Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:15, доклад
Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике.
Научные предпосылки возникновения социальной психологии
Б. Д. Парыгин приводит мнение американского
исследователя С. Сэржента, который выделял
4 важнейших научных источника формирования
социальной психологии как еще одной науки
о человеке:
1) социально—философские учения Платона,
Аристотеля, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Дж.
Локка, Ж.—Ж. Руссо;
2) антропологические работы XIX века М.
Лацаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта;
3) английский эволюционизм (Ч. Дарвин,
Г. Спенсер);
4) социологические взгляды О. Конта и Э.
Дюркгейма [78].
Сам же Б. Парыгин отмечает значение философских
взглядов Л. Фейербаха и Г. Гегеля. Несмотря
на столь солидный список, так или иначе
воспроизводимый авторами большинства
исторических обзоров, научные предпосылки
в значительно меньшей степени, чем предпосылки
собственно социально—культурные, повлияли
на оформление социальной психологии
в самостоятельную науку. Небезынтересен
и тот факт, что социальная психология
лишь в слабой степени может быть рассмотрена
как логичный этап развития собственно
психологии XIX века.
Г. М. Андреева отмечает, что психология
того времени, ориентированная на ассоцианизм
или занятая проблемой его, ассоцианизма,
преодоления, не проявляла выраженного
интереса к социально—психологическим
проблемам. Чего не скажешь о некоторых
прикладных психологических дисциплинах,
которые начали складываться к тому времени.
Например, о патопсихологии, которая, вслед
за психиатрией, испытывала потребность
в новых знаниях, способных объяснить
происхождение тех или иных видов психических
отклонений [9]. Конечно, социальная психология
«стучалась» в двери индивидуальной психологии,
но пока не находила поддержки у одной
из своих «родительских» дисциплин. Показательно
с этой точки зрения отношение психологов
того времени к явлениям, которые со всей
очевидностью являются социально—психологическими.
Например, явление, названное «социальной
фасилитацией». В 80—х годах XIX века оно
было обнаружено исследователем Триплеттом.
Изучая динамические характеристики состояния
велосипедиста на треке, он обнаружил,
что средняя скорость движения велосипедиста
по той части трека, где расположены зрительские
трибуны, выше, чем средняя скорость движения
его по противоположной части трека. «Присутствие
людей влияет на поведение и состояние
испытуемого» — вот и весь вывод. И не
надо никакой социальной психологии.
Таким образом, под влиянием различных
факторов во второй половине XIX века стали
возникать первые научные подходы к анализу
и объяснению социально—психологических
феноменов. Социальная психология родилась
еще раз — теперь как отрасль научного
человекознания.
Зарождение социальной психологии как науки в России.
В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисциплины просто не существовало и ее проблематика разрабатывалась во всем комплексе общественных наук. (Напомним, что самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначен лишь с 1908 г. - с момента одновременного выхода книг В.Макдуголла "Введение в социальную психологию" в Европе и Э.Росса "Социальная психология" в Америке.)
После революции 1917
г. ситуация радикально изменилась и
на протяжении длительного времени
эта область знания в СССР развивалась
в русле психологической
Вместе с тем
проблематика, позже вошедшая в предмет
социальной психологии как таковой,
на ранних этапах разрабатывалась
Термин "коллективная (социальная) психология" был предложен в "Социологии" М.М.Ковалевского (1910), представляющей собой курс лекций, прочитанных в Петербурге в Психоневрологическом институте. Выясняя взаимоотношения социологии с другими науками, автор уделяет специальное внимание ее отношению к психологии. Ковалевский называет и "методы" этой дисциплины: анализ народных сказок, былин, пословиц, поговорок, юридических формул, писаных и неписаных законов. "Этим-то длинным путем, а не прямым анализом, хотя бы и очень остроумным, чувств и душевных движении посетителей того или иного салона или клуба, и будут положены прочные основания коллективной психологии" (Ковалевский, 1910).
В рамках социологической традиции социальная психология и ее отдельные проблемы обсуждались в трудах правоведа Л.И.Петражицкого - основателя психологической школы права, с точки зрения которой "истинными мотивами, двигателями человеческого поведения" являются эмоции, а социально-исторические образования есть лишь их проекции - "эмоциональные фантазмы" (Петражицкий, 1908).
