Содержание
1. Введение
Человек, как субъект различных
видов деятельности, который познает и
оказывает влияние на окружающий мир,
выполняет различные действия, направленные
на саморазвитие, не является ни равнодушным
наблюдателем происходящего вокруг, ни
хорошо отлаженным механизмом, беспристрастно
выполняющим действия. Совершая какие-либо
действия, человек оказывает влияние не
только на природу и предметный мир, но
и воздействует на других людей, и сам
испытывает воздействие на себе. Причем,
не только третьи лица могут оказывать
воздействие. Человек, прежде всего, подвергается
воздействиям своих собственных манипуляций,
от которых меняются его взаимоотношения
в обществе. Человек переживает то, что
он совершает и то, что с ним происходит.
Именно это переживание отношения человека
к окружающему и составляет сферу чувств
и эмоций.
Исходя из этого, можно
определить актуальность
данной работы: Современный мир развивается
и изменяется с огромной скоростью. Отношение
человека к нему, соответственно тоже
трансформируется. Изменения происходят
довольно часто, в зависимости от этих
изменений формируются и различные
эмоции и потребности. Без изучения этого
феномена, человек не сможет верно интерпретировать
свое психологическое состояние, что может
привести к дезориентации личности в обществе.
При исследовании этого феномена
были вы выделены цели работы:
- Определение связи эмоций с
потребностями
- Определение степени влияния
окружающего мира на эмоции и потребности
человека.
- Определение факторов, влияющих
на изменения эмоций и потребностей.
Цели достигались путем выполнения
основной задачи, которая
заключалась в сборе и анализе теоретического
материала по заданной теме.
2. Эмоции
2.1 Эмоции. Общие
сведения
Эмоции – это комплекс объективных
реакций человека на внешние и внутренние
раздражители, события, происходящие вокруг
него. Эмоции проявляются в форме переживаний.
В зависимости от степени значимости для
субъекта они могут быть положительными
или негативными.
В узком смысле эмоции – это
непосредственное переживание какого-либо
чувства в определенный период времени.
В основном большинство психологов отождествляют
понятия эмоции и чувства. Хотя не всегда
чувства, переживаемые человеком, можно
назвать эмоциями. Например, если человек
является книгоманом, то чувства, которые
он испытывает (любовь к чтению) нельзя
назвать эмоциями. А вот при чтении определенной
книги, проявляются такие эмоции как наслаждение,
восторг, волнение, восхищение.
Эмоции позволяют человеку
дать оценку всему происходящему вокруг
и внутри него. Язык эмоций един для всех
живых существ на планете. Даже животные,
не способные понимать вербальные средства
общения, могут понимать эмоции своих
хозяев, просто, наблюдая за ними. Младенец,
который еще не имеет никакого социального
опыта, способен «считывать» эмоции своих
родителей. Люди с разных концов Земли,
могут определить эмоции друг друга, даже
без знания иностранных языков. Даже находясь
в утробе матери, ребенок уже понимает
ее эмоции. Каким образом это происходит,
пока невозможно определить, так как эта
область еще не достаточно изучена.
Многие эмоциональные состояния
человека проявляются визуально. Например,
покраснение или побледнений кожи, выражение
лица, положение тела и .т.д. Отсюда вытекает
и легкость определения эмоционального
состояния человека, без использования
вербальных средств общения.
2.2 Происхождение
эмоций
Обычно считается, что эмоции
возникают, когда в жизни человека происходят
какие то события, имеющие для него определенную
значимость.
Мнения большинства психологов
в этом вопросе расходятся. Одни считают,
что любое событие, касающееся человека,
имеет хоть какой-то оттенок незначительный
оттенок эмоциональных состояний: незначительный
интерес, радость, разочарование. Другие
полагают, что эмоции возникают только
в особо значимых для человека ситуациях.
Когда имеют непосредственное влияние
на дальнейшую жизнь человека. Радостные
события, успех, ожидание счастливых событий
– вызывают положительные эмоции, и наоборот,
угроза жизни или здоровью, конфликты,
неожиданный поворот событий, крушение
планов и надежд – имеют отклик в проявлении
негативных эмоций. Хотя, есть и третья
точка зрения, что в данных ситуациях человеком
переживаются, скорее, экстремальные жизненные
ситуации, чем обычные эмоции и чувства.
Проанализировав, имеющееся
по этому вопросу мнения, можно сделать
вывод, что эмоции у человека возникают
в любых жизненных ситуациях, но наиболее
ярко и полно раскрываются только в те
моменты, которые являются для личности
особенно значимыми.
Возникающие эмоции имеют разную
степень глубины, устойчивости и продолжительности.
Это зависит от степени непосредственного
влияния происходящего события на будущую
жизнь человека.
Если говорить об историческом
происхождении эмоциональных процессов,
то можно также выделить несколько причин,
одной из которых является необходимость
обеспечения социальной связи между матерью
и ребенком. Младенцы выживают и развиваются
только благодаря взрослым, которые за
ними ухаживают. И исходя из того, какие
эмоции испытывает взрослый, по отношению
к младенцу, зависит и его развитие. Потому
что, научно доказано, что помимо удовлетворения
жизненных потребностей, таких как пища,
уход, тепло, ребенок нуждается еще и в
родительской любви. Даже взрослому бывает
трудно справиться с жизненными неудачами,
если он обделен лаской и любовью. Физическое
и психологическое здоровье ребенка напрямую
зависит от чувств и эмоций, проявляемых
родителями по отношению к нему.
Другой причиной возникновения
эмоций можно считать необходимость коммуникации
между матерью и ребенком. Ребенок выражает
свои эмоции и, исходя из этого, мать может
сделать вывод и об эмоциональном и физическом
состоянии своего чада.
2.3 Характеристики
и классификация
Характеристики эмоций описывает
их не по внутренней структуре, а по внешнему
проявлению. Так эмоции имеют следующие
характеристики:
1. Положительные и отрицательные.
Положительные эмоции, соответственно
имеют приятный эмоциональный оттенок,
например переживание какого-либо удовольствия,
а отрицательные, напротив, отрицательные
же, напротив, выступают в качестве неприятных
аспектов, переживание каких либо расстройств,
разочарований.
2. Позитивные и негативные.
Позитивные эмоции имеют позитивные
проявления и оценку. Негативные – наоборот.
Говоря о двух этих группах,
характеризующих человеческие эмоции,
следует отметить, что не всегда проявление
положительных или позитивных эмоций
является полезным, а отрицательных или
негативных – вредным. Такие эмоции как
страх, стыд или гнев, большинство психологов
считают безоговорочно отрицательными,
хотя в определенных ситуациях гнев и
страх, могут способствовать выживанию
индивида, или защите собственного достоинства
и положения в обществе. В то же время такие
«полезные» эмоции как радость или
удовлетворение, могут быть напротив губительными,
если в их основе лежит злорадство или
скрытые мотивы.
3. Адекватные и неадекватные.
Данные характеристики являются
социально обусловленными, потому что
в определенных ситуациях от человека
ожидают определенных эмоций. Например,
если вы разбили машину, вы должны испытывать
негативные эмоции, потому что социум
ожидает от вас именно такой реакции. А
если в данной ситуации вы начинаете смеяться,
ваши эмоции будут расценены как неадекватные.
Но эти характеристики достаточно неоднозначны.
Потому что смех в данной ситуации может
иметь нервный характер, и не является
проявлением настоящих эмоциональных
состояний. Многие психологи убеждены,
что такие реакции у людей могут быть вызваны
желанием скрыть свои истинные эмоции
от социума или даже от самого себя.
4. Управляемые и неуправляемые.
Диапазон управляемости эмоций
очень большой.. Большинство эмоциональных
акций управляемы и взрослыми и детьми.
Но эмоции, переходящие уже, скажем, в состояние
аффекта – нет. Какие эмоции являются
управляемыми, а какие нет, следует судить
исходя из их классификаций.
Наиболее распространенной
является классификация эмоций по степени
их проявления:
1. Аффекты
В переводе с латинского аффектом
называется душевное волнение или страсть.
Это сильная, бурная, но относительно
кратковременная эмоциональная реакция
на внешний стимул, которая полностью
захватывает психику человека и предопределяет
единую глобальную реакцию на ситуацию.
Порой сам запускающий стимул и реакция
на него осознаются недостаточно, что
является одной из причин возможной неуправляемости
аффектом. Он быстро овладевает человеком
и характеризуется утратой самообладания,
нарушением контроля над действиями, а
также изменениями всей жизнедеятельности
организма. Это состояние относится к
неуправляемым эмоциям. Несмотря на то,
что состояние аффекта, является кратковременным,
переживание этого состояния может надолго
зафиксироваться в человеческом сознании.
Его следы, при определенных условиях
могут снова проявляться еще в более сильных
проявлениях. Развивается аффект по стадиям.
Сначала идет стадия невозможности избавиться
от мыслей о каком-то событии, затем. Движения
становятся все более безотчетными. Затем
следуют рыдание, крики, резкие жесты,
хохот и неестественные позы, которые
имеют нарастающий характер. Не потерять
контроль над собой и сдержаться в этот
момент человек еще может, в этом случае
данные эмоции останутся в диапазоне управляемых.
Но, при наличии каких-либо заболеваний
и других внешних факторов, влияющих на
человека, аффект может перерасти в неконтролируемый
процесс и приобрести статус патологического.
После переживания аффекта обычно у человека
возникает состояние бессилия, разбитости
и упадка сил. Если аффект имел патологическую
природу, то такое состояние заканчивается
сном, с дальнейшей амнезией произошедшего.
2.Собственно эмоции
Эмоции в узком смысле (или «собственно
эмоции») – это также временное переживание
отношения человека к тем или иным внутренним
или внешним факторам, оказывающим на
него влияние. Эмоции, в отличии от аффекта,
по своей природе более длительны и менее
интенсивны. Эмоции, как реакции человека,
могут возникать не только к происходящим
событиям, но и к уже пережитым или вероятностным.
