Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:23, контрольная работа
Определения, приведенные выше, лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все, что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. В мире Pepsi и компьютеров мы не можем жить вне этого состояния. Он врывается в нашу жизнь с самого утра, вместе со звонком будильника, а потом... Потом все по накатанной схеме - пробки (для автомобилистов), утренняя толкотня в транспорте (для остальных), работа, вызов к начальнику, проблемы с детьми, ссоры с близкими, плохой сон.
Введение……………………………………………………………………………....2
1.1Открытие стресса……………………………………………………………….…3
1.2Понятие об эмоциональном стрессе……………………………………….…….4
1.3Стресогенные факторы и регуляция эмоциональных состояний………….…..8
Заключение…………………………………………………………………………..26
Посттравматическое стрессовое расстройство описано сравнительно недавно; это сделали американские психиатры, изучавшие ветеранов войны во Вьетнаме. К большому сожалению, частота этого расстройства в России должна быть очень большой - учитывая все беды и войны, которые следуют одна за другой вот уже много лет. Впечатление, которое производят страдающие посттравматическим стрессовым расстройством на окружающих, приятным не назовешь. Они выглядят враждебными, замкнутыми, грубыми. С ними трудно разговаривать, потому что никак не удается достичь взаимопонимания, как будто говоришь с ними на разных языках. Часто кажется, что больной относится к тебе с презрением, держит себя нарочито вызывающе, "в грош тебя не ставит". Понятно, что в связи с этим люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством, с трудом устраиваются и с еще большим трудом удерживаются на работе, особенно если учесть, что обычные требования к трудовой дисциплине оказываются для них неприемлемыми. Неблагоприятный "имидж" этих людей усугубляется их склонностью к спиртному и наркотикам. Все это способствует их социальному отторжению, в результате они очень часто вовлекаются в криминальные структуры.
Но это только одна сторона
медали. Субъективно посттравматическое
стрессовое расстройство выглядит совершенно
иначе. Это глубоко страдающие несчастные
люди, раздираемые страшными
Последствиями стрессовой ситуации проявляются у различных людей по разному, могут последовать за событием сразу или отсрочено, через определенный период времени.
Прежде всего, сотрудник должен знать, что последствиями сильного стресса могут быть:
потеря сна и аппетита;
навязчивые воспоминания;
кошмарные сны о пережитом событии;
ухудшение настроения при упоминании о событии;
потеря способности переживать сильные чувства и эмоции;
частичное ослабление памяти;
стремление избегать мысли и чувства, связанные с пережитой психотравмирующей ситуацией;
чувство «укороченного будущего», потеря жизненных перспектив;
сложности в концентрации внимания;
раздражительность;
пугливость.
Все это - нормальная ответная реакция человека на сильные стрессовые воздействия.
Распространенными психологическими факторами экстремальности (стрессорами) являются следующие:
1. Дефицит времени. Успешно
решать профессиональные
2. Опасность для жизни,
здоровья, угроза социальному статусу.
Нарастание осознаваемой
Следовательно, в процессе психологической подготовки к действиям в условиях дефицита времени необходимо сформировать эмоционально-волевую устойчивость личности.
3. Информационная перегрузка
в условиях дефицита времени.
Каждый человек обладает
пропуск каких-либо информационных сигналов;
искажение восприятия информации;
ошибочное принятие решения, ошибочные действия;
отсрочка действий или отказ от необходимых действий.
Следствием не принятых вовремя решений является усложнение оценки развивающейся ситуации и дезорганизация поведения. Отметим, что психологическим фактором экстремальности является также недостаток информации, значимой для принятия решений, и информационный шум.
4. Монотонность и однообразие выполняемых действий.
5. Внезапность возникновения экстремальной ситуации. Будем различать три вида внезапности в работе сотрудника милиции:
известно, что будет напряженная ситуация. Сотрудником освоена программа действий, отработаны планы и варианты поведения. Неизвестно лишь время наступления события;
будущая ситуация определена в общих чертах. Программа действий отсутствует. Время наступления события неизвестно;
время наступления и характеристика экстремальной ситуации неизвестны. Доминирует состояние неопределенности относительно того, как и что следует делать в обстановке внезапности.
В ситуации сверхстресса:
если потеряна на какое – то время чувствительность к внешним воздействиям или не возможно справиться с эмоциями страха или паники, необходимо сделать себе больно и сосредоточиться на ощущениях боли;
если состояние растерянности овладело человеком, надо постараться почувствовать положение своего тела в пространстве, сосредоточиться на ощущениях, которые приходят от тела, температуры воздуха, давления окружающих предметов;
если получается собраться с мыслями – надо назвать себя по имени, попробовать решить несколько простейших математических задачек.
Таким образом, каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.
Рассмотрим психологические механизмы, вызывающие неадекватное реагирование на внешний стрессор, и пути оптимизации эмоционального состояния
Проблема регуляции
Следует отмстить, что существует много подходов к исследованию как регуляции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс.
Рассмотрим лишь несколько подходов.
Первый из них, представленный работами Ф. Б. Березина, основан на следующих положениях:
адаптация протекает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере;
психическая адаптация является
центральным звеном в общей адаптации
человека, поскольку именно характер
психической регуляции
механизмы психической адаптации, а следовательно, и регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере.
К числу механизмов, обусловливающих
успешность адаптации, Березин относит
механизмы противостояния тревоге
— разнообразные формы
Психологическая защита — это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживании. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта.
Березин выделяет четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу; позволяющие фиксировать тревогу; снижающие уровень побуждений; устраняющие тревогу. Проведенные им исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапснхической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и другим негативным состояниям. Более того, было установлено, что существует определенная иерархия типов психологической защиты. Когда одна формы защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то «включается» другая форма защиты. Было также обнаружено, что нарушение механизмов психической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут приводить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний, или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с вегетативной н гуморальной регуляцией организма, т. е. при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом следует отметить, что использование индивидом неадекватной формы психологической зашиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотнвационное.
Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивацнонного поведения, известное как фрустрация.
Фрустрация — это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели пли решении задачи. Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других — психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату. Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той пли иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации наиболее значимых из них. П. В. Симонов, например, выделяет биологические, социальные и идеальные. А. Маслоу утверждает, что существует определенная иерархия потребностей, где к числу высших относятся социальные потребности.
Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т. е. фрустрация.
Как правило, это состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихического конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного адекватного поведения и увеличивают риск срыва адаптации. Именно с ситуацией интрапсихического конфликта непосредственно связан и эмоциональный стресс. Вероятность возникновения интрапсихического конфликта в значительной степени обусловлена особенностями когнитивной сферы. Многочисленные исследования показали роль когнитивных элементов в развитии стресса, а несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссонанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.
Информация о работе Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний