Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа
Цель – исследование эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.
Объект исследования - развитие общения детей старших дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования – методики исследования эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- исследовать проблемы эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам в психолого - педагогической литературе,
- определить понятие эмоции,
- рассмотреть особенности эмоциональной сферы дошкольников,
Появляются новые мотивы, которые способны подчинить и предвосхитить развитие эмоций. Происходит включение речи в эмоциональном процессе, обеспечивается их интеллектуализация, явления становиться более сознательными. Дети 5 - 7 лет, уже могут управлять и выражать свои эмоции при помощи слова, но бывает и так, когда дошкольник с трудом сдерживает эмоции. Это, например, при чувстве голода, жажды. Появляется симпатия, дети 5 - 7 лет выбираю себе друга сверстника, они сочувствуют, переживают за товарища, проигрывая все это в сюжетно-ролевой игре, которая приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить о эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.
Главные источники чувств это всегда отношения с близкими ему людьми. На этапах воспитания взрослый вкладывает внимание, любовь, заботу, ребенок на этом этапе является объектом чувств, когда на этапе 5 - 7 лет он - субъект эмоциональных отношений.
Младшие дошкольники дают оценку своему поступку с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, они могут упасть»), когда старшие – обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). Всегда нужно полагать какая будет ситуация и искать пути решения. Признание собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня.
Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
Если ребенок совершает хороший достойный поступок он испытывает радость, может даже и гордость, а если ребенок повел себя недостойно, он показывает обиду, злость. Ребенок в любом случае всегда будет переживать за то что он совершил.
Итогом этого рассуждения будет следующее: особенности эмоционального развития детей 5 - 7 лет, выражаются в следующем:
1) появляются социальные формы;
2) мотивы;
3) виды деятельности;
4) формируются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства;
4) появляется оценка результатов своей деятельности;
5) ребенок становиться субъектом эмоционального отношения.
Очень важным этапом в развитии личности является дошкольный возраст. Здесь рассматриваются такие общечеловеческие ценностные приоритеты, как культура, мир природы, физическое, психическое развитие. Все это проявляется в деятельности дошкольника. Ребенок в течение жизни получает огромное количество эмоциональных впечатлений, среди которых есть немало негативных, пугающих. Социальная среда строит и развивает эмоциональную сферу ребенка. Дошкольное учреждение, которое является начальным звеном системы народного образования, способствует специфике воспитания и условиям жизнедеятельности, определяемыми не только возрастными возможностями, но и условиями жизнедеятельности в них детей.
1.3 Развитие общения старших дошкольников со сверстниками
Отечественная психология рассматривает межличностное общение как необходимое условие психического развития ребенка, усвоения им достижений, накопленных в процессе исторического развития человечества (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин), как решающую предпосылку возникновения сознания и как внутренний механизм жизни коллектива (Б. Ф. Ломов). Не без основания указывается на роль межличностных отношений в формировании личностных качеств ребенка, становлении форм его социального поведения и взаимоотношений с окружающими людьми (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.).
Общение – неотъемлемая сторона любой
совместной деятельности,
в которой проявляются отношения общающихся
друг к другу и к самим себе,
к совместной деятельности и к ее результатам.
Потребность в общении
с окружающими людьми, через которых ребенок
овладевает социальным опытом, рано становится
его основной социальной потребностью.
В дошкольном детстве агентами социализации
для ребенка выступают как взрослые, так
и сверстники, взаимодействующие с ним
в процессе общения. Потребность детей
в общении со сверстниками возникает несколько
позже, чем их потребность в общении со
взрослыми. Но в дошкольный период она
уже выражена очень ярко и, если не находит
своего удовлетворения, то это приводит
к неизбежной задержке социального развития.
Общение в самом широком смысле дает возможность
осознать партнера как человека, как неповторимую
личность и индивидуальность (A. A. Леоньтев,
М. И. Лисина). По мнению Т. В. Антоновой,
Т. А. Репиной, Я. Л. Коломинского, A. A. Рояк,
Е. О. Смирновой, В. Г. Утробиной, коллектив
сверстников, в который ребенок попадает
в детском саду, создает наиболее благоприятные
условия для формирования положительных
взаимоотношений с детьми, для воспитания
культуры взаимопонимания.
По мнению М. И. Лисиной, избирательный характер взаимоотношений детей с ровесниками зависит от того, насколько общение с ними соответствует уровню развития коммуникативной потребности, достигнутому данным ребенком. Если при взаимодействии со сверстниками содержание коммуникативной потребности удовлетворено, то ребенок чувствует к своему партнеру благодарность и симпатию, предпочитает его другим людям, которые требуют при контактах с ребенком либо больше того, на что он способен (опережают уровень его коммуникативных способностей), либо намного меньше (отстают от его уровня).
Исследования Е. О. Смирновой показывают, что с возрастом у детей происходит изменение содержания их коммуникативных потребностей. Если в младшем возрасте у ребенка существует потребность в демонстрации сверстнику своих умений, то у детей старшего дошкольного возраста появляется необходимость добиться у ровесника признания своего равенства с ним, а также желание в согласовании мнений с партнером с целью взаимопонимания с ним в разных сферах жизнедеятельности. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте общение детей возникает на основе интереса к личности собеседника.
С появлением совместной деятельности
и познавательных мотивов общения
взаимоотношения ребенка со сверстниками
становятся подлинным источником развития
личности. Познавательная мотивация позволяет
старшим дошкольникам правильно объяснять
причины случившегося, высказывать гипотезы
по поводу развития каких-либо событий
и достигать взаимопонимания друг с другом.
Важное преобразование познавательных
мотивов детей 6 лет - их обособление от
мотива подтверждения своих достоинств,
т.к. они уже подразумевают поиск коллективного
решения задачи, отношение ко всем участникам
как к равным.
Значимой является работа JI. C. Римашевской,
посвященная развитию сотрудничества
в отношениях старших дошкольников. Я
считаю, что, с одной стороны, взаимопонимание
между общающимися детьми является условием
для возникновения сотрудничества, а с
другой - потребность детей в сотрудничестве
со сверстниками выступает как предпосылка
достижения взаимопонимания между ними.
Культура партнерских отношений предполагает
наличие таких качеств, как готовность
к сотрудничеству, толерантность, умение
договариваться, доверие
к партнеру. В системе субъект - субъектного
взаимодействия создается диалог,
в котором на первый план выступает стремление
к культуре взаимопонимания.
Реальная совместная деятельность детей возникает тогда, когда появляются, так называемые, «играющие коллективы», в которых существуют общность требований, согласованность действий, выработка единства мнений для достижения взаимопонимания со сверстниками.
Изучая коммуникацию детей в ходе игры, Е. О. Смирнова определила понятие «культура ролевого общения», под которым понимается умение организовать коммуникативную деятельность, содержание которой представляет совокупность информации, циркулирующей в условиях воображаемой ситуации, направленной на реализацию взятой роли с помощью речевых и поведенческих средств общения, соотнесенных с этическими нормами. Обсуждению игрового замысла, плана игры, созданию игровой обстановки, анализу игры, а значит, и достижению взаимопонимания будет способствовать реальное общение, реализующее реальные отношения.
Исследования A. A. Бодалева показали,
что ребенок воспроизводит в игре образ
другого человека, при этом каждое игровое
действие оценивается
и товарищами и самим дошкольником с точки
зрения соответствия этого действия образцу.
В результате такого сопоставления в игре
собственного облика
и поведения с обликом и поведением другого
человека у ребенка развивается осознание
внешних и внутренних особенностей сверстников.
Н. Я. Михайленко, H. A. Короткова, Н. Ф. Тарловская
считают, что в старшем дошкольном возрасте
наблюдается тенденция дошкольников как
Важной предпосылкой
культуры взаимопонимания старших
дошкольников отводится наличию
гуманных, доброжелательных отношений
в группе сверстников, выражающихся
в готовности субъекта чувствовать,
переживать, действовать так, как
если бы этим другим был он сам (Т. И. Бабаева,
Т. И. Ерофеева, Д. Х. Азимова, Е. Э. Шишлова,
Н. И. Цуканова).
Начиная с 5 лет, происходит зарождение
феномена коллективистской идентификации,
характеризующейся следующими показателями
(В. В. Абраменкова, М. В. Корепанова): объединение
субъекта с другим индивидом на основании
эмоциональной связи и принятие как собственных
норм и ценностей партнера; видение субъектом
другого человека как самого себя и наделение
его своими чувствами, желаниями; постановка
себя на место другого, что проявляется
в виде особого погружения, перенесения
себя в пространство, обстоятельства другого
человека и приводит к усвоению его личностных
смыслов. Способность ребенка к идентификации
развивается в совместной деятельности
со сверстниками, предполагающей смену
позиций, ролей. Это позволяет ему осваивать
разные способы поведения, а главное -
переживать радость и печаль другого человека
как
свои собственные.
Культура взаимопонимания в общении старших дошкольников невозможна без эмоциональной идентификации со сверстником, распознавания эмоционального состояния, переживаемого другим (A. A. Бодалев, Т. А. Репина, A. C. Золотнякова, A. M. Щетинина, О. В. Винокуров). Многие исследователи в целостном акте общения предают особое значение эмоциональной форме общения (Е. Ф. Тарасов, П. М. Якобсон, Л. Я Гозман). Эмоциональное общение в психологическом плане предполагает взаимное понимание общающимися людьми чувств и эмоций, т.е. переживаний друг друга. Такое понимание невозможно без сформированности у ребенка важных человеческих качеств: эмоциональной восмприимчивости, чуткости к людям, умения понимать их состояние, способности откликнуться на переживания другого человека.
Анализ исследований A. B. Запорожца, А. Д. Кошелевой, A. A. Рояк, Л. П. Стрелковой, A. M. Щетининой дает основание рассматривать эмпатию дошкольника как эмоционально - когнитивный процесс, включающий сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие. Проявление эмпатии заключается в умении ребенка видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека, способности поставить себя на его место и пережить вместе с ним его чувство, умении действенно откликнуться и оказать помощь.
Согласно исследованиям Е. О. Смирновой, старшие дошкольники способны к эмпатическому переживанию сверстникам, что является необходимой основой и условием для овладения содержанием культуры взаимопонимания. Для воспитания культуры взаимопонимания между старшими дошкольниками важно, как они усваивают нравственные нормы: усвоение детьми моральных правил связано с тем, что положительные взаимоотношения со сверстниками вызывают переживание ребенком эмоционального благополучия.
В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится к выделению себя из группы себе равных на основании тех сходных и особенных черт, которые он в себе обнаружил. Но, даже стремясь быть независимыми, дети нуждаются в положительной поддержке со стороны сверстников. Из всего сказанного следует, что понимание и рефлексивная оценка своих чувств и состояний позволяет дошкольнику с уважением и терпением относиться к внутреннему миру других детей, строить с ними конструктивные отношения, добиваясь взаимопонимания.
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что в старшем дошкольном возрасте, в связи с формированием Я - концепции и образа другого человека, появлением способности к идентификации и эмпатии, возрастанием интереса к правилам взаимодействия, избирательности к окружающим, ровесник становится объектом внимания ребенка. У детей расширяются представления об умениях и знаниях партнеров, их чувствах и эмоциях, т.е. происходит целостное понимание образа другого человека. Все это открывает реальные возможности для достижения культуры взаимопонимания между детьми в общении и совместной деятельности.
Информация о работе Эмоциональное отношение старших дошкольников к сверстникам