Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 00:48, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.
3. Провести сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов 1 и 5 курсов и сформулировать выводы.

Содержание

|ВВЕДЕНИЕ | |
|Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте | |
|1.1. Определения понятия ценностных ориентаций | |
|. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии | |
|1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста | |
|Выводы | |
|Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов | |
|2.1. Организация и методы исследования. | |
|2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 курса | |
|2.3. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса | |
|2.4. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов | |
|Выводы | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностные ориентации студентов.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

|ВВЕДЕНИЕ                                                                                                               |               |

|Глава 1. Теоретические  аспекты изучения мотивации в  студенческом возрасте                                              |               |

|1.1.  Определения понятия  ценностных ориентаций                                                                        |               |

|.  Место и роль системы  ценностных ориентаций в структуре  личности и её развитии                                       |               |

|1.3.  Социально-психологические  особенности студенческого возраста                                                     |               |

|Выводы                                                                                                                 |               |

|Глава  2. Эмпирическое  исследование ценностных ориентаций  у студентов                                                  |               |

|2.1.  Организация и методы  исследования.                                                                               |               |

|2.2. Анализ результатов  исследования ценностных ориентаций  у студентов 1 курса                                         |               |

|2.3.  Анализ результатов  исследования ценностных ориентаций  у студентов 5 курса                                        |               |

|2.4.  Сравнительный анализ  результатов исследования ценностных  ориентаций у студентов 1 и  5 курсов                     |               |

|Выводы                                                                                                                 |               |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                             |               |

|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                       |               |

|ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                             |               |

|                                                                                                                       |               |

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Переход от старшего  школьного возраста к студенческому  сопровождается противоречиями  и ломкой привычных жизненных  представлений. Студенческий возраст  представляет особый период жизни  человека. Заслуга самой постановки  проблемы студенчества как особой  социально-психологической и возрастной  категории принадлежит психологической  школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях  Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н.  Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен  большой эмпирический материал  наблюдений, приводятся результаты  экспериментов и теоретических  обобщений по этой проблеме.

Перемены, обусловившие необходимость  принятия каждым членом общества ответственности  за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает  процесс ценностного самоопределения  в вузе, становление системы ценностных ориентаций, которая особенно необходима для успешной реализации будущей  профессиональной деятельности в системе  «человек-человек».

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров  и другие.

Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым, А. Ф. Амировым, Е. Н. Беловой, Р. Г. Гуровой, В. В. Ластовкой, Е. Л. Рудневой, Т. Н. Семенковой, А. С. Серым, М. С. Яницким и др.

Данная работа посвящена  изучению особенностей ценностных ориентаций студентов в период обучения в  педагогическом ВУЗе.

Актуальность исследования. Ценностная сфера личности является ее центральным образованием, определяющим направленность и особенности поведения, регулирующим деятельность в целом. Ценности профессиональной деятельности являются смыслообразующей основой, которая  определяет значение деятельности для  личности и общества. От того, как  личность в процессе профессионального  развития выстраивает свою систему  ценностей, соотношение внешних  требований профессии, профессионального  сообщества и своего внутреннего  мира, зависит эффективность профессиональной деятельности и адекватность отношений  с окружающим социумом.

Однако профессиональная деятельность в большинстве случаев  рассматривается молодежью лишь как способ достижения материального  благополучия. Студентам приходится делать жизненно важный выбор между  стремлением к достижению высокого уровня благосостояния и стремлением  к реализации своего потенциала. Нередко  эти стремления оказываются несовместимыми, что приводит к трудностям в процессе профессионального становления  личности будущего специалиста, к потере смысловой стороны профессиональной деятельности, утрате мотивации учебно-профессиональной деятельности. Возникает необходимость  выявления и реализации психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации  процесса профессионального ценностного  ориентирования студентов в современных  условиях обучения в вузе.

Степень разработанности  проблемы. Эта проблема находится  в центре внимания таких социологов как Э. Дюркгейм, Г. Парсонс, Т. Парсонс, М. Рокич и др. Отечественные исследователи  также разрабатывали частные  и общие вопросы аксиологии: К.А. Абульханова-Славская, О.М. Бакурадзе, В.А. Блюмкин, ГЛ. Выжлецов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Г.А. Мелекесов, Е.С. Рапацевич, В.П. Тугаринов, Д.И. Фельдштейн и др.

В зарубежной и отечественной  науке нет единого представления  о сущности ценностных ориентации. Зарубежные исследователи в большинстве  случаев рассматривают ценностные ориентации в качестве аттитюдов, определяемых как установки сознания индивида относительно некоторой социальной ценности (Ф. Знанецкий, М. Рокич, Т. Парсонс, Г. Парсонс, У. Томас и др.). В отечественной  науке выделяется три направления  в рассмотрении ценностных ориентации: как направленность личности на ценности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Е.И. Головаха, А.Г. Ковалев и др.); как высший уровень фиксированных установок  личности (А.Г. Здравомыслов, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.); как доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков и др.). Вместе с тем, нет единого определения ценностных ориентации личности, не выяснено соотношение таких категорий как направленность личности на ценности, ориентации на ценности, ценностное отношение, отношение к ценностям, ценностное сознание. Четкое структурирование ценностной сферы личности необходимо для построения программ развития ценностