Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение влияния акцентуации подростков на подверженность интернет зависимости.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования..
Определить особенности акцентуации подростков.
Исследовать влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости.

Содержание

Введение 3 стр.
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение интернет зависимости и акцентуаций характера у подростков
1.1 Влияние информационных технологий на психическое состояние человека 5 стр.
1.2 Психологическая характеристика видов общения в Интернет 11 стр.
1.3 Психологические особенности старших подростков 21 стр.
1.4 Акцентуация характера и ее виды 25 стр.
1.5 Влияние Интернета на подростков 29 стр.
Выводы по главе 36 стр.
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков
2.1 Организация эмпирического исследования характеристика психодиагностических методик 37 стр.
2.2.Анализ результатов исследования влияния акцентуаций
характера. 40 стр.
2.3.Анализ результатов исследования компьютерной
зависимости. 42 стр.
2.4 Сравнительный анализ. 43 стр.
Вывод по главе. 45 стр.
Заключение. 46 стр.
Список литературы. 52 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Костяк1.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Дж. Сулер, описывая девиантное поведение в Сети, говорит о существовании пользователей, которые прибегают к намеренно антинормативным, оскорбительным высказываниям, за которые их определенно отключают. Тогда они входят в сообщество снова, и ситуация повторяется. Можно предположить, что в основе девиантного поведения лежит желание обрести социальную идентичность через противопоставление себя некоторому социальному целому. Согласно точке зрения Дж. Сулера , никто не хочет быть полностью анонимным – абсолютно невидимым, без имени, идентичности или межличностного взаимодействия вообще. Девиантное поведение – это способ реакции на анонимность, отражающий стремление быть замеченным, хотя бы даже в негативной форме, чем быть абсолютно анонимным, незамеченным, невидимым, то есть, никем.

В виртуальной коммуникации, благодаря  невидимости пользователя, не выражены те признаки, которые связаны с  внешним обликом. Тогда предпочтение анонимности может быть результатом  неудовлетворенности в реальном общении, а именно полом, возрастом, социальным статусом, этнической принадлежностью, внешней привлекательностью. Б. Бекер называет возможность убежать из собственного тела одним из главных факторов, мотивирующих участие подростков в виртуальной коммуникации. Более конкретно, предпочтение полной анонимности в сетевой коммуникации может быть связано с неудовлетворенностью реальной социальной идентичностью и желанием избавиться от нее.

Создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть также связано с неудовлетворенностью определенными сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная самопрезентация может быть осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании. В виртуальной коммуникации становится возможным выражение запретных в реальности агрессивных тенденций, высказывание взглядов, которые невозможно высказать в реальности даже самым близким людям, выражение подавленных в реальности сторон своей личности, удовлетворение запретных в реальности сексуальных побуждений, желания контроля над другими людьми, манипулятивных тенденций. Таким образом, виртуальная самопрезентация может служить выражением подавленной части своей личности или удовлетворять потребность в признании и силе. Удовлетворяя потребность в признании и силе, люди создают такую виртуальную самопрезентацию, которая соответствует их идеалу Я и замещает «плохое» реальное Я.

Однако, кроме неудовлетворенности  реальной идентичностью, отличающаяся от реальной идентичности виртуальная  самопрезентация может создаваться по ряду других причин. Создание сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного Я в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет.

Описанные выше виды соотношения реальной идентичности и виртуальной самопрезентации  относятся к влиянию реальной идентичности на виртуальную самопрезентацию. Однако существует и возможность  обратного влияния – влияния  виртуальной идентичности на реальную идентичность. Одна из его форм – включение принадлежности к определенному сетевому сообществу в реальную социальную идентичность. С другой стороны, можно предположить, что участие в виртуальной коммуникации вносит вклад в становление определенного содержания личной идентичности.

Таким образом, между виртуальной  самопрезентацией и реальной идентичностью  существуют отношения взаимовлияния. Оценивать потенциальные следствия  этого взаимовлияния (психологические, социально-психологические, социальные) можно по-разному. Так, например, возможность экспериментирования с собственной идентичностью в Сети можно оценивать с точки зрения расширяющихся перспектив самопознания, а можно – с позиций ухода от реального социального взаимодействия в бессознательном страхе потери самого себя.

Причиной обращения к Интернету  как инструменту общения могут  быть: недостаточное насыщение общением в реальных контактах, возможность  реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста при Интернет-общении.

И если есть люди, испытывающие данные потребности, то будут создаваться сетевые сообщества, в которых эти потребности будут реализовываться.

Причины возникновения социальных групп в сети можно сформулировать так: достижение индивидуальных целей, а именно в большинстве своем, интересного или полезного общения, становится возможным только через создание группы. Эти группы не имеют некой внешней по отношению к самой группе цели. Весь смысл существования группы находится внутри ее самой, группа возникает для того, чтобы обслуживать интересы своих членов, и не более того. Уникальность сетевых сообществ состоит в том, что они действуют при полном отсутствии внешней среды!

Между тем, теория «внутренней и  внешней системы социальной группы»  Хоуманса говорит о том, что группа приобретает устойчивость, вынужденная  действовать под влиянием обстоятельств приходящих из вне (со стороны внешнего мира) и изнутри (разрешая противоречия, возникающие внутри самой группы) . Вызовы внешней среды в немалой степени способствуют внутригрупповому сплочению, и чем сложнее возникшая проблема, тем больше членов группы вынуждены принять участие в ее решении; зачастую поставленные задачи необходимо решать путем совместных усилий либо всех членов группы, либо большинства, что активизирует сознание принадлежности к группе, так как без этого само сплочение не мыслимо. В виртуальности же отвечать на требования внешней среды невозможно, ибо она в принципе отсутствует. Все «раздражители» исходят изнутри, из самой группы. Как только участники группы «исчерпают» друг друга, группа распадется. Неограниченное количество возможных виртуальных собеседников – это только теоретическое предположение, на практике все иначе. Когда человек приходит в такой многолюдный ресурс, он просто пьянеет от представившихся возможностей общения. Круг его знакомств расширяется лавинообразно, но, увы, он пределен. Ограничивается он хотя бы временем – надо пообщаться с уже состоявшимися знакомыми и на остальных времени не остается. Так и складывается «свой круг общения». Причем, как правило, круг общения формируется из одновременно пришедших людей, так как у старожилов он уже сформирован. По сути, формируются «поколения». Рано или поздно поколения исчерпывают себя. Анализ персонального состава подтверждает, что уходят из сетевых социумов тоже «поколениями» приблизительно после полутора-двух лет, иногда раньше. Состав периодически обновляется, но с каждым обновлением состава нормы и традиции социума видоизменяются, иногда до полной противоположности, что приводит в конечном итоге к его распаду.

Тем не менее, в настоящее время  стали все чаще появляться сетевые сообщества «долгожители». Механизм поддержки стабильности существования сетевого социума находится в процессе формирования, но нам кажется весьма интересным такой, когда наряду с виртуальным общением присутствует и реальное.

На основании выше изложенного можно выделить критерии существования сетевого сообщества:

1 .Основополагающим фактором наличия  сетевого сообщества является  факт осознания группой людей  своей принадлежности к этому  сообществу.

2. Регулярность и постоянство  встреч (в данном случае как виртуальных, так и реальных) и взаимодействий между собой его членов.

3.Включенность индивида в жизнедеятельность  сообщества, за счет наличия эмоциональных  связей с другими участниками  чата, потребностей во взаимодействии  между собой, осознания своих ролей и статусов в чате, и тенденций к сохранению условий, благоприятствующих продолжению взаимодействий между собой.

4.Осознание членами сообщества  собственной истории, сохранение  норм и традиций и обязательная  преемственность между «поколениями».

1.3 Психологические особенности старших подростков

Личностное развития в подростковом возрасте

Переход к подростковому  возрасту характеризуется глубокими  изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Обычно процесс общего интеллектуального  развития детей начинается и завершается  несколько раньше, чем процесс  их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у  ребенка появляется и усиливается  стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.

Быстро взрослеть подростка  заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит  в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Помимо взрослых образцами для. подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V—VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. у девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Поскольку в качестве образцов для  подражания подростков выступают как  взрослые, так и сверстники, создаваемый  ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.