3.Чувства
Чувства – это особые психические состояния,
проявляющиеся социально обусловленными
переживаниями, которые выражают длительные
и устойчивые эмоциональные отношения
человека к реальным или воображаемым
объектам. Их часто обозначают как вторичные
эмоции, так как они сформировались как
своеобразное обобщение соответствующих
простых (первичных) эмоций к объекту чувства.
Выражаются чувства также через эмоции,
но не постоянно, а временами, в соответствии
с ситуацией. Причем конкретные эмоции
как формы переживания определенного
чувства могут быть самыми разнообразными.
Например, любящая мать может испытывать
ситуативную эмоцию гнева, столкнувшись
с возмутившим ее поступком сына, однако
по истечении времени любовь к сыну возьмет
свое, и этот поступок забудется. Потребовалось
бы множество его проступков, чтобы отрицательные
эмоции накопились и сделали возможным
перерождение чувства любви к сыну, а тем
более переход его в противоположное чувство.
4. Настроение
Настроение представляет собой общее
и относительно слабое эмоциональное
состояние, но окрашивающее в течение
длительного времени все поведение человека.
Одно настроение может сохраняться неделями,
а иногда и месяцами. Вызываются настроения
различными событиями, обстоятельствами,
а также физическим самочувствием. Причины,
обусловившие настроение, человеком осознаются
не всегда.
Выделяют две основные черты, которые
характеризуют настроение в отличие от
других эмоциональных состояний. Во-первых,
настроение не предметно, а личностно,
т.е. когда у человека радостное настроение,
он не рад чему-то, а ему просто радостно.
Во-вторых, настроение — не специальное
переживание, приуроченное к какому-то
частному событию, а разлитое общее состояние
и основной компонент общего чувственного
фона.
Настроения очень разнообразны: радостные
или печальные, веселые или угнетенные,
бодрые или подавленные, а также скука,
ликование, восторг, надежда и так далее.
5. Стресс
Первоначально понятие стресса возникло
в физиологии для обозначения неспецифической
биологической реакции организма ("общего
адаптационного синдрома", физиологического
стресса) в ответ на любое неблагоприятное
воздействие. Позднее оно стало использоваться
и для описания типичных эмоционально-психических
состояний человека в экстремальных условиях
— психологический стресс. Последний
иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный
(в ситуациях угрозы, обиды, опасности)
и информационный (при информационных
перегрузках).
Стрессовые состояния — это особые эмоциональные
состояния, возникающие в ответ на экстремальные
воздействия и требующие от человека мобилизации
всех ресурсов организма, в том числе и
нервно-психических сил. По выраженности
стрессовое состояние занимает промежуточное
положение между эмоцией и аффектом, но
по длительности протекания оно приближается
к настроениям.
2.4 Функции эмоций.
В нравственной сфере эмоции выполняют
различные жизненно важные функции.
По мнению многих исследователей, эмоции
признаются выполняющими функцию оценки
происходящего. Способность эмоции производить
оценку хорошо объясняет тот факт, что
эмоции возникают в особых и значимых
ситуациях. Благодаря возникающим эмоциям,
человек узнает о жизненной значимости
происходящего.
Эмоции выполняют и другие, более специфические
функции. Одной из них является функция
регуляции деятельности человека. Любая
целенаправленная деятельность человека
представляет собой процесс удовлетворения
его потребностей. Благодаря действию
эмоции, та или иная потребность всегда
эмоционально окрашена и воспринимается
как ценность, на достижение которой направляется
конкретная деятельность.
Побуждение человека к совершению какого-либо
конкретного поступка происходит также
под воздействием эмоции. В зависимости
от ситуации эмоции могут внушить человеку
определенное поведение, в котором эмоции
находят свое проявление или определенную
степень выражения. Например, чувство
жалости, возникшее в душе милосердного
самарянина, побудило его проявить деятельное
участие в судьбе попавшего в беду человека.
Наконец, важная функция эмоций в нравственной
жизни состоит в том, что с помощью эмоций
человек способен воспринимать и различать
явления добра и зла, улавливать внутреннее
состояние другого человека, давать интуитивную
оценку происходящим событиям, отдельным
лицам и их поступкам и действиям.
3. Потребности
3.1 Потребности. Общие
сведения
Потребности (в широком смысле)
- это нужда человека в чем-либо необходимом
для поддержания жизнедеятельности и
развития не только отдельной личности,
но и различных социальных групп и общества
в целом. Потребности выступают как внутренний
толчок человека к совершению каких-либо
действий. Потребности оказывают на человека
побуждающее влияние. Если человек чувствует
какой-то некомфорт, связанный с различными
сферами его жизнедеятельности, это побуждает
его совершению различных действий,
направленных на устранение этого состояния
некомфортности. Это называют удовлетворением
потребностей.