Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:50, курсовая работа
Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;
- выявить особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями;
- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Введение…………………………………………………..…………………………………С. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями…….………………………………………………………………..………...С. 4
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями………………………………………………………….……….С. 9
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14
2.1. Методика эксперимента…………………………………..…………………………..С. 14
2.2. Организация логопедической работы с целью развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями ………………………………………………..…………………….…….….С. 18
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….…..……….С. 20
Заключение……………………………………………………………………….………..С. 23
Список литературы…………………………………………………………...……………С. 26
Приложения…………………………………………………………………..…………….С. 27
Содержание
Введение…………………………………………………..…
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями…….…………………………………………
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4
1.2. Особенности эмоционально-
с речевыми нарушениями…………………………………………………
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14
2.1. Методика эксперимента………………………
2.2. Организация логопедической работы с целью развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями ………………………………………………..…………………….…
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Изучение психологии детей с речевыми нарушениями представляется крайне важным для педагогов, логопедов, дефектологов и специальных психологов, так как положения логопсихологии являются научной основой для методов и содержания обучения детей с речевыми дефектами, коррекционной, реабилитационной и психопрофилактической работы с ними.
Без глубокого знания психологических особенностей детей с нарушенной речью, без знания компенсаторных возможностей высших психических функций ребенка невозможно себе представить дальнейшее успешное развитие научных и практических основ логопедии, и в частности «создание адекватных эффективных средств специального обучения и воспитания этой категории детей»1.
Для педагогов необходимы научные знания психических и психофизиологических особенностей детей с нарушениями речи (их внутреннего мира, учебно-познавательных возможностей, состояния высших форм памяти, воображения, внимания, эмоционально личностной сферы, поведения, мотивов и т. д.). Всестороннее углубленное исследование психики детей с недоразвитием речи важно для совершенствования существующих и разработки новых методов специального обучения и воспитания.
Одним из важнейших компонентов развития психики дршкольников является развитие эмоционально-волевой сферы.
Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В.Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.).
Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н.М.Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский,, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д.Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова,Н.А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом прежде всего положительных эмоций и волевого усилия.
Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Задачи исследования:
- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;
- выявить особенности
эмоционально-волевой сферы
- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме
Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со ключевыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением.
Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.
Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность2.
Можно предложить следующие параметры эмоционального развития дошкольника:
- адекватная реакция на различные явления окружающей среды;
- дифференциация
и адекватная интерпретация
- широта диапазона
понимаемых и переживаемых
- адекватное
проявление эмоционального
Исходя из этого в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка. В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, поскольку, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада - при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.
Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:
- невозможно
избежать субъективизма
- наблюдатель
может фиксировать только
Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.
Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.
Другой важный параметр - выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.
Следующий важный параметр - эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.
Страх:
• приход в детский сад;
• незнакомая, удивительная игрушка;
• поломка игрушки;
• плач, крик сверстника, друга;
• нападение сверстника, друга;
• неуспешность в деятельности;
• незнакомые звуки;
• запрет, ругань, крик со стороны взрослого;
• незнакомое помещение;
• появление и приближение незнакомых взрослых или детей.
Гнев:
• уход матери, близкого взрослого;
• желание иметь что-то, чем обладает сверстник;
• желание иметь что-то, чем обладает взрослый;
• желание иметь что-то, что нельзя взять;
• сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;
• внимание близкого обращено на другого ребенка;
• другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку,
• сверстники не принимают в игру;
• неуспешность на занятиях;
• воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;
• физическое наказание;
• наличие препятствия.
Радость:
• приход в детский сад/домой;
• выполнение задания, действия;
• восприятие собственного отражения в зеркале,
• восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;
• сверстник дурачится;
• внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;
• совместная игра;
• смешные незнакомые звуки;
• воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.
Печаль:
• приход в детский сад;
• уход матери, близкого взрослого;
• игра, общение со сверстниками;
• невнимание со стороны взрослого;
• наказание, порицание взрослого;
• трудности при выполнении задания;
• сверстники не принимают в игру.
Интерес:
• приход в группу, прогулка;
• незнакомый взрослый;
• незнакомый сверстник;
• новая игрушка;
• незнакомая игра;
• рассказ взрослого или показ чего-либо;
• проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;
• подготовка к праздникам,
Удивление:
• появление чего-либо/кого-либо в группе;
• незнакомая игрушка;
• на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;
• новая игра;
• знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;
• близкий взрослый общается иначе.
Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей. Предложенная классификация предполагает наблюдение за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры.
Информация о работе Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями