллографы и т. д. 

Основные этапы психологического экспериментального исследования

1. Любое  исследование начинается с определения  его темы. Тема ограничивает область  исследований, круг проблем, выбор  предмета, объекта и метода. Однако  первым этапом собственно самого  исследования является первичная  постановка проблемы. Исследователь  должен уяснить себе, чем он  неудовлетворен в современном  психологическом знании, где он  ощущает пробелы, какие факты  и закономерности не поддаются  объяснению, какие теории дают  противоречащие друг другу объяснения  поведения человека и т.д.

Эмпирическое  исследование проводится в трех основных случаях:

проверка  гипотезы о существовании явления;

проверка  гипотезы о существовании связи  явлений;

проверка  гипотезы о причинной зависимости  явления А от явления В.

Собственно  эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи  явлений.

2. После  первичной постановки проблемы  наступает этап работы с научной  литературой. Исследователь должен  ознакомиться с экспериментальными  данными, полученными другими  психологами, и попытками объяснения  причин заинтересовавшего его  явления.

Результат работы над литературным обзором - это  уточнение проблемы, возникновение  новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования. Возможно, что психолог и откажется от исследования, так  как проблема может показаться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся  результатам добавить уже нельзя.

3. На  следующем этапе происходит уточнение  гипотезы и определение переменных. Первичная постановка проблемы  уже скрыто предполагает варианты  ответа на нее.

Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если ... то ...». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А - управляться экспериментатором, а В - регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сторона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реальность всегда выступает в эксперименте «переменной-модератором», или «промежуточной переменной».

Психолог  управляет не психической реальностью, а внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику испытуемого. Регистрирую независимую переменную, он исходит из того, что между  «переменной-модератором» и параметрами  поведения существует функциональная (психорегулятивная) связь. Это основная общая гипотеза - предпосылка любого психологического эксперимента.

Помимо  независимой, зависимой переменных и «переменной-модератора» должны быть определены и операционализированы внешние переменные, которые могут влиять на независимую переменную.

4. Исследователь  должен выбрать экспериментальный  инструмент, который позволил бы  ему: а) управлять независимой  переменной; б) регистрировать зависимую  переменную. Речь идет о конкретной  методике и аппаратуре психологического  эксперимента. Кроме того, условия  эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать  влияние внешних переменных, либо  сохранять константность величины  их воздействия на зависимую  переменную.

Характер  используемой аппаратуры определяется тем, какую методику выберет или  сконструирует экспериментатор.

В психологическом  эксперименте может применяться  самая разнообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следует лишь избегать перегрузки испытуемого  избыточного для исследования тестами.

5. Планирование  экспериментального исследования  является центральным этапом  всей процедуры. В первую очередь  речь идет о выделении внешних  переменных, которые могут влиять  на зависимую переменную. Планирование  необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.

Следующим шагом является выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее ? Ответ на этот вопрос зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных мы должны проконтролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы.

Исследователь может проводить эксперимент  при участии одного испытуемого. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуемого. Если исследователь работает с группой, то он может выбрать  ряд планов с использованием экспериментальной  и контрольных групп. Простейшими  являются планы для двух групп (основная и контрольная). Если необходим более сложный контроль, применяются планы для нескольких групп. Другой вариант, часто используемый в психологии, - факторные планы. Они используются, если требуется выявить влияние двух и более независимых переменных на одну зависимую. При этом независимые переменные могут иметь несколько уровней интенсивности. Простейшие факторные планы типа 2х2 или 2х2х2 предполагают использование двух и соответственно трех независимых переменных с двумя уровнями градации.

Существуют  и более сложные экспериментальные  планы.

В случае если план истинного эксперимента реализовать  невозможно или не нужно, исследователь  применяет один из квазиэкспериментальных планов.

6. Отбор  и распределение испытуемых по  группам проводится в соответствии  с принятым экспериментальным  планом. Всю совокупность потенциальных  испытуемых, которые могут быть  объектами данного психологического  исследования, обозначают как популяцию,  или генеральную совокупность. Множество  людей или животных, принимающих  участие в исследовании, называют  выборкой. Состав экспериментальной  выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в  эксперименте, распространяются на  всех членов популяции, а не  только на представителей этой  выборки.

Все потенциальные испытуемые характеризуются  разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т.д. Кроме того, они обладают различными индивидуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности. Для того, чтобы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть представлены равные шансы стать реальными участниками исследования. Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупности присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три группы: 1) всю генеральную совокупность; 2) группу рандомизации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную рандомизированную выборку.

Информация о работе Экспериментальный метод в психологии