Эмоциональное отношение старших дошкольников к сверстникам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследование эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.
Объект исследования - развитие общения детей старших дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования – методики исследования эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- исследовать проблемы эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам в психолого - педагогической литературе,
- определить понятие эмоции,
- рассмотреть особенности эмоциональной сферы дошкольников,

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Выводы по первой главе

 

Понятие эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками рассматривается как ценностно - нормативная характеристика процесса общения. Эмоциональное отношение проявляется в стремлении дошкольников согласовывать позиции на основе выработки сходного видения задач общения, идентификации смыслов и эмоциональных состояний друг друга и использования соответствующего комплекса средств, (эмоциональных, коммуникативных, поведенческих), обеспечивающих достижение взаимного согласия в культуросообразной, неподавляющей партнера форме.

Проведенный теоретический анализ показал значимость и актуальность проблемы исследования эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам. Содержание эмоционального отношения было рассмотрено с философского, социокультурного и психолого-педагогического подходов, что позволило определить степень теоретической и практической разработанности данного вопроса.

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ

 

2.1 Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5 – 6 лет, автор Л. Д. Кошелева в модификации Е. Н. Васильевой

 

Цель: изучение особенностей  эмоционального   отношения  (эмпатии) у испытуемых 5 - 6 лет  к   сверстникам  в условиях морального выбора.

Материал: набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) по 5 - 7 штук каждого вида; пенал для фигур; три разрезных картинки из десяти частей каждая.

Инструкция: исследование  проводится в два этапа –

на первом этапе детей ставят перед необходимостью прогнозирования своего поведения в ситуации, которая позднее станет реально организованной. В этих целях ребенку индивидуально зачитывается рассказ и предлагается ответить на вопросы.

Приведем текст рассказа: «Двум мальчикам (девочкам), Саше и Вите (Оле и Кате), воспитательница дала задание. Саше (Оле) нужно было разложить в пенал разные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы), а Вите (Кате) — составить из частей картинку. Саша (Оля) быстро выполнил (а) свое задание и пошел (ла) играть. Вите (Кате) очень трудно было справляться с работой - нужно было найти части картинок среди других и собрать целую картинку. Он (а) остался (лась) один (на) работать за столом.

Вопросы:

- Как ты думаешь, Саша (Оля) правильно поступил (а)?

- А ты как бы сделал (а)?

- Помог (ла) бы товарищу (подруге) или ушел (ла) играть, выполнив свое задание?»

Ответы фиксируются  в протоколе.

На втором этапе  исследования  выясняется, сможет ли ребенок увидеть затруднения своего товарища и окажет ли ему реальную помощь в ситуации морального выбора. Характер предлагаемой ребенку практической деятельности соответствует предложенной для оценки ситуации на первом этапе  исследования.

Двум детям предлагают выполнять работу, сидя за одним  столом. Недалеко от них расположен игровой уголок с разнообразными игрушками. Дети выполняют разные по сложности задания, разница в заданиях внешне не заметна. Один (испытуемый) разбирает смешанные геометрические фигурки (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) и складывает их в специальный пенал (по 5 - 7 штук каждого вида), а другой (невыбранный) собирает разрезную картинку из десяти частей, смешанную с частями двух других картинок. Детям дается установка, что после выполнения задания они могут поиграть игрушками.

Если испытуемый, выполнив свое задание, уходит играть, не помогая товарищу, экспериментатор косвенно побуждает его к оказанию помощи: «Может, поможешь?» Если ребенок не откликается на это предложение, используется прямое побуждение: «Помоги!»

Поведение и высказывания детей по ходу выполнения работы фиксируются в протоколах.

Интерпретация результатов:

на первом этапе  исследования  выявляется в какой мере у испытуемых сформированы «знаемые» мотивы поведения. Как правило, нормально развивающиеся дети прогнозируют оказание помощи своему товарищу.

На втором этапе выявляется насколько проявляются у детей «реально действующие» мотивы. Нормально развивающиеся дети прогнозируют оказание помощи своему товарищу и демонстрируют положительное эмоциональное отношение к сверстнику.

Затем результаты первого  и второго этапов  исследования сопоставляются, выявляется разница между «знаемыми» и «реально действующими» мотивами.

Результаты исследования представляются в виде таблицы (Таблица 1).

Таблица 1 - Анализ мотивов

Виды мотивов

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей.

Отношение к общему количеству детей в группе, %

Количество детей.

Отношение к общему количеству детей в группе, %

Знаемые мотивы

       

Реально действующие  мотивы

       

 

 

2.3 Методика «Рукавички», автор Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева

 

Цель: изучение коммуникативных умений ребенка, выявление умения детей приходить к общему решению для достижения результата деятельности, изучение отношения детей друг к другу в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества.

Материал: силуэтные изображения рукавичек, набор цветных карандашей.

Инструкция: двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сразу необходимо пояснить, что сначала нужно договориться о характере узора, а потом уже можно приступать к рисованию. Детям выдают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Выполнение задания предусматривается только лишь самостоятельное, без рефлексии взрослых на происходящую ситуацию.

Интерпретация результатов: анализируется протекание взаимодействия детей по следующим признакам:

- умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;

- осуществляют ли контроль и как, по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

- как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

- осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования, в чем это выражается;

- умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами).

Соответствующие показатели заносятся в протокол. На основе полученных данных делаются выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Необходимо отметить, что эта методика имеет существенное практическое ограничение. Так как задание дети выполняют по двое, педагог - психолог не получает целостной картины взаимоотношений между всеми детьми группы, потому что исследуются только определенные пары воспитанников.

Необязательно данную методику проводить со всеми детьми, так как чаще всего ее используют, чтобы изучить характер отношения между определенными членами группы.

 

2.4 «Цветовой тест отношений», автор А. М. Эткинд

 

Цель: выявление эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.

Материал: цветные карточки из набора М. Люшера

Инструкция:

перед испытуемым на белом фоне в случайном порядке раскладываются цвета. Ему предлагается выбрать карточку того цвета, который ассоциируется с ребятами из группы или со сверстниками вне садика. Цвета следует подбирать в соответствии с характеристиками людей, а не их внешним видом. После завершения ассоциирования предлагают проранжировать цвета в порядке предпочтений, начиная цвета, который больше всего нравится. Номера выбранных карточек протоколируются.

Интерпретация результатов (основывается на двух процедурах):

а) Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым со сверстниками с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по Люшеру. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном отношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4 - 5 места) - нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места - негативное, конфликтное отношение.

б) Интерпретация эмоционально - личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого, позволяющая судить о содержательных особенностях эмоциональных отношений личности: карточки 1, 2, 3, 4 (синий, зеленый, красный, желтый) характеризуют положительное эмоциональное отношение. Карточки 5,6,7,0 (фиолетовый, коричневый, черный, серый) характеризуют отрицательное эмоциональное отношение к сверстнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Выводы по второй главе

 

Существует достаточное  количество методик, направленных на определение  эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.

Уровневые характеристики эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам:

- при высоком уровне проявления эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам коммуникативное взаимодействие между детьми характеризуется идентификацией смыслов и эмоциональных состояний партнеров по деятельности, обеспечивающих достижение взаимного согласия и понимания. Дошкольник принимает собеседника таким, какой он есть; адекватно воспринимает и реагирует на эмоциональные состояния партнера по деятельности; сдерживает личные отрицательные эмоции, имеет положительную установку на межличностное общение. У него всегда приподнятое настроение и эмоциональное

восприятие собеседника.

 Дошкольник с высоким  уровнем проявления эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам характеризуется эмоциональной отзывчивостью, сдержанностью по отношению к партнеру по деятельности, готовностью к эмоциональной поддержке и эмоциональным сопереживанием товарищу по группе.

- при среднем уровне проявления эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам коммуникативное взаимодействие между детьми не всегда характеризуется идентификацией смыслов и эмоциональных состояний партнеров по деятельности, обеспечивающих достижение взаимного согласия и понимания. Дошкольник не всегда принимает собеседника таким, какой он есть, иногда он либо необъективно завышает, либо незаслуженно занижает его достоинства и качества характера; не всегда адекватно воспринимает и реагирует на эмоциональные состояния партнера по деятельности; сдерживает личные отрицательные эмоции только в моменты хорошего настроения, при плохом настроении имеет отрицательную установку на межличностное общение. Дошкольнику данного уровня свойственна эмоциональная нестабильность, что заметно влияет на эмоциональное восприятие партнеров по деятельности.

- при низком уровне проявления эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам коммуникативное взаимодействие между детьми характеризуется практически полным отсутствием идентификации смыслов и эмоциональных состояний партнеров по деятельности. Взаимное согласие и понимание в какой-либо деятельности не достигается. Дошкольник не принимает собеседника таким, какой он есть; неадекватно воспринимает и реагирует на эмоциональные состояния партнера по деятельности; не сдерживает личные отрицательные эмоции, при плохом настроении имеет отрицательную установку на межличностное общение, либо уединяется и не общается вовсе. Дошкольнику данного уровня свойственна эмоциональная нестабильность, что заметно влияет на эмоциональное восприятие партнеров по деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В контрольной работе было рассмотрено понятие «эмоции», где видно  что, по сути, этот термин не имеет четкого терминологического превосходства в психологической литературе, хотя вклад исследователей дает четкое определение эмоциям.

В процессе выполнения работы изучены труды ученых в области психологии, методические пособия и психологическая литература.

Нужно сказать, что эмоциональная  сфера развития детей 5-7 лет рассматривается в литературе, как в педагогической, так и психологической. Также отмечу, что эмоциональное неблагополучие является последствием многих расстройств психики, это связано с неправильным воспитанием эмоциональной сферы ребенка, что в свою очередь может привести к серьезным психическим заболеваниям.

Дети 5-7 лет способны включиться в процессе действий, управляют эмоциями. Знания профессиональных работников ДОУ в области эмоциональной сферы будет считаться важным средством детей 5-7 лет.

Эмоционально - личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольных учреждений, направленной на обеспечение преемственности воспитательно - образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции - функции ученика.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. - М.: Московск. психол. - соц. институт; Воронеж: Издат - во НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.
  2. Азимова, Д.Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально - положительного отношения к сверстникам [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ташкент, 1991. - 18 с.
  3. Антонова, T.B. Общение старших дошкольников со сверстниками [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1985. - N.10. - стр. 34-38
  4. Бабаева, Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева // Методические советы к программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2002 - 304 с.
  5. Березкин Д.И.  Эмоции:// Психологический журнал. - 2009. № 4. - С. 40-45
  6. Бугаенко, А.Э. О некоторых особенностях восприятия и понимания дошкольниками друг друга и усвоения ими способов коммуникации [Текст] / А.Э. Бугаенко / Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1986. - С. 4-9.
  7. Буре, P.C. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1968. - 21 с.
  8. Винокурова, О.В. Динамика социально-эмоционального развития детей 6-7 лет в образовательном процессе дошкольных учреждений [Текст]: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Калуга, 2004. - 23 с.
  9. Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в совместных играх [Текст] / Автор - сост. Т.С. Блощицына. - Магнитогорск, 1991.- 12 с.
  10. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, - 1987 - 192 с.
  11. Додонова Б.И. Информационные теории эмоции // Психологический журнал. - 2008. №2. - С. 104-116.
  12. Иванова, В.М. Влияние личности педагога на развитие взаимоотношений в группе детей дошкольного возраста [Текст]: Дисс. ..канд. психол. наук. - СПб., 2001.- 151 с.
  13. Кондратьева, C.B. Межличностное понимание и его роль в общении [Текст]: Дисс. ...док. психол. наук. - Дрогобыч, 1977. - 434 с.
  14. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  15. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
  16. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом и межличностном общении [Текст] // Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981. - С. 92-121
  17. Лаврентьева, Г.П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками [Текст]: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Киев, 1982. -22 с.
  18. Лидак, Л.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры [Текст]: Дисс. ...канд психол. наук.- Л., 1982. - 213 с.
  19. Максимова, A.A. Учим общаться детей 6-10 лет [Текст] / А.А. Максимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 78 с.
  20. Межличностное восприятие в группе [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1981. - 295 с.
  21. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
  22. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт соц.- психологич. исследования [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной.- М.: Педагогика, 1978. - 200с.
  23. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 216с.
  24. Репина, Т.А. Проблема межличностных отношений дошкольников и её изучение [Текст] / Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. - 1975. - N 10. - стр. 29-33
  25. Сенько, Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми [Текст] / Т.В. Сенько. - М., 1991. - 28 с.
  26. Смирнова, Е.О., Утробина, В.Г. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте [Текст] // Вопросы психологии. - 1996.- N 3. - стр. 5-15.
  27. Стрелкова, Л.П. Идентификация, ее связь с эмпатией и такими чертами личности, как инициативность и самостоятельность // Воспитываем дошкольников самостоятельными [Текст]: Сб. научн. статей. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2000. - 192 с.
  28. Третьяк, A.B. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 19 с.
  29. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство – ПРЕСС», 2002. – 384 с.

Информация о работе Эмоциональное отношение старших дошкольников к сверстникам