Эмоциональный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать понятие «эмоциональный интеллект», а также способы его диагностики.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических исследований по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.
2. Описать особенности и составляющие эмоционального интеллекта.
3. Обозначить предпосылки развития эмоционального интеллекта.
4. Исследовать проявление эмоционального интеллекта и способы его диагностики, основанные на предложенных моделях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ 5
1.1 История становления понятия эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2 Структура эмоционального интеллекта 10
1.3 Предпосылки развития эмоционального интеллекта……………………13
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 22
2.1 Модели эмоционального интеллекта………………………………………22
2.2 Методики и способы диагностики эмоционального интеллекта 27
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

эмоциональны интеллект word2003.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Следующий фактор отвечает за способность человека адекватно  выражать и контролировать свои эмоции, а также адекватно реагировать  на проявления чувств других людей. «Эмпатия и социальная интуиция», отличается от предыдущего тем, что в нем основной акцент делается на то, способен ли человек адекватно понимать мотивы, стоящие за поступками окружающих»[6, с. 132].

Как видно, авторы этого теста понимают эмоциональный  интеллект как сложное образование.

«Отечественная разработка тест «Эмоциональный интеллект» Лаборатории «Гуманитарные технологии» представляет собой попытку адаптировать этот тест для русскоязычных пользователей. Первоначально этот тест имел ту же факторную структуру, однако, поскольку он пока находится в процессе апробации и модификации, окончательный русскоязычный вариант может отличаться от английского»[5, с. 87].

«Еще один тест, на котором мы остановимся подробно — MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests). Он разработан на основе теории «первых пионеров» эмоционального интеллекта Питера Салоуэя и Джона Майера (о них мы писали выше). Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям («Опытной» и «Стратегической»), и четырем шкалам. Первая «Распознавание эмоций» —отражает способность тестируемого воспринимать и различать чувства, как свои, так и окружающих»[6, с. 133]. В вопросах этого типа испытуемые смотрят на портрет и должны выбрать, что чувствует человек, на нем изображенный.

«Название второй шкалы можно перевести как «Помощь мышления» (Facilitating Thought). Ее смысл становится понятным, если обратиться к примерам вопросов: «Какие чувства будут наиболее адекватны при знакомстве с родителями Вашего партнера?»[6, с. 134]. То есть, в данной группе вопросов упор делается на рефлексию, способность тестируемого понять, демонстрация каких чувств будет наиболее уместна в данной ситуации (именно демонстрация, совсем необязательно их испытывать).

Третья и  четвертая шкалы вполне традиционна  для такого рода тестов. ««Понимание эмоций» объясняется, как способность понимать комплексные эмоции и «эмоциональные цепи» (как эмоции переходят из одной в другую). «Управление эмоциями» — как способность управлять чувствами и настроением, как у себя, так и у окружающих» [9, с. 55].

«Помимо уже описанных методик, существует еще несколько популярных тестов на эмоциональный интеллект: SEI (Six Seconds Emotional Intelligence Test) и OVC (Organizational Vital Signs), разработанные группой «6 секунд»; EQ-i Рэвена Бар-Она; ECI (Emotional Competence Inventory) Хая МакБера и другие»[5, с. 88].

К русскоязычным  тестам на эмоциональный интеллект еще можно отнести представляемый И. Андреевой (Полоцкий Госуниверситет) опросник Н. Холла. В нем всего 30 утверждений, степень своего согласия с которыми испытуемый шкалирует от (-3) до (+3), а факторная структура похожа на уже описанные факторы опросника EQ.

Также в научных  работах встречается упоминание методики, разработанной в Институте  психологии РАН (Люсин Д.В, Марютина О.О., Степанова А.С.) «Они выделяют два вида эмоционального интеллекта внутриличностный и межличностный, и строят свой опросник соответственно этому делению» [8, с. 221]. К межличностному интеллекту они относят все формы понимания и интерпретации чужих эмоций, а к внутриличностному, соответственно, своих.

Существуют не тестовые методы оценки эмоционального интеллекта, основанные на технологии «360 градусов». Как известно, «перекрестную оценку (когда в группе испытуемых каждому предлагается оценить каждого) можно проводить по разным критериям. Эти оценки будут показывать, насколько оцениваемая фигура «эмоционально умна» в отношениях с людьми, непосредственного его окружающих.

В качестве примера  можно привести западную технологию The Emotional Intelligence View 360 (EIV360), предлагающую 17 критериев оценки эмоционального интеллекта, разбитых по областям «Саморегуляция», «Регулирование отношений» и «Коммуникация»[7, с. 35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

  1. Получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
  2. В сфере эмоционального интеллекта ведется разносторонняя работа ученых, которые стремятся систематизировать и обобщить разносторонние вопросы работы с этим понятием. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими, как стало известно из вышесказанного. Существует ряд тестовых и др. заданий для определения уровня эмоционального интеллекта, среди которых встречаются и разработки отечественных авторов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, следует отметить, что в данной работе было рассмотрено, как эмоциональный интеллект развивался, и вычленялся  из понятия социального интеллекта. Вследствие чего  феномен эмоционального интеллекта привлек внимание отдельных групп специалистов, которые, разработали структурные компоненты, модели с помощью которых, были созданы способы диагностики эмоционального интеллекта. Ошибочно было бы не отметить тот факт, что за развитие у человека эмоционального интеллекта отвечают биологические и социальные предпосылки. Главную же роль занимают социальные предпосылки, от которых зависит, будет ли личность обладать эмоциональным интеллектом в большей или меньшей мере.

Ведь под эмоциональным интеллектом подразумевается, как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Составляющие  эмоционального интеллекта важны и  необходимы для внутренней регуляции  собственных эмоциональных состояний  и для успешных воздействий на внешнюю среду. Развитие этих составляющих способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни. Посему разработка этой проблемы в современной психологической науке необходима.

Таким образом, в данной курсовой работе, следует отметить, что задачи, поставленные в ней, выполнены, а цель – достигнута. Следующим шагом в разработке данной темы вижу рассмотрение эмоционального интеллекта в более узком  понятии гендерной идентичности. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта/ И.Н. Андреева// Вопросы психологии, 2007. – № 5. – С. 57 – 65.
  2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена/  И.Н. Андреева// Вопросы психологии, 2006. – № 3. – С. 78 – 86.
  3. Вихман, А.А. Обман и обнаружение обмана в связи с мотивационным профилем, социальным интеллектом и социальными установками личности/ А.А. Вихман// Молодой психолог: приложение к журналу «Вестник ПГПУ». – Пермь, 2007. – №1. – С. 51.
  4. Карпов, А. В., Петровская А. С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма/ Карпов А. В., Петровская А. С. – М, 2001. – 120 с.
  5. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М:. Институт психологии РАН, 2004. С.29 – 36  .
  6. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М., 2004. – с. 113 – 140.
  7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 33 – 48.
  8. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум/ А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 221 с.
  9. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике/ Робертс Р.Д.// Психология: Журнал Высшей Школы Экономики, 2008. – 55 с.
  10. Русалов, В.Н. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ)/ В.Н. Русалов. – М., 2007. – С. 44 – 61.
  11. Андреева, И.Н. Об истории развития "Эмоционального интеллекта"/ И.Н. Андреева// Вопросы психологии, 2008. – № 5. – С. 83 – 95.
  12. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психол. журн. 1999. Т. 20. №6. С. 44—52
  13. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. С. 25—26.
  14. И.Н. Андреева//  Социально-психологические проблемы ментальности:  6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. – Ч.1. –с.22-26.
  15. Пашина А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы // Психол. журн. 1994. Т. 15. №3. С.89-98.
  16. Русалов В.М., Дудин СИ. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //  Психол. журн. 1995. № 5. С. 12—23.
  17. Роберте Р.Д. и др. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26.
  18. Кравченко А. Нарцисс и его отражения // Моск. психотерапевт, журн. 2001. № 2. С. 96—113.
  19. Гассин Э.А. Психология прощения // Вопр. психол. 1999. № 4. С. 93-102.
  20. Дэниэл Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266—269
  21. Steven J. Stein, Ph.D and Howard E. Book, M.D, The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success. Stoddart Publishing Co. Limited 2000.
  22. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. № 1. 1995. С. 111—129.
  23. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22–26.
  24. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19–20 декабря 2003 г., г. Минск. Минск, 2004. С. 147–149.
  25. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194–196.

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмоциональный интеллект