 

1.4 Акцентуация характера и ее виды

Прошло более четверти века с появления книги Карла  Леонгарда об акцентуированных личностях . Эта монография переиздавалась и на немецком и на русском языках . Ее автор противопоставлял акцентуированные личности как варианты нормы психопатиям как проявлениям патологии. [12] 
         К.Леонгард считал, что в развитых странах около половины популяции относится к акцентуантам. Однако описанные им типы акцентуированных личностей по сути представляли варианты типов характера . Личность в психологии – понятие более широкое, чем характер, оно включает также способности, наклонности, интеллект, мировоззрение. К.Леонгард  лишь для части из описанных типов использовал название «акцентуированные характеры». Но при каждом типе акцентуации личность может быть весьма различной. Например, при эпилептоидном типе  можно быть и фанатичным католиком, и воинствующим атеистом, обладать и выдающимися музыкальными способностями и не иметь никаких, стать аморальным преступным стяжателем или бесстрашным борцом за правду и справедливость. Все это побудило нас развить положение об «акцентуации характера» и, кроме того, попытаться отграничить их не только от психопатий (расстройств личности), но и от «средней нормы» и постараться дать возможно четкое определение . Как известно, в русской психиатрии к психопатиям относят аномалии характера, которые «определяют весь психический облик» (тотальность характера), «в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» (относительная стабильность характера) и «мешают приспособляться к окружающей среде» (служат причиной социальной дезадаптации).  
«Акцентуации характера – это варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных факторов при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» .  
          Явные и скрытые акцентуации характера. Если психолог или психиатр обратит свой взор на окружающих, то среди них лишь около 10% при непродолжительном контакте, судя по манере вести себя, по поступкам и высказываниям в обыденной жизни, смогут быть отнесены к одному из типов акцентуации, описываемых далее. Это – явные акцентуации характера . В подростковом возрасте, когда характер еще формируется и его черты еще не сглажены и не отшлифованы жизненным опытом, или в период инволюции, когда эти черты могут заостряться, этот процент может оказаться большим.  
У большинства других лиц тип характера отчетливо проявляется лишь в особых условиях, когда судьба ударяет по месту наименьшего сопротивления данного типа, по его ахиллесовой пяте. Например, в ситуации, когда надо быстро установить тесные неформальные контакты с новым окружением, один проделает это с интересом и удовольствием, легко включится в новую среду и даже займет в ней лидерскую позицию, т.е. проявит черты гипертима, тогда как другой замкнется в себе, отгородится от других, окажется неспособным интуитивно вчувствоваться в новую атмосферу, предпочтет одиночество и «внутреннюю свободу» минимально необходимому конформизму, т.е. раскроется как шизоид. Зато первый при вынужденной изоляции, лишении широкого круга контактов, ограничении свободы действий, да еще обреченный на безделье, способен на бурную аффективную реакцию, наносящую ему же ущерб и отнюдь не способствующую изменению ситуации к лучшему для него, тогда как второй перенесет эти условия достаточно стойко, погрузившись во внутренний мир фантазий и размышлений. Это – скрытые акцентуации характера . Именно к ним относится большинство популяции. Возможно, что часть акцентуаций, будучи явными в подростковом возрасте, становятся скрытыми при повзрослении.  
        Для выявления скрытых типов акцентуаций характера в подростковом возрасте нами был разработан специальный метод, пригодный для массовых обследований  – Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО). Посредством этого метода разные типы акцентуаций характера были обнаружены у около двух третей популяции подростков .  
В маргинальных подростковых контингентах, как относящихся к асоциальным (делинквентные, злоупотребляющие наркотиками и другими дурманящими веществами и др.) или страдающих непсихотическими психическими расстройствами (склонность к острым аффективным реакциям, психогенным депрессиям и т.п.) и хроническими соматическими болезнями и даже среди элитарной части подростков (учащиеся престижных математических, художественных и английских школ), доля акцентуантов, выявленных с помощью ПДО, превышала 80%, а иногда достигала почти 100% .  
        Типы акцентуаций характера. Наши прежние описания были основаны на изучении подростков , у которых типы акцентуаций выступают особенно ярко. Дальнейшие катамнестические исследования, когда подростки через 5—10 лет стали уже взрослыми, позволили внести дополнения в характеристики каждого из типов.  
       1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.

Информация о работе Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков