Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, реферат
Эмоции — это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
1. Введение…………………………………………………………………………………...3
2. Психологические теории эмоций
2.1 Теория Джеймса – Ланге……………………………………………………………….....4
2.2 Теория Шехтер…………………………………………………………………………….10
2.3 Теория Линдсея – Хебба…………………………………………………………………..11
2.4 Рудементальная теория……………………………………………………………………12
3. Эмоциональные состояния……………………………………………………………......12
3.1 Эмоциональный стресс……………………………………………………………………13
3.2 Стадии стресса……………………………………………………………………………...13
3.3 Страхи личности – почва для стрессов………………………………………………......15
3.4 Энергетический кризис личности……………………………………………………….16
4. Способы противостояния…………………………………………………………………18
4.1 Аффект…………………………………………………………………………………….19
4.2 Настроение………………………………………………………………………………..19
3. Использование языка эмоций……………………………………………………………19
4. Заключение………………………………………………………………………………..22
5. Литература………………………………………………………………………………...23
Состояние аффекта блокирует
сознательный контроль и
Прелюдией аффекта всегда
Наша жизнь проходит в
Личность стремиться снять напряжение, так как оно создаёт дискомфорт. Для этого используется несколько моделей поведения.
Первая модель.
Человек «бросается» на
Вторая модель.
Столкнувшись с некоторыми проблемами,
человек теряет оптимизм и начинает жить
«в режиме ожиданья несчастья». Состояние
беспокойства становится постоянным,
будто мир вокруг рушится. Человек начинает
суетиться, делается раздражительным,
ему кажется, что окружающие постоянно
давят на него.
Третья модель.
Иногда избыточное напряжение возникает
у человека, проявляющего сильное нетерпение
в ожидании чего-то значимого для себя.
Часто оно соединяется со стремлением
повернуть ситуацию в «правильном» направлении.
Классическим примером подобной
стрессовой модели поведения является
фальстарт в соревнованиях по
бегу. Напряжение бегуна столь высоко,
что у некоторых возникает
ситуативный стресс. Человек в
своём воображении уже бежит,
и стремиться быть быстрее всех.
В итоге на поведенческом уровне
это выражается в опережении сигнала
к началу действия. В житейском
плане такое поведение
«Нетерпеливое желание» –
это взвинченное состояние
Способность противостоять стрессу, справиться с ним достаточно быстро (за несколько минут) – основное условие сохранения психического и физического здоровья в настоящее время. Если мы не будем справляться со стрессом, у нас возникнут психические нарушения, которые приведут к болезни или, по крайней мере, не позволят чувствовать себя счастливыми.
К. Шрайнер предлагает перечень симптомов, которые возникают у человека, если он не может справляться со стрессами.
1. Постоянная нехватка
времени. Человек вечно не
2. Постоянное беспокойство о своём
здоровье. Налицо признаки переутомления
и физического напряжения.
3. Работа раздражает человека. Он
воспринимает ее как цепочку сплошных
неприятностей.
4. Человек постоянно стремится
противостоять своим дурным привычкам
(курение, переедание и т.п.), но безрезультатно.
5. Человек постоянно вспоминает
и переживает прошлые обиды и неприятности,
и тревожится о будущем.
6. Человеку необходим алкоголь,
успокоительное или снотворное, чтобы
расслабиться.
7. Расслабление не приносит удовольствия.
8. Человек воспринимает происходящие
вокруг изменения как слишком стремительные
(«голова идет кругом»).
9. Несмотря на любовь к семье, человек
тяготится семейными отношениями. Они
утомляют его, приносят скуку и разочарование.
10. Человек не уверен в себе, он не чувствует
удовлетворения и гордости, хотя и достиг
кое-чего в жизни.
Если
вы чувствуете хотя бы
Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки которые захватывают всю личность человека. Порой в состоянии аффекта, гнева, страха, радости и т. д. человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой , весь передается переживаниям. Т. о. в состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля над своим поведением, он может совершать необдуманные поступки.
Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут вызвать оцепенение , заторможенность речи и полное безучастие. Вызываются сильными раздражителями.
Для того чтобы регулировать состояние аффекта, прежде всего, необходимо воспитывать у себя выдержку и самообладание.
Настроение - это относительно
ровное, оптимальное в своей
В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения своих внутренних потребностей организма меняется и настроение. Наше настроение подвержено колебаниям в тесной связи с многообразными социальными воздействиями: начиная формироваться в минуты утренней поездки в автобусе , оно поддерживается на протяжении всего дальнейшего времени и завершается вечером беседами в кругу родных и близких. На этот основной фон наслаиваются эмоциональные реакции, вызванные изменениями самочувствия (появлением головной или зубной боли, неприятными ощущениями в животе). В существенной мере устойчивость нашего настроения определяется жизненным тонусом, который содействует поддержанию высокой умственной и физической работоспособности, умению преодолевать имеющиеся неприятности. Вместе с тем настроение представляет фон для других эмоциональных реакций, определяет их тональность.
В нашей культуре
каждый учится понимать и
При распознавании эмоций используется вся доступная информация о поведении наблюдаемого лица и ситуации, в которой он находится. Об этом свидетельствует эксперимент Экмана, в котором испытуемым предъявлялись фотографии, изображавшие определенное лицо во время двух фаз специально проводившейся клинической беседы: в фазе стресса, создававшей напряжение и отрицательные эмоции, и в фазе разрядки, когда этому лицу объяснялась причина стресса. Испытуемые должны были определить, какие из фотографий относятся к первой фазе и какие — ко второй. Оказалось, что испытуемые могли правильно оценить фотографии, если видели ситуацию, в которой находилось наблюдаемое лицо, то есть если фотография изображала также и человека, проводившего беседу. Если же фотографии нужно было оценить без этой дополнительной информации, правильность суждений не превышала уровня случайности.
Трудности и ошибки при
оценке выражения эмоций объясняются
несколькими причинами. На оценку оказывает
влияние прежде всею собственное состояние
наблюдателя. В этом отношении восприятие
эмоций подчиняется тем же самым общим
закономерностям, что и восприятие вообще.
Сильное влияние на оценку эмоций оказывает
и внушение. Так, в одном из экспериментов,
проведенном еще в 20-х годах Фернбергером,
испытуемые должны были определить эмоции,
изображенные на фотографиях. В дальнейшем
те же самые фотографии экспонировались
с предварительным сообщением о том, что
они должны выражать, и с просьбой оцепить,
достаточно ли хорошо они это делают.
Таким образом, словесное внушение,
а, по-видимому, также и внушение, содержащееся
в самой ситуации, не полностью определяют
оценку выражения эмоций; здесь обнаруживаются
большие индивидуальные различия.
Примером внушения, содержащегося в самой ситуации, может служить факт, установленный в экспериментах, проведенных в Брендисском университете; в них одни и те же фотографии предъявлялись трем группам испытуемых, находящихся в трех разных помещениях. Одно из помещений было изысканно обставлено, второе — вполне обычно, а в третьем были признаки беспорядка и запустения. Оказалось, что, когда фотографии рассматривались в неубранной комнате, изображенным, на них людям приписывались иные состояния, чем в том случае, когда они рассматривались в изысканно обставленной комнате.
Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.
Далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ и усвоить индивидуальные языки эмоций. Это обусловлено разными причинами. Одни чрезмерно сосредоточенны на собственной личности и поэтому неспособны, замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих такие затруднения в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги. Это может быть тревога, связанная с эмоциями других людей или тревога, связанная с собственными эмоциями и побуждающая данное лицо избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции; вследствие этого человек не замечает проявления эмоций v других людей.
Встречаются, разумеется, и
такие люди, которые не стремятся
понимать выражения эмоций у других
людей потому, что это им по той
или иной причине выгодно.
Не только понимание, но и самовыражение
эмоций может вызывать затруднения. Некоторые
люди не умеют выражать эмоции потому,
что не усвоили необходимых принятых в
обществе форм выражения.
Другие люди боятся выдать свои собственные чувства. Это может быть страх перед утратой самоконтроля или боязнь порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпрометированным, отвергнутым или осмеянным).
Иногда бедность выражения обусловлена, врожденными факторами. Считается, что степень экспрессивности определяется также и этнической принадлежностью. Так, широко распространено представление о том, что американские индейцы очень сдержанны в проявлении своих чувств. Однако такое представление не соответствует действительности. При определенных обстоятельствах эти невозмутимые индейцы могут проявлять очень сильные эмоции, например, оплакивая смерть жены или ребенка. То же самое можно сказать о китайцах или японцах, которых также считали очень сдержанными в выражения своих чувств. Но оказалось, что китайцы, воспитанные в других, культурах, могут стать столь же экспрессивными, как и европейцы.
В заключение следует сказать, что, хотя биологические и этнические факторы и нельзя исключать из числа детерминант выражения эмоций, решающее значение принадлежит процессу научения.
Иногда большая сдержанность в проявлении чувств бывает связана с усвоением норм поведения, господствующих в семье или вообще в непосредственном окружении ребенка.
Степень эмоциональной экспрессивности. Оказывает существенное влияние на характер межличностных отношений. Чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. В некоторых случаях это вызывает только удивление, в других — порождает неприязнь и становится препятствием для установления нормальных отношений между людьми. Можно думать, что развитие способности адекватно выражать свои чувства в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью является одной из главных проблем социального развития человека. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее неадекватность условиям — один из важнейших источников конфликтов в межличностных отношениях.
Но эмоциональный процесс обусловливает формирование не только тех или иных выразительных реакций, но и более сложных, развернутых и продолжительных форм поведения — эмоциональных действий.
Итак, эмоции – это свойственные
каждому из нас психологические реакции
на хорошее и плохое, это наши тревоги
и радости, наше отчаяние и наслаждение,
эмоции обеспечивают нам способность
к переживанию и сопереживанию поддерживают
интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции
составляют часть нашей психологической
деятельности, часть нашего «я».