Эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Эмоции — это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………...3

2. Психологические теории эмоций

2.1 Теория Джеймса – Ланге……………………………………………………………….....4

2.2 Теория Шехтер…………………………………………………………………………….10

2.3 Теория Линдсея – Хебба…………………………………………………………………..11

2.4 Рудементальная теория……………………………………………………………………12
3. Эмоциональные состояния……………………………………………………………......12
3.1 Эмоциональный стресс……………………………………………………………………13
3.2 Стадии стресса……………………………………………………………………………...13
3.3 Страхи личности – почва для стрессов………………………………………………......15
3.4 Энергетический кризис личности……………………………………………………….16
4. Способы противостояния…………………………………………………………………18
4.1 Аффект…………………………………………………………………………………….19
4.2 Настроение………………………………………………………………………………..19
3. Использование языка эмоций……………………………………………………………19
4. Заключение………………………………………………………………………………..22
5. Литература………………………………………………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 86.09 Кб (Скачать файл)

Страх если он не достигает  силы, тормозящей психику, может полностью  поставить мышление себе на службу. Мысль прикована к одной цели: найти выход из устрашающего положения. И страх может испытываться в  столь слабой степени, что человек  выполняет свою обычную работу, совершается  обычный ход ассоциаций, а страх  кроется где-то на заднем плане, на задворках сознания. 
Страх - пассивнооборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-то от кого-то более сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой надо устраниться. Если угроза исходит от более слабого, то это вызовет активнооборонительную реакцию - гнев. Все зависит от соотношения сил. Понятно, что у людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные трудности, больше поводов для реакции страха.

И у ребенка, и у взрослого  есть страх перед неизвестным, перед  новым. Этот страх делает, осторожны и имеет защитное значение. Когда знание мира было ничтожно, а область неизвестного огромна, страх держал человека в своей власти и заставлял его населять мир страшными чудовищами и богами. 
При состоянии страх и вслед за перенесением его наступает ряд вегетативных реакций.

ГНЕВ. 
Гнев у человека выражается в том, что лицо краснеет или багровеет, вены на лбу и на шее надуваются, иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко сжат, зубы стиснуты и скрежещут, иногда губы вытягиваются. Волосы становятся дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие - широко открывают глаза. Тело обычно держится прямо, мускулы напряжены, человек готов к мгновенному действию. Повышенное мышечное возбуждение легко переходит в действие.

Если человек в гневе  или ярости говорит кому-нибудь, чтобы тот вышел вон, то он обычно делает такие жесты, как будто  ударяет или выталкивает изгоняемого. Часто жесты становятся совершенно бесцельными, движения нескоординированными, наблюдается дрожь, губы не повинуются воле, голос обрывается.

Гнев и негодование  отличаются от ярости меньшей интенсивностью проявлений. При гневе сердечная  деятельность слегка повышена, появляется румянец, глаза начинают блестеть, дыхание  учащается, крылья носа приподнимаются, рот обыкновенно сжимается, брови  нахмуриваются.

У ребенка уже в первые дни жизни можно вызвать приступ  гнева стеснением движений. У человека только в детстве ярость чаще вызывается как рефлекс физической борьбы. Взрослые люди вступают в драку очень редко; это противоречит и взглядам общества, и юридическим нормам. Участие  гнева в мимической реакции проявляется  поднятием верхней губы и оскалом  зубов. Таким образом, при гневе  мы видим реакции, являющиеся безусловными мимическими рефлексами борьбы и  соответственными рефлексами вегетативной нервной системы.

 

ЭМОЦИИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ 
Общественное  мнение оценивает личные качества человека: умный, глупый, хитрый, красивый и т.д.; определяет  отношение общества к его личности: уважаемый, не пользующийся уважением, приятный, неприятный и т.п., дает оценку его материальному положению.

Каждый сам участвует  в создании своих оценок. Сам желает иметь определенную оценку в общественном мнении. Всякий человек в той или  иной мере чувствителен к суждению о нем и реагирует на общественное мнение о себе, на свое положение  в глазах общества, ставит себя в  одних отношениях выше, а в других ниже окружающих. Определение своего отношения в этом смысле к другим может носить интеллектуальный характер, но гораздо чаще возникает в качестве эмоциональных реакций, связанных  с интеллектуальными процессами. Сюда относятся такие эмоции, как  гордость, тщеславие, чувство собственного достоинства, обида и т.д.

О ГОРДОСТИ 
Гордость (гордыня) в устах русского народа была качеством отрицательным и находила полное осуждение, в чем сказывался и религиозный взгляд на это чувство.

Гордость, спесь, чванство по народному представлению свойственны правящим и богатым, угнетателям, насильникам и обидчикам.

Гордость находит внешнее  выражение в мимике и позе. Дарвин описывает это выражение так: "Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства над другими, держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается казаться как можно более крупным, так  что о нем говорят в переносном смысле, что он надут от гордости... Кроме того, мускул, выворачивающий нижнюю губу, называется мускулом гордости".

Под влиянием условий существования  в человеческом обществе развивались  два ряда реакций. Одни - связанные  с сознанием своего превосходства  и со стремлением себя возвысить: гордость, заносчивость, чванство, самомнение, хвастовство, самолюбие, чувство собственного достоинства. Другие же порождались сознанием бессилия: забитость, робость, боязливость, неуверенность в себе, чувство покорности, самоуничижение, угодничество, заискивание. В разных классах общества, в разные исторические отрезки времени вызывались и культивировались разные реакции.

Чувство превосходства связывается  не только с властью или богатством. Человек может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных  областях жизни, он может гордиться  успехами в области искусства  и науки, во всякого рода творческой работе. Люди, достигшие выдающихся успехов в области литературы, музыки, науки, получают основания для  гордости. Удачники могут "зазнаваться". Но гордость может не иметь тон  грубого "зазнайства", а внешние  проявления и характер внутренних переживаний  при этом могут меняться.

О ТЩЕСЛАВИИ 
У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то, что он есть, а каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем он стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете, и избегает такого положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление. Так создается в той или иной мере "двуликость": одно лицо для посторонних, другое - для своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на "официальное" лицо, лицо для других. При лживом, корыстном сокрытии своих истинных свойств получатся то, что называется лицемерием. Похвала и порицание - сильнейшие орудия воздействия социальной среды на своих членов. «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете» (Гоголь). Общество своим мнением регулирует поведение своих членов. Они оказываются, таким образом, в зависимости от него, становятся в той или иной мере "рабами общественного мнения". Мысль "что скажут?" получает иногда парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку. Гордый, как правило, в то же время чрезвычайно чуток к мнению других. Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных классах и слоях общества стоит в связи с жизненной ситуацией в данном классе в определенный момент.

Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек "козыряет всеми своими козырями" и испытывает радость при удаче. Он гордиться, достигнув видного  места, независимо от того какими путями оно получено, кичится восхождением на высокую гору, своим знакомством  с людьми, высоко стоящими во мнении общества, своим голосом, умом, остроумием, своими знаниями. При этом тщеславный не только испытывает радость, принимая эти факты как доказательство своей значимости, но радость вытекает из чувства превосходства над другими и получает соответственное внешнее выражение.

Если человеку нельзя достичь  превосходства над другими в  чем-нибудь большом и серьезном, то он найдут предлог, что бы чем-нибудь да гордиться.

Тщеславие, стремление к  превосходству там, где нет для  данного лица прямого пути, выступает  в замаскированной или завуалированной  форме, идет обходными путями. Чтобы  приковать к себе симпатии, тщеславные люди могут быть ласковы, любезны, предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с большим социальным чувством. Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке жизненных целей и т.д. Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не позволяет быть объективным. 
Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц, но часто вообще относится критически к людям, к "толпе", и судит о них свысока. Тщеславное чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие проявления и может быть вкраплено в переживания в виде отдельных черточек. 
   Самообман - один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и чувство уверенности в себе. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от условий социального существования, от индивидуальных условий развития данного индивида. Его внешнее проявление и особенности субъективного преломления могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием данной личности. Оно находится в связи рядом с факторов и представляет реакцию столь же исторически изменчивую, как и гордость.

О ЛЕСТИ 
Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою собственную личность обеспечивает успех лести. "Льстят,- по выражению Н.Г. Чернышевского,- затем чтобы господствовать под видом покорности".

Каждый человек в какой-то мере самолюбив, каждому приятно  то, что говорит о его ценности, что возвышает его в своих  и чужих глазах. Тот, кто идет на встречу этой потребности, делается приятным, как человек, приносящий радость, в то время как неприятная "правда глаз колет". Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе за милость коронованных и иных высоких особ.  
Лесть находила благодарную почву в самообольщении, связанном с большой властью. 
Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные люди наиболее легко ей поддаются.

ОБИДА. 
Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к ответному "оскорблению действием" или к более тяжким последствиям. Не следует думать, что человек, промолчавший и только через некоторый промежуток времени проявивший свое нетерпение криком, исступлением, ударами, мог в этот период наблюдать и направлять на что-либо свое внимание. Он ничего не видит и не слышит. Он весь во власти вихря внутренних вопросов: "Да как он смеет?! Да что же это такое, неужели я это перенесу?!".

Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции. Может оставаться затаенной и постепенно изживаться или вести не к вспышке гнева, а ряду обдуманных разнообразных  действий, в том числе к мести. Обиду переживает, и ребенок, и  взрослый, и глупый, и умный. Цицерон  сказал: "Оскорбление причиняет  боль, которую с трудом переносят  мудрейшие и лучшие люди".

Гордый, тщеславный, самолюбивый  человек и человек с повышенным чувством собственного достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется  своего рода гиперестезия в этом отношении, они видят и подозревают обиду  там, где и не предполагалось причинить  ее.

                                                       Теория Шехтер.

С. Шехтер и его соавторы предположили, что эмоции возникают  на основе физиологического возбуждения. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость  оценить содержание ситуации, которая  это возбуждение вызвала. Тип  или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом  возбуждении, а от того, как индивид  оценивает ситуацию, в которой  это происходит. Оценка ситуации дает возможность личности назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или  гневом, страхом или отвращением  или любой другой подходящей к  ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое  физиологическое возбуждение может  испытываться, как радость или  как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый  вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно - физиологической.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных  положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор  в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние  эйфории (приподнятое настроение), в  другом - состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых, через некоторое время, когда  оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они  ощущают. Оказалось, что те эмоциональные  переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что  характер и интенсивность эмоциональных  переживаний человека в той или  иной ситуации зависят от того, как  их переживают другие, рядом находящиеся  люди. Это значит, что эмоциональные  состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

                                                   Теория Линдсея – Хебба.

   Психологическая  теория эмоций (так условно можно  назвать концепции Джемса - Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: 
1.  Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с деятельностью ретикулярной формации. 
2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и  органических процессов, появились  теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как, оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости  от характера и интенсивности  эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Информация о работе Эмоции