Экспериментальный период развития социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:15, доклад

Краткое описание

Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 1.docx

— 57.06 Кб (Скачать файл)

Сейчас можно  точно утверждать, что термин "перерыв" лишь отчасти характеризует развитие отечественной социальной психологии: перерыв действительно был, но лишь в "самостоятельном" существовании  этой дисциплины, в то время как  отдельные исследования, социально-психологические  по своему предмету, продолжали осуществляться, в частности, в рамках философии (Г.В.Плеханов), педагогики (Макаренко, 1963; Залужный, 1930), общей психологии.

Особое место  здесь занимают работы Л.С.Выготского, чья роль в подготовке самостоятельного существования социальной психологии хорошо известна. Начав с идеи об историческом происхождении высших психических функций, Выготский развил далее мысль о культурно-исторической детерминации процесса их развития. Широко известны его гипотезы об опосредованном характере психических функций и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности, первоначально "интерпсихической" (Выготский, 1983).

В рамках психологии были и другие, довольно неожиданные, "приближения" к социально-психологической  проблематике. Это, прежде всего, разработка проблем психотехники (И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн, И.Н.Розанов). Судьба самой психотехники складывалась не просто, в частности, из-за ее "связей" с педологией, но в период относительно благополучного существования психотехнические исследования в определенном смысле смыкались с социально-психологическими. Разрабатывая проблемы повышения производительности труда, психологической и физиологической основ трудовой деятельности, психотехники широко использовали арсенал методических приемов, свойственный социальной психологии, - тестирование, анкетные опросы и т.д.

Все это позволяет  говорить о том, что абсолютного "перерыва" в развитии социальной психологии в СССР, даже и в годы ее запрета, не было. Что касается сопутствующей  всем этим начинаниям идеологической критики, то она, увы, была достаточно типичной и для других отраслей знания. Предание социальной психологии анафеме (как "буржуазной науки"), к счастью, не разрушило  научный потенциал, понемногу накапливавшийся  в отдельных смежных областях.

4. Второй этап развития социальной  психологии в России.

В конце 50-х - начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии  о предмете социальной психологии и  вообще о ее судьбе в советском  обществе. Этому способствовало два  обстоятельства.

Все расширяющиеся  запросы практики. Решение экономических, социальных и политических проблем  требовало более пристального анализа  их психологической стороны.

Произошли изменения  и в общей духовной атмосфере  общества. Некоторое смягчение идеологического  пресса и начавшаяся "оттепель" позволили снять клеймо "буржуазности" с социальной психологии (также, впрочем, как и с социологии) и обсуждать  ее дальнейшую судьбу.

Немаловажно и то, что установились контакты с зарубежной наукой, и это обусловило знакомство ученых с ситуацией в области  мировой социальной психологии.

Разброс мнений в  дискуссии был связан с участием в ней как психологов, так и  социологов. Несмотря на недоказанность многих мнений, новая дискуссия имела  огромное значение для дальнейшего  существования и развития социальной психологии. В целом дискуссия  положила начало конструированию социальной психологии как относительно самостоятельной  дисциплины. На первых порах она  приобрела свое место в составе  психологическом науки и по целой  совокупности причин стала институциализироваться как психологическая дисциплина. Она заняла прочное место в структуре научных международных конгрессов по психологии (начиная с 1963 г.).

В 1962 г. в Ленинградском  университете открылась первая в  стране лаборатория социальной психологии, а в 1968 г. - кафедра с таким же названием (в МГУ такая кафедра  была создана в 1972 г.). Обе кафедры  возникли на факультетах психологии по той простой причине, что социологических  факультетов тогда не было.

В то же время были организованы многочисленные социально-психологические  лаборатории и центры при психологических  учреждениях или непосредственно "в практике", например, на промышленных предприятиях.

Поскольку социальная психология "проходила" по рубрике  психологических дисциплин, ее взаимоотношения  с марксизмом строились по иной модели, чем в социологии. Марксистский подход здесь не выступал как прямой идеологический диктат, но заявлял о себе преимущественно  как некоторый философский принцип, преломленный в общепсихологической  теории. Это не означало, что идеологические "вкрапления" отсутствуют в  проблематике социальной психологии. Наиболее ярко они проявлялись при  оценке западных школ социальной психологи», но не как прямые политические обличения, а скорее как критика "ложной методологии".

Гораздо важнее опосредованное "проникновение" марксизма в  социальную психологию через философские  основания общей психологии. Психологическая  теория деятельности, созданная на основе учения Л.С.Выготского о культурно-исторической детерминации психики и разработанная в трудах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, была принята большинством представителей психологической науки в СССР, хотя и в ее различных вариантах.

Принятие деятельности как важнейшего методологического  принципа в значительной степени  обусловило весь "образ" советской  социальной психологии. Во-первых, был  сделан акцент на исследование не лабораторных, а реальных групп, поскольку лишь в них присутствовали "живые" социальные связи и отношениям; во-вторых, определилась логика построения предмета социальной психологии, охватывающего  практически все традиционные области  этой дисциплины. Ее специфика проявляется  лишь в такой трактовке и последовательности изложения этих проблем, которые продиктованы принятием принципа деятельности.

Таким образом, итогом второго этапа дискуссии о  социальной психологии стало полное признание ее права на существование  как особой "маргинальной" дисциплины, что уравняло ее статус у нас с  тем, который характерен для всего  мирового сообщества.

Завершение дискуссий  означает новый этап развития социальной психологии в нашей стране, новый  этап ее истории. Исследование этого  этапа представляется особенно необходимым, ибо он приходится на период радикальных  преобразований в России, что не может не высветить новых граней в развитии всех дисциплин, так или  иначе связанных с анализом положения  человека в обществе.

Фрейдизм

Первым психологом, включившем инстинкт в психологическую теорию, был Зигмунд Фрейд. Он считал, что инстинкты служат источником энергии для подсознательного и проявляются в виде желаний. Согласно представлениям Фрейда, всем живым организмам свойственны противоположно направленные стремления к саморазрушению и самосохранению. Стремление к агрессии и разрушению определяется инстинктами смерти (танатос), половое влечение, самосохранение, любовь определяются инстинктами жизни (эрос). [прим. 1] Стремление к саморазрушению Фрейд объяснял тенд

Структура инстинктивного поведения по Лоренцу

Структура инстинктивного поведения, разработанная Конрадом Лоренцом, опиралась на разработки и фактический материал предшественников. Как и Крэг, Лоренц выделял поисковую и завершающую фазы. Поисковая (или аппетентная фаза) инстинктивного поведения наступает под действием внутренних факторов и выражается в том, что животное начинает активно искать специфические раздражители. Когда животное находит раздражитель, снимается затормаживающий механизм и реализуется завершающая фаза. Применительно к пищевому поведению хищников к аппетентной фазе относятся поиск, выслеживание, умерщвление добычи, а к завершающей — её поедание. Завершающая фаза является строго детерминированной генетически, в то время как аппетентное поведение подвержено изменению под влиянием индивидуального опыта животного.

[править] Гидравлическая модель Лоренца

1-приток специфической  энергии действия (СЭД) 
создаёт давление в резервуаре (2) 
3,4 - Врождённый спусковой механизм. Испытывает давление со стороны СЭД (3) и релизера (5)

Конрад Лоренц, в частности, для объяснения феномена срабатывания инстинктивных реакций в отсутствие специфического раздражителя, предложил оригинальную модель осуществления инстинктивного поведения. Модель была построена на основе принципов гидравлики и получила название «гидравлической модели Лоренца». В гидравлической модели специфическая энергия действия представлена водой, непрерывно текущей в резервуар. Отток воды из резервуара преграждён клапаном, к которому крепится груз. Груз обозначает действие специфических раздражителей, его вес прямо пропорционален интенсивности раздражителя. Вода из резервуара может вытечь в двух случаях: если суммарное давление воды и груза откроют клапан, либо уровень воды превысит допустимый и клапан откроется под напором воды.[12]

Таким образом, по мере накопления специфического потенциала действия снижается порог, необходимый  для запуска соответствующей  инстинктивной реакции. В случае, когда необходимый раздражитель отсутствует в течение долгого  времени, реакция может осуществиться  «вхолостую», без специфического стимула.

Лоренц сам признавал  ограниченность гидравлической модели. Хотя она и объясняет некоторые  наблюдаемые феномены, он обладает рядом серьёзных недостатков. Прежде всего, она не учитывает изменчивость поведения. Во-вторых она предполагает существование некоторой лишней сущности - гипотетической энергии. Следует отметить, что нервная структура, ответственная за накопление специфического потенциала действия не была обнаружена. В третьих, имеются факты, противоречащие данной теории.

Благодаря своей  простоте и наглядности, гидравлическая теория изучается в университетских курсах зоопсихологии по сей день.

Одной из первых отдельных  концепций социальной психологии была теория социально-инстинктивного поведения, автором которой был английский психолог В. Макдугалл. Его работа «Введение в социальную психологию» была опубликована в 1908 году. Именно в этом году социальная психология окончательно стала самостоятельной наукой. Также символичным является то, что в этом же году социолог Э. Росс опубликовал свой труд под названием «Социальная психология» - то есть и психолог и социолог выбрали темой своих трудов социальный вопрос.

Макдугалл утверждал, что поведением  социума руководят врожденные инстинкты. Причиной таких выводов было убеждения Макдугалла во всеобщем стремлении как человека так и животного к достижению цели. Эту концепцию он противопоставлял последователям бихевиоризма, которые говорили о поведении как о реакции на какой либо внешний стимул. Индивидуальные склонности каждого человека, его наследственность,  определяет круг инстинктов.

Все человеческие инстинкты выражаются посредством  эмоций. Макдугалом были перечислены семь основных инстинктов, которым соответствуют семь эмоций: инстинкт борьбы, например, выражается страхом и гневом, инстинкт воспроизведения рода соответствует ревности и женской робости, чувство принадлежности относится к стадному инстинкту. Также, по утверждению Макдугалла, благодаря врожденным инстинктам были созданы такие социальные институты как семья; торговля, война и другие социальные процессы. Из-за этого утверждения проводилась параллель между идеей Макдугалла и Дарвиновской теорией, несмотря на то, что перенесенная  на социум теория Дарвина теряла свою научную ценность.

Гипотеза Макдугалла обрела огромную популярность в начале ХХ века. Однако эта теория привела к негативным последствиям: объяснение поведения человека его инстинктами, узаконивало любые иррациональные, импульсивные поступки не только отдельной личности, но и всего общества в целом. В последующие годы развития социальной психологии происходила борьба с идеей социальных инстинктов.

Итак, проанализировав  первичные теории социальной психологии можно сказать, что они действительно  сильно повлияли на последующее развитие этой науки. Во-первых, они поставили  перед наукой действительно важные проблемы, такие как первичность  личности либо социума, детерминантах  социального поведения и т.д. Во-вторых все подходы, рассматривая эти вопросы, подходили к ним как со стороны психологии так и со стороны социологии. Но несмотря на такие плюсы этих первых концепций, они были все еще слабы, хотя бы из-за недостаточности исследовательской практики, с помощью которой было бы возможно подтвердить определенные теории.

Тем не менее, самым  главным является то, что благодаря  этим, пускай не совершенным концепциям, социальная психология стала самостоятельной  наукой.


Информация о работе Экспериментальный период развития социальной психологии