В работе А.Копельмана уже в 1908 г. была поставлена проблема границ коллективной психологии (Кузьмин, 1967). По мнению ученого, это психология народного духа, проявляющегося в деятельности и переживаниях групп людей и коллективов.
Наряду с обозначением
коллективной психологии в ряду академических
дисциплин ее вопросы начинают активно
разрабатываться и в
Нельзя полностью
отрицать наличие связи нарождающейся
социальной психологии с общественно-политическими
течениями современности и
В целом же социально-психологические
идеи в дореволюционной России развивались
преимущественно не в недрах психологии
как таковой, а в рамках более
широкого спектра общественных дисциплин.
Здесь следует искать корни той
трансформации в истории
2. Первая дискуссия вокруг
В ходе дискуссии 20-х
гг. резко обозначилась тенденция
к разработке новой материалистической
науки, основанной на марксистской философии.
Эти поиски не воспринимались однозначно
представителями
Поскольку такая точка зрения формально выражала признание права социальной психологии на самостоятельное существование, но ценой отлучения от марксистской философии другой части психологии, она встретила сопротивление психологов, выступающих за полную перестройку всей системы психологического знания. Возражения Челпанову приняли различные формы. Наиболее существенными можно считать следующие позиции: В.А.Артемов (1927) - коль скоро вся психология будет опираться на философию марксизма, на идею социальной детерминации психики, она в целом становится "социальной"; К.Н.Корнилов (1929) - сохранение единства психологии мыслится в рамках реактологии путем распространения на поведение человека в коллективе принципа коллективных реакций, что отрицает необходимость "особой социальной психологии"; П.П.Блонский (1926) - социальная психология отождествляется с признанием социальной обусловленности психики, что также не требует "отдельной" научной дисциплины.
Особое место
в дискуссии принадлежало В.М.Бехтереву,
выдвинувшему идею "коллективной рефлексологии",
в предмет которой включаются:
поведение коллективов, поведение
личности в коллективе, условия возникновения
социальных объединений, особенности
их деятельности, взаимоотношения их
членов. В концепции В.М.Бехтерева
содержалась весьма полезная идея:
коллектив есть нечто целое, в
котором возникают новые
Дискуссия развивалась преимущественно в недрах психологии, но участие в ней приняли и представители других общественных дисциплин. Из них, прежде всего, следует назвать М.А.Рейснера, занимавшегося вопросами государства и права. Следуя призыву видного историка марксизма В.В.Адоратского - обосновать социальной психологией исторический материализм, - М.А.Рейснер принимает вызов построить марксистскую социальную психологию. Способ ее построения - прямое соотнесение физиологического учения И.П.Павлова с историческим материализмом: социальная психология должна стать наукой о социальных раздражителях и их соотношениях с действиями человека (Рейснер, 1925).
Свой вклад в становление социальной психологии со стороны смежных дисциплин внес и журналист Л.Н.Войтоловский (1925). С его точки зрения, предмет коллективной психологии - психология масс. Он рассматривает ряд психологических механизмов, которые реализуются в толпе и обеспечивают особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками массового действия.
В целом же итоги
дискуссии оказались для
В результате лишь первая трактовка предмета социальной психологии получила права гражданства. Поскольку в этом понимании никакого самостоятельного статуса для социальной психологии не предполагалось, попытки построения ее как особой дисциплины прекратились на довольно длительный срок.
3. Соотношение уровня развития
социальной психологии за
Говоря о дискуссии
20-х гг., следует иметь в виду
и общий фон развития социальной
психологии в мире. После первой
мировой войны эта наука на
Западе (прежде всего в США) пережила
период бурного расцвета и приобрела
вид развитой экспериментальной
дисциплины. Общая изоляция советской
науки от мировой тоже становилась
фактом жизни, тем более в отраслях,
связанных с идеологией и политикой.
Поэтому развитие социальной психологии
в мире в этот период было практически
закрыто для отечественных
Тот факт, что социальная психология на Западе продолжала развиваться в немарксистской традиции, привел некоторых ученых к отождествлению ее с "буржуазной" наукой, а само понятие "социальная психология" стало интерпретироваться как синоним реакционной дисциплины, атрибут лишь "буржуазной идеологии".
Информация о работе Экспериментальный период развития социальной психологии