Эмоциональный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать понятие «эмоциональный интеллект», а также способы его диагностики.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических исследований по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.
2. Описать особенности и составляющие эмоционального интеллекта.
3. Обозначить предпосылки развития эмоционального интеллекта.
4. Исследовать проявление эмоционального интеллекта и способы его диагностики, основанные на предложенных моделях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ 5
1.1 История становления понятия эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2 Структура эмоционального интеллекта 10
1.3 Предпосылки развития эмоционального интеллекта……………………13
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 22
2.1 Модели эмоционального интеллекта………………………………………22
2.2 Методики и способы диагностики эмоционального интеллекта 27
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

эмоциональны интеллект word2003.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Религиозность. «Во-первых, у религиозных людей преобладает внешний локус контроля, который, как было показано выше, способствует эмпатии и самоконтролю эмоций: во всех событиях своей жизни верующие видят проявление Божьей воли. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание нравственных чувств, в первую очередь развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих ее эмоций; исповедь сопровождается переживанием катарсического освобождения и является стимулом к самосовершенствованию, которое требует самоограничения и саморегуляции. Стоит согласиться с положением В.Д. Шадрикова о том, что вера не только делает чувства человека эмоционально насыщенными, но и перестраивает всю его внутреннюю жизнь, обогащает его эмоции и чувства, придавая им новое качество» [1, с.65].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

  1. Понятие «эмоционального интеллекта» является результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, особенностях их взаимосвязи. Важнейшими достижениями в этом процессе явились следующие: обогащение представлений об эмоциях (представление об эмоциях как об одной из подсистем сознания; как о факторе мотивации), расширение представлений об интеллекте (идея множественности интеллектуальных проявлений, открытие социального интеллекта), а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта (идея единства и продуктивного взаимодействия аффективных и когнитивных процессов). Несмотря на актуальность исследований проблемы взаимосвязи когнитивных и аффективных процессов, в отечественной психологии она до сих пор остается не достаточно разработанной.
  2. Эмоциональный интеллект – это совокупность способностей эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

В структуру  эмоционального интеллекта входят способности  к осознанной регуляции эмоций; пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении; различению и выражению эмоций.

  1. Анализ результатов исследований показывает, что в основе биологических предпосылок для развития способностей эмоционального интеллекта лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки ЭИ складываются, прежде всего, в ближайшем семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и такой стратегией воспитания, которая предполагает формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации, отсутствие жесткой установки на соответствие поведения ребенка требованиям его гендерной роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.

 

    1. Модели эмоционального интеллекта.

 

В работах исследователей предлагались определенные методики эмоционального интеллекта, среди которых выделяются основополагающие модели. К ним относятся: Модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея; Модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана, Модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она. Выделим самое главное в содержании каждой модели.

Модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея.

  1. «Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.
  2. Использование эмоций в мыслительной деятельности.  Эта способность помогает понять, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.
  3. Понимание эмоций. Эта способность отражает умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.
  4. Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями» [5, с. 30].

Модель  эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана.

«Самосознание. Эмоциональное самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели.

Точная самооценка. Лидеры с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей.

Контроль. Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет лидерам полноценно использовать свои сильные стороны.

Обуздание эмоций. Лидеры, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу.

Открытость. Лидеры, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями.

Адаптивность. Лидеры, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни.

Воля  к победе. Лидеры, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию — повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных.

Инициативность. Лидеры, чувствующие, что необходимо для эффективности, т. е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности — или сами их создают, — а не просто сидят у моря и ждут погоды.

Социальная  чуткость. Сопереживание. Лидеры, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов.

Деловая осведомленность. Лидеры, остро чувствующие все движения организационной жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии.

Предупредительность. Лидеры, наделенные этой способностью, стремятся создать в организации такой эмоциональный климат, чтобы сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами и покупателями, всегда поддерживали с ними нужные отношения.

Управление  отношениями. Воодушевление. Лидеры с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией.

Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы

Помощь  в самосовершенствовании. Лидеры, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, — видят их цели, достоинства и недостатки.

Содействие  изменениям. Лидеры, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый

Урегулирование  конфликтов. Лидеры, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны

Командная работа и сотрудничество. Лидеры, которых можно назвать великолепными командными игроками, создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям» [20, с. 268]

Модель  эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она.

«Внутриличностная сфера. Внутриличностная сфера касается нашей способности понимать себя и управлять собой.

Самоанализ — способность распознавать, что вы чувствуете и почему вы это чувствуете, и осознавать действие, которое ваше поведение производит на окружающих;

Ассертивность (самоутверждение) — способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения;

Независимость — способность направлять и контролировать себя, стоять на своих ногах;

Самоуважение — способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости;

Самореализация — способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.

Межличностная сфера. Межличностная сфера касается ваших «общественных навыков» — вашей способности взаимодействовать и ладить с другими.

Эмпатия — это способность понимать, что другие люди могут чувствовать и думать.

Социальная  Ответственность — это способность сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы.

Межличностные Отношения — это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости.

Адаптивность. Сфера Приспособляемости (Адаптивности) включает в себя вашу способность быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения.

Понимание (Адекватная оценка) Действительности — способность видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как вам хочется их видеть, или такими, какими вы их боитесь;

Гибкость — способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями;

Умение  Решать Проблемы — способность определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения.

Управление  стрессом. Сфера Умения Справиться со Стрессом касается вашей способности выдерживать стресс и контролировать свои импульсы.

Переносимость Стресса — способность оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, не сдаваясь;

Контроль  над Импульсами — способность сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.

Общее настроение. Оптимизм — это способность поддерживать реалистичную положительную установку, особенно при неблагоприятных обстоятельствах;

Счастье (Happiness) — способность быть довольным жизнью, доставлять удовольствие себе и другим и с энтузиазмом и радостью предаваться ряду увлечений. (Английские слова happy, happiness не слишком соответствуют русским понятиям счастье, счастливое состояние, как видно хотя бы из только что приведенного определения.)» [21]

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Методики и способы диагностики эмоционального интеллекта.

 

«Способами диагностики эмоционального интеллекта в первую очередь является тестирование и оценка. Следующим шагом исследователи, после определения конструкта эмоционального интеллекта, вполне естественно, ставят вопрос о том, как его измерить. Ответ для многих вполне очевиден: если проводить аналогию с интеллектом, то нужен некий коэффициент, который будет показывать, на сколько человек эмоционально «умен». Естественно, что эта цель достигается методом тестирования» [10, с. 45].

Разработано несколько  многошкальных тестов, большинство  из которых являются коммерческими  продуктами, используемыми в рамках тренингов и программах развития эмоционального интеллекта. Подавляющее большинство из них разработаны за рубежом, в нашей стране это направление пока не столь популярно у исследователей и разработчиков психодиагностических методик.

Примером способа  диагностики является тест эмоционального интеллекта на британском сайте, посвященном психологическому тестированию, на английском языке. «Тест состоит из 70 вопросов и, по прогнозам разработчиков, занимает около 40 минут. Результаты выдаются по следующим шкалам: «Поведение», «Знание», «Эмоциональное проникновение в себя», «Мотивация», «Выражение эмоций», «Эмпатия и социальная интуиция» [23, с. 23]. Авторы приводят также довольно подробное описание каждого фактора. Поведенческий аспект эмоционального интеллекта характеризует то, каким человек воспринимается окружающими (яркий, коммуникабельный, тактичный, или сдержанный, холодный, невыразительный, стремящийся к уединению), а также способность человека контролировать свои эмоции в поведенческих реакциях.

Фактор «Знания» отражает наличие у человека знаний, необходимых для эмоционально «умного» поведения»[6, с. 129]. Эти знания могут касаться основных принципов социального взаимодействия, навыков саморегуляции, поведенческих проявлений различных эмоций, ситуаций, в которых уместно проявление тех иных чувств.

«Эмоциональное  проникновение в себя» означает способность распознавать и называть свои чувства (то есть не только понять по физиологическому состоянию, что  переживается какое-то чувство, но и осознать и назвать его), а также осознавать мотивы собственного поведения.

Фактор «Мотивация»  авторы понимают вполне традиционно: наличие  у респондента внутренней мотивации  к выполнению деятельности и самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей»[6, с. 130].

Информация о работе Эмоциональный интеллект