Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:23, контрольная работа
Определения, приведенные выше, лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все, что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. В мире Pepsi и компьютеров мы не можем жить вне этого состояния. Он врывается в нашу жизнь с самого утра, вместе со звонком будильника, а потом... Потом все по накатанной схеме - пробки (для автомобилистов), утренняя толкотня в транспорте (для остальных), работа, вызов к начальнику, проблемы с детьми, ссоры с близкими, плохой сон.
Введение……………………………………………………………………………....2
1.1Открытие стресса……………………………………………………………….…3
1.2Понятие об эмоциональном стрессе……………………………………….…….4
1.3Стресогенные факторы и регуляция эмоциональных состояний………….…..8
Заключение…………………………………………………………………………..26
Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает
в ситуациях значительных информационных
перегрузок, когда человек не справляется
с задачей переработки
Возникновение эмоционального стресса связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный.
При эмоциональном стрессе
отмечаются определенные изменения
в психической сфере, в том
числе изменения протекания психических
процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация
мотивационной структуры
Следует подчеркнуть, что подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональны стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущим. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации. Очень часто в результате ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева. В свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации. В большинстве работ психический и эмоциональный виды стресса отождествляются.
Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический.
Например, перед выходом космического корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана билось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта — Э. Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77, Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта — Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энергосистемы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту.
Подобные физиологические
изменения вызывает не только опасность,
но и ситуации, связанные с высокой
ответственностью за выполняемую деятельность
и ожидание поступления новой, совершенно
нестандартной и необычной
Таким образом, психический
стресс можно охарактеризовать как
состояние организма, возникающее
в процессе взаимодействия индивида
с внешней средой, сопровождающееся
значительным эмоциональным напряжением
в условиях, когда нормальная адаптивная
реакция оказывается
В качестве основного
условия возникновения стресса
многие психологи указывают
Среди свойств личности,
обусловливающих вероятность
Очень часто тревогу рассматривают
как форму адаптации при остром
или хроническом стрессе. Однако
тревога имеет личностную обусловленность
и по направленности своего проявления
может выполнять как
В большинстве работ, посвященных изучению тревоги, разграничивается нормальная и патологическая тревога. Принципиальное разделение тревоги на нормальную и патологическую привело к выделению многочисленных ее аспектов и разновидностей: нормальной, ситуативной, невротической, психотической и др. В то же время большинство психологов расценивает тревогу как единое по сути явление, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер. Анализ патогенной роли тревоги при психопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выраженные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь между тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обнаружена при исследовании механизмов эмоционального стресса. Так, во многих исследованиях отмечается связь тревоги с эрготропным синдромом — выраженным повышением активности спмпатоадреналовой системы, сопровождающейся сдвигами в вегетативном и моторном регулировании.
Ещё в 50-х годах XX столетия известный психолог Кэттелл сформулировал концепцию о двух видах тревожности:
1) тревоги как состояния
и 2) тревожности как личностного
свойства. Эта концепция впоследствии
была доработана и
Тревога как состояние (синонимы: реактивная тревожность, ситуационная тревожность) включает в себя такие составляющие, как субъективные чувства напряжения, беспокойства, волнения, опасения, а также признаки активации вегетативной нервной системы. Очень высокая реактивная тревожность может вызывать нарушения внимания.
Как правило, ситуационная тревожность у одного и того же человека бывает разной в разные моменты времени. Поскольку измерение реактивной тревожности — это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, уровень реактивной тревожности меняется с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает своё окружение как опасное или угрожающее.
Второй вид тревожности
— тревожность как личностное
свойство (синонимы: личностная тревожность,
характерологическая
Иными словами, чем выше уровень
личностной тревожности — тем
выше вероятность, что человек в
угрожающей (или кажущейся угрожающей)
ситуации будет испытывать тревогу,
и что эта тревога будет
относительно сильнее. Очень высокая
личностная тревожность может
Известно, что тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. Благодаря этому тесты, оценивающие выраженность тревожности, могут быть успешно использованы также и для диагностики уровня стресса. При этом реактивная тревожность будет характеризовать уровень стресса в данный момент, а личностная тревожность — уязвимость (или устойчивость) к воздействию различных стрессоров в целом.
Таким образом, роль тревоги
в адаптационном процессе может
существенно изменяться в зависимости
от ее интенсивности и требований,
предъявляемых к адаптационным
механизмам индивидуума. Если рассогласование
в системе «человек—среда» не
достигает значительной степени
и уровень тревоги не превышает
средних значений, то на первый план
выступает ее мотивационная роль,
и тогда тревога обусловливает
активизацию целенаправленного
поведения. При выраженном нарушении
сбалансированности в системе «человек—среда»,
когда происходит перенапряжение механизмов
регуляции, тревога значительно
возрастает, отражая формирование состояния
эмоционального стресса, который может
приобретать хронический
Однако, рассматривая взаимозависимость тревоги с некоторыми физиологическими показателями, следует учитывать, что тревога — это прежде всего субъективное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. В настоящее время хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организма на воздействие окружающей среды.
Установлено, что характер реакции предопределяет возникающие вследствие стресса заболевания. Например, в результате обследования 88 врачей медицинского факультета Вашингтонского университета выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, перенесенных ими за последние 10 лет, 90 приходились на год, непосредственно следовавший за потрясением. У кого из них было потрясение особо сильное, те заболели или получили травму быстрее — в течение 8 месяцев после него. Кроме этого было установлено, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте, через 25 лет умерло только 2 %, а из раздражительных и злых — 14 %. (Вначале всем им было по 25 лет.) Аналогично среди юристов: 4 % и 20 % соответственно. Таким образом, те, кто часто сердится и раздражается, рискуют потерять не только расположение друзей, но и жизнь. У них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина.
Существуют также
Психологи и психиатры
установили зависимость между
Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Именно это имеют в виду, когда говорят, что язвы желудка возникают не оттого, что вы едите, а от того, что «съедает» вас. Язвенникам свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в то же время повышенная требовательность к себе, мнительность. В научной литературе имеются факты, свидетельствующие о том, что язвенный колит часто провоцируется ударом по самоуважению и лишением социальной поддержки. Замечено, что эти люди проявляют пониженную способность к активной самозащите и стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. Предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц, стенок пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудшение кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Причем вероятность возникновения повторных обострении заболевания тем выше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.
При прочих равных условиях
стресс легче переносят люди рассудочные,
способные с помощью
Что помогает ослабить стресс? Необходимо:
сосредоточиться на контроле за своими действиями делать все как можно более точно;
контролировать не только себя, но и окружающих, ситуацию в целом;
постараться увидеть себя со стороны и всю ситуацию;
не поддаваться эмоциям и задать себе вопросы: «Кто я?», «Где я?», «Какова моя задача (что я должен делать)?»;
если это, возможно, описать вслух ситуацию, но не давать ей эмоциональных оценок;
Еще одно понятие, которое
необходимое рассмотреть в
Посттравматическое стрессовое
расстройство в России чаще называют
"чеченским" или "афганским"
синдромом. Это совершенно правильно,
потому что происхождение расстройства
абсолютно четко связано с
тяжелым, запредельно тяжелым
Информация о работе Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний