Эмоционально-волевая сфера: способы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим аспектом формирования личности ученые считают развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия ученых (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, В.И. Селиванов и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Развитие эмоционально-волевой сферы личности…………………...4-5

3. Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы……………………………………………………………..6-20
3.1. Виды и роль эмоций
3.1.1. Интерес
3.1.2. Радость
3.1.3. Удивление
3.1.4. Страдание
3.1.5. Гнев, отвращение, презрение
3.1.6. Страх
3.1.7. Стыд
3.2. Развитие эмоций
3.3. Волевые функции и качества
4. Нарушения эмоционально-волевой сферы…………………………….21
5. Заключение……………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………….…23-24

Вложенные файлы: 1 файл

Д-11780МР Русалева НЮ Междуреченск Психология и педагогика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Также у человека отмечается обострённая чувствами тревожность, требовательность к себе, не всегда, особенно при отсутствии надлежащего влияния со стороны, находящая нужное и полезное применение. Это проявляется в повышенной требовательности к своим сверстникам.

Требовательность и импульсивность проявляются как у мужского пола, так и у женского и, следовательно, представляют собой их возрастные особенности, черты. Импульсивность, в частности, проявляется в том, что возникшие желания реализуются,

 

_______________

22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000.

как правило, сразу, без  всяких раздумий и задержек. Нередко  следствием этого являются ошибочные  решения и поступки.

В период отрочества усиленно развивается чувство товарищества, часто перерастающее в чувство дружбы, выражающееся в такой системе отношений, при которой все - радости и печали, успехи и неудачи, переживаются сообща.

Процесс становления  системы отношений - отношений к  себе самому, к миру, к людям, непосредственно выражающийся в развивающихся чувствах, - охватывает не только подростковый, но и возраст ранней юности.

Преемственность развития чувств и эмоций в пределах школьного  возраста хорошо иллюстрируется развитием  чувств у подростков и в юности. Но эта преемственность не исключает и своеобразия развития эмоциональных проявлений личности в каждый возрастном период. Преемственность в развитии чувств выражается в том, что продолжается развитие всех видов чувств, продолжают действовать как решающий фактор эволюции чувств их воспитание, жизнь и деятельность в коллективе, а также все возрастающая роль самовоспитания; наблюдается дифференциация чувств как в плане развития их содержания и форм проявления, так и их индивидуализации.23

Своеобразие развития чувств представлено следующими сторонами и проявлениями:

а) особенно интенсивным  развитием морально-этических и  эстетических чувств;

б) усилением значения чувств и переживанием в формировании убеждений;

в) формирование чувств в  условиях общественно полезного и производительного труда;

г) устойчивостью и  глубиной чувств, принципиальностью  отношений и оценок.

 

Вывод: Формирование чувств, их воспитание - одна из самых сложных воспитательских задач. Равной по ее значению является только одна задача - формирование убеждений. Психология воспитания чувств разработана недостаточно, но положения, которые ориентируют воспитателя в подходе к решению этой

 

_______________

23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.

задачи, ясны. Формирование чувств, происходит в неразрывной связи с развитием личности, которая совершенствуется в процессе деятельности.

 

 

3.3 Волевые функции и качества

 

Не поддаваться эмоциям  и контролировать их, человеку помогает воля.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной  и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция  обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в  силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска", творческий порыв и т.д.).24

По мнению В.А. Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и  совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных

 

_______________

24. Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. / К.Н. Корнилов; - М.: Знание 1957.

 

 

усилиях.25

Необходимость в волевом  действии возникает тогда, когда  на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать  какой-либо цели особый смысл, и в  этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Волевая регуляция может  включиться в деятельность на любом  из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность,

 

_______________

25. Ильин Е.П. Психология воли. / Е. П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.

где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.26

Можно выделить следующие  характерные особенности воли:

выносливость и настойчивость  воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.

Волю характеризуют  по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

Развитие волевой регуляции  поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности.

 

Вывод: Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходиться действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________

26. Петровский А.В. О психологии личности. / А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.

 

4. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

 

К нарушениям эмоционально-волевой  сферы относятся:

*Гипербулия – общее  повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека.

*Гипобулия – общее  снижение воли и влечений.

*Абулия – расстройство  ограничивающееся резким снижением  воли.

*Обсессивное (навязчивое) влечение предполагает возникновение  желаний.

*Компульсивное влечение  – более мощное чувство, оно сравнимо с инстинктами.

При каких заболеваниях возникает нарушение эмоционально-волевой  сферы:

- Шизофрения;

- Маниакальный синдром;

- Депрессивный синдром;

- Обсессивно-фобический  синдром;

- Психопатия;

- Алкоголизм;

- Наркомания.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________

27. http://www.eurolab.ua

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эмоции и воля нередко объединяются в одну эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, у различных исследователей проблемы акцентируется та или иная сторона этой сферы. Эмоциональная сторона регуляции подробно рассматривается в работах В. К. Вилюнаса, О. В. Дашкевича, О.А. Черниковой28. Ряд работ акцентирует внимание на волевой стороне регуляции деятельности.29 В то же время, деление работ по такому признаку является в достаточной степени условным так как эти две стороны регуляции тесно связаны между собой. При рассмотрении регуляции деятельности, в особенности при попытках оптимизировать регуляцию конкретного вида деятельности на практике, неизбежно встает вопрос о снятии неблагоприятных эмоциональных состояний, создании состояния оптимальной мобилизации готовности. То есть встает вопрос о волевой регуляции эмоций. Это проблема рассматривается особенно тщательно в прикладных отраслях психологии, в частности, в спортивной психологии.30 Считая, что специфику воли составляет механизм, обеспечивающий преодоление трудностей, П.А. Рудик отмечает, что субъективные трудности в основном связаны с преодолением отрицательных эмоциональных состояний.

Окончательное развитие эмоционально - волевой сферы происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. М.В. Чумаков. Общая  психология. Проблемы социальной  психологии личности.

2. Петровский А.В. О  психологии личности. / А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.

3. Немов Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2003.

4. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М.: Издательство МГУ, 1984.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.

6. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2001 г.

7. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность. / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.

8. Ковалева Л.Е. Формула эмоций.: Публицист. очерки / Л.Е. Ковалева; - М.: дет. лич. 1974.

9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.

11. Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. / К.Н. Корнилов; - М.: Знание 1957.

12. Ильин Е.П. Психология воли. / Е. П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.

13. Петровский А.В. О психологии личности. / А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.

14. http://www.eurolab.ua

15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

16. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.,1985. 48 с.

17. Черникова О.А. Роль эмоций в волевых действиях спортсменов // Проблемы психологии. М., 1962. С. 33-48.

18. Быков А.В. Экспериментальное изучение волевой регуляции. М., 1999.

19. Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. М., 1999.

20. Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков // Проблемы психологии воли. Материалы 4-й научной конференции. Рязань, 1974.

21. Высоцкий А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков // Проблемы формирования личности и волевой процесс.  Рязань, 1968. С. 38-45.

22. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

23. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

24. Селиванов В.И. Проблема воли в советской психологии // Вопросы психологии. М., 1964. № 1. С. 35-49.

25. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.

26. Шульга Т.И. Психологические  основы формирования воли. Пятигорск, 1993.

27 Шульга Т.И. Становление  волевой регуляции в онтогенезе: Дис… д-ра психол. Наук. М., 1994. 432 с.

Информация о работе Эмоционально-волевая сфера: способы развития