Эмоции и чувства. Функции эмоций, теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:37, реферат

Краткое описание

Эмоции, как и ряд других явлений, становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем - то ему препятствуют. Стремясь всё более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так.

Содержание

Введение 3
1.Эмоции и чувства, функции эмоций 4
1.1. Функция оценки 4
1.2. Функция побуждения 4
1.3. Дезорганизующая функция 5
1.4. Регулирующая функция 5
2. Влияние эмоций на деятельность человека 6
3. Теории эмоций 10
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Ready_Эмоции в деятельности человека.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По  предмету: «Психология» 

На  тему: «Эмоции и  чувства. Функции  эмоций, теории эмоций» 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

Введение

     Эмоции, как и ряд других явлений, становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем - то ему  препятствуют.  Стремясь всё более  эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с  тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так.

     Вплоть  до настоящего времени люди были способны лишь констатировать расхождение между «голосом сердца и голосом разума», но не могли его ни понять, ни устранить.

     Эмоции - не только действующее лицо больших  драм; они - повседневный спутник человека, оказывающий постоянное влияние  на все его дела и мысли. Но, несмотря на ежедневное общение с ними, мы не слишком хорошо знаем их «нравы» и редко можем предвидеть, когда они появятся и когда нас покинут, помогут ли нам или станут помехой, нужно ли обходиться  с ними чутко и деликатно или же, напротив, грубо и беспощадно.

     А как часто в факторах эмоциональной природы мы видим причины затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и группой; о таких случаях говорят, что виной служат человеческая зависть, ревность, недостаток смелости, враждебность, недоброжелательство, равнодушие и т.п.

     Анализируя  причины своих неудач или ошибок, мы нередко приходим к выводу, что  именно эмоции помешали нам справиться с задачей.

     В личной  жизни  эмоциональные  проблемы приобретают  первостепенное значение.

 

1.Эмоции  и чувства, функции  эмоций

1.1. Функция  оценки

     Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется  с их характеристиками:  их возникновение  в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Основной вывод, следующий из объединенного анализа всех этих характеристик, заключается в том,  что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов (каким являются, например, развивающиеся по отношению к ним ориентировочно - исследовательские процессы), ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

1.2. Функция  побуждения

     Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.).  Этот простой факт  и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют поведение. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. 

     Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определённые поступки, при чем даже когда они для него нежелательны.

1.3. Дезорганизующая  функция

     Эмоции  организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному  протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности.  Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. 

     Даже  такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая  деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезной, например, когда от серьёзной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.  Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. На этом основании не может быть оправдано противопоставление полезности и вредности эмоций.

1.4. Регулирующая функция

     Это две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению  к определенным психическим процессам, т.е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта.

     Эмоции  играют значительную роль  в  актуализации закрепленного  опыта, т.е. использовать оставленный эмоциями след. Поскольку  актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций (Запорожец, Неверович, 1974г.). Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую  функцию (Тихомиров, Виноградов, 1969г.).

     В отношении этих двух функций эмоций важно подчеркнуть, что,   констатируя  определенное  проявление  эмоций,  они  остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснение  психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.

2. Влияние эмоций  на деятельность  человека

       ЭМОЦИИ   И   ТЕЛО.

     В мышцах лица во время эмоций происходят элекрофизиологические изменения. Изменения происходят в электрической активности мозга, в кровеносной и дыхательной системах. При сильном гневе или страхе сердечный ритм может повышаться на 40-60 ударов в минуту. Такие резкие изменения соматических функций во время сильной эмоции указывают на то, что при эмоциональных состояниях в большей или меньшей степени включаются все нейрофизиологические системы и подсистемы тела. Такие изменения неизбежно влияют на восприятие, мысли и действия субъекта. Эти телесные изменения могут также быть использованы при решении ряда вопросов как чисто медицинского плана, так и проблем психического здоровья. Эмоция активирует автономную нервную систему, которая изменяет ход работы эндокринной и нервно-гуморальной систем. Разум и тело находятся в гармонии для осуществления действия. Если же соответствующие эмоциям знания и действия блокируются, то в результате могут появляться психосоматические симптомы.

       ЭМОЦИИ  И  ВОСПРИЯТИЕ.

     Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект «суженого зрения»).

       ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

     Эмоции  влияют как на соматические процессы и на сферу восприятия, так и  на память, мышление и воображение  человека. Эффект «суженого зрения»  в восприятии имеет свой аналог в  познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить различные альтернативы. У разгневанного человека появляются лишь «сердитые мысли». В состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект настолько охвачен любопытством, что не способен к обучению и исследованию.

       ЭМОЦИИ  И ДЕЙСТВИЯ.

     Эмоции  и комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют фактически на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он реально заинтересован  в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремиться его избежать.

       ЭМОЦИИ   И  РАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ.

     Два рода факторов важны при рассмотрении вопроса о соотношении эмоции и развития личности. Первый - это  генетические задатки субъекта в  сфере эмоций. Генетический склад индивида играет, по-видимому, важную роль в приобретении эмоциональных черт ( или порогов ) к различным эмоциям. Второй фактор - личный опыт индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности, социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение. Наблюдения за детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, которые выросли в одинаковой социальной среде (воспитывались в дошкольном учреждении), показали значительные индивидуальные различия в эмоциональных порогах и эмоционально - окрашенных деятельностях.

     Однако, когда у ребенка низкий порог  по отношению к какой-либо определенной эмоции, когда он часто ее испытывает и выражает, это неизбежно вызывает особого рода реакции со стороны  других детей и окружающих взрослых. Такое вынужденное взаимодействие неизбежно приводит к формированию особых личностных характеристик. На индивидуальные эмоциональные черты также существенно влияет учет социального опыта, особенно в детстве и в младенчестве. Ребенок, которому свойственна вспыльчивость, ребенок пугливый, естественно, сталкиваются с различными реакциями своих сверстников и взрослых. Социальное последствие и, следовательно, процесс социализации будут сильно различаться в зависимости от эмоций, наиболее часто испытываемых и выражаемых ребенком. Эмоциональные ответы влияют не только на личностные характеристики и социальное развитие ребенка, но также на интеллектуальное развитие. Ребенок с тяжелыми переживаниями значительно меньше склонен к исследованию окружающей среды, чем ребенок, имеющий низкий порог для интереса и радости. Томкинс считает, что эмоция интереса так же важна для интеллектуального развития любого человека, как упражнения для физического развития.

       ЭМОЦИИ  И  СЕКС.

     Еще в 1935 году Бич в опытах на животных продемонстрировал, что совокупление и страх являются несовместимыми. Его испытуемыми были крысы, однако, этот факт может быть распространен и на область человеческих отношений, о чем свидетельствуют не только здравый смысл, но и литературные данные. Сексуальное влечение, в сущности, всегда связано с той или иной эмоцией. Взаимодействуя с гневом и презрением, оно может привести к садизму или насилию. В сочетании с чувством вины - может иметь результатом импотенцию или мазохизм. В любви и супружестве секс, сопровождаясь радостным возбуждением, может вызывать острые переживания, как чувственного удовольствия, так и эмоций.

       ЭМОЦИЯ,  СУПРУЖЕСТВО  И   РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧУВСТВА.

     Индивидуальные  способы выражения эмоций и эмоциональных  ответов являются определенным фактором в ухаживании и выборе партнера совместной жизни. К сожалению, роль эмоциональных черт в ухаживании и супружестве не изучена в достаточной мере. Однако исследования в других областях указывают на то, что субъект либо выбирает товарища, чьи эмоциональные переживания и экспрессия дополняют его собственные, либо подбирает партнера, который имеет сходный эмоциональный профиль - такие же пороги переживания различных эмоций и такие же способы их выражения.

     Эмоции  влияют не только на половую жизнь  и супружество, но и на родительские чувства. Индивидуальные пороги для возбуждения, радости, отвращения или страха играют важную роль в реакциях на интерес ребенка, его радость, отвращение или страх.

       ЭМОЦИИ  И  СОЗНАНИЕ.

     То  мнение, что эмоция может рассматриваться  как отдельное или особое состояние сознания, не является новой точкой зрения в науке. Великий биолог девятнадцатого столетия Герберт Спенсер описал «центрально-инициируемые эмоции» следующим образом: «... их начало и окончание во времени сравнительно не определенны, и они не имеют четкой локализации в пространстве. Иначе говоря, они не ограничены предшествующими и последующими состояниями сознания с какой-либо определенностью, и нет границ между ними и сосуществующими с ними состояниями сознания».

     Эмоциональные состояния и в повседневной жизни часто рассматриваются как измененные состояния, или, более точно, как специфические или особые состояния сознания. Индивид, совершив какую-либо нелепость, часто объясняет свое поведение, говоря: «я был вне себя», или «я не помнил себя». Любой, кто испытал сильную эмоцию, представляет, что эмоциональное переживание - это необычное состояние сознания.

     Идея  различных состояний сознания существует со времени античной философии. А  с середины ХIХ столетия биологи предполагают возможность и находят некоторые доказательства того, что каждое отдельное полушарие мозга контролирует совершенно отдельное сознание. Современный невролог Газанига заключает: «Данные указывают на то, что разделение полушарий создает две независимые сферы сознания в пределах одного черепа, иначе говоря, в пределах одного организма».

     К тому мнению, что может быть больше, чем один тип или состояние  сознания, относится давняя идея о  существовании множества путей  познания. В ХIII столетии Роджер Бэкон говорил о двух способах приобретения знания через доказательство и через опыт. Об этих различных способах познания говорят и некоторые современные ученые и философы. Один из этих способов, доминирующий в современном мышлении, описывается как логический и рациональный. Другой - как познание интуитивное, не вербализуемое, или «рецептивное». Особые состояния сознания, возникающие благодаря специфическому интересу или радости, или их некоторой комбинации, и направляют стадии интуитивного, невербального рецептивного познания. Определенные эмоциональные состояния организуют стадии аналитических, критических, логических, рациональных процессов. Таким образом, эмоция, как процесс постоянно взаимодействует с процессами, характеризующими другие состояния сознания, что обуславливает многочисленные взаимосвязи между эмоциями и разумом. 

Информация о работе Эмоции и чувства. Функции эмоций, теории эмоций