Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;
- выявить особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями;
- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………………………С. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями…….………………………………………………………………..………...С. 4
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями………………………………………………………….……….С. 9
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14
2.1. Методика эксперимента…………………………………..…………………………..С. 14
2.2. Организация логопедической работы с целью развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями ………………………………………………..…………………….…….….С. 18
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….…..……….С. 20
Заключение……………………………………………………………………….………..С. 23
Список литературы…………………………………………………………...……………С. 26
Приложения…………………………………………………………………..…………….С. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Эмоционально-волевая сфера детей с речевыми наруше.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Так как основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются таблицы фиксации результата. Можно использовать оценки в баллах, применять цвета или любые другие знакомые обозначения. Мы применяем различные цветовые оттенки, так нагляднее выделяются те ситуации из жизни ребенка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование цвета позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку и деление их на «хороших» или «плохих». В результате наблюдения можно выявить причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оценить собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.

Каждый ребенок проявляет свои эмоции по-разному, поэтому необходимо обращать внимание на степень проявления эмоции конкретного ребенка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки эмоционального состояния. Для этого можно использовать шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и эмоционального комфорта (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального неблагополучия и эмоционального комфорта

Степень выраженности

Характеристика

Способы проявления

1-я степень 

Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно

-

2-я степень 

Эмоциональные проявления выражены средне

Мимика, поза, слова и т. д

3-я степень 

Эмоции выражены сильно

Мимика, речь, двигательная активность


 

При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние в ситуациях взаимодействия ребенка с родителем, ребенка с воспитателем, ребенка со сверстником фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (см. таблицу 2).

 

Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребенка в группе

детского сада

Код ребенка____________возраст____№ группы

Дата

Деятельность в режимные моменты

 

 

Индивидуальное поведение

Поведение

в общении

 

 

 

Р-Р

Р-В

Р-С

Дата

Организованная деятельность (учебная, развлекательная)

 

 

Индивидуальное поведение

Поведение

в общении

 

 

 

 

Р-В

Р-С

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями

 

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушениями речи имеет характерные особенности. Многим детям с речевыми нарушениями свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

У детей с речевыми нарушениями отмечается отчетливое доминирование свойства эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации.

В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях4. Так, для девочек наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, либо считают, что некрасивы. У девочек с нарушенной речью почти по всем параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, однако, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными.

Самооценка у мальчиков отличается в меньшой степени, чем у девочек. Так, мальчики с нормальной речью считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики с речевыми нарушениями считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью.

В целом исследования показывают, что дети с речевыми нарушениями недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу.

Изучение самооценки (В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова5) дошкольников со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием продемонстрировало, что половина из каждой группы детей адекватно оценивают свои возможности (соответственно 47% со стертой дизартрией и 50% с нормальным речевым развитием). У дошкольников с дизартрией преобладает заниженная самооценка (соответственно 40 и 17%), что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе. Среди детей с нормальным речевым развитием завышенная самооценка имела место в 3 раза чаще (соответственно 13 и 33%), т.е. дети с речевыми нарушениями проявляют большую осторожность в оценке своих качеств.

Обе группы достаточно высоко оценивают собственную доброту, при этом дошкольники с дизартрией ставят это качество на 1-ое место, а дети с нормальным речевым развитием на 2-ое после веселости. Также интересно, что дошкольники с дизартрией отдают предпочтение физическим качествам (росту и быстроте), а дети с нормальной речью больше ценят нравственные свойства. Одинаково не удовлетворены обе группы детей своим вниманием. Весьма низко оценивают дошкольники с дизартрией свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объективный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается детей с нормальной речью, то они не удовлетворены более всего своими эстетическими качествами.

Таким образом, самооценки дошкольников с дизартрией более низкие и менее дифференцированы, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Уровень притязаний. В большинстве случаев, реакция детей с речевыми нарушениями на неуспех отличается от той, которая наблюдается норме. Так, после удачно выполненного задания дети переходят не к более трудному, а к более легкому заданию.

Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с речевыми нарушениями, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.

Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучались, в основном, применительно к заикающимся детям и лицам с нарушениями голоса. Исследователи выделяют три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту: безразличное, умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное – и три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие, наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния.

Можно также выделить следующие степени фиксированности детей на своем дефекте:

- нулевая степень фиксированности на дефекте. Дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности своей речи, совсем не замечают ее недостатков. Охотно вступают в контакт со знакомыми и незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости;

- умеренная степень. Дети испытывают неприятные переживания, скрывают дефект, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее, осознание детьми своего недостатка не выливается в постоянное, тягостное чувство собственной неполноценности, каждый поступок оценивается через призму своего дефекта;

- выраженная степень. Дети постоянно фиксированы на своем речевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимости от своих речевых неудач. Для них характерен уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

Тревога, страхи у дошкольников с нарушениями речи. Одно из наиболее значимых личностных проявлений любой формы речевого нарушения – тревожность. Это интегральное неспецифическое субъективное отражение неблагополучия личности. Выделяют два основных вида тревожности.

Первый – ситуативная тревожность, порожденная конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние может возникнуть у любого человека в предчувствии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние вполне нормально, оно играет положительную роль, являясь своеобразным мобилизующим механизмом, который помогает человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще

свидетельствует о недостаточной сформированности самосознания6.

Второй вид – личностная тревожность, когда человек склонен к постоянной тревоге в различных ситуациях, в том числе и в таких, которые объективно к этому не располагают. Этот вид тревожности характеризуется состоянием безотчетного страха перед неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

У тревожных детей наблюдается повышенная чувствительность, низкая самооценка, они беспокойны и постоянно ожидают неприятностей, в том числе со стороны окружающих. Тревожные дети очень болезненно реагируют на свои неудачи, они часто отказываются от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Обычно они ведут себя по-разному на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети. На занятиях они зажаты и напряжены, речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, они испытывают длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду или какой-нибудь предмет. Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротического характера. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают. В наиболее тяжелых случаях у ребенка формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение и серьезно препятствует исправлению речевого дефекта.

У детей с моторной алалией часто наблюдаются патологические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость и т.п. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Из-за боязни ошибиться и вызвать насмешку они стараются избегать ситуаций, требующих употребления речи, а если это не удается, предпочитают использовать жесты.

Развитие личности ребенка с моторной алалией оказывается заторможенным из-за того, что дефект речи заставляет его всячески ограничивать ее употребление, а это, в свою очередь, ограничивает его коммуникации, столь необходимые для социализации. У этих детей отмечаются трудности в формировании гнозиса, пространственного и временного синтеза, праксиса, т.е. психических качеств, опосредованных речью.

Для них характерны недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы, сниженная наблюдательность, психофизическая расторможенность или заторможенность. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, не имеют стойких интересов, интеллектуально пассивны7. Из-за отсутствия речевого опыта и ограниченной познавательной деятельности у них возникают пробелы в знаниях.

Дети с моторной алалией тяжело переживают свой дефект. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние депрессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрессия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на развитие личности ребенка.

Дети с сенсорной алалией трудно воспринимают информацию. Они не могут долго слушать, когда им что-то читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и перестают слушать. Новые слова и структуры ребенок осваивает медленно, к речи не критичен, в поведении хаотичен, действует часто импульсивно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников

с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы

2.1. Методика эксперимента

 

Цель эксперимента:  развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ. Испытуемыми выступили 6 детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (6 -7 лет).

Эксперимент проводился в три этапа. На первом этапе мы проводили диагностику эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. На втором этапе: проводилась коррекционная работа по исправлению нарушений в эмоционально-волевой сфере детей с речевыми нарушениями. На третьем этапе проводилась повторная диагностика для выявления результата исследования.

Для диагностики эмоционально-волевой сферы детей использовалась адаптивная методика Е. В. Кучеровой8.

Цель адаптивной методики Е. В. Кучеровой: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.

Информация о работе Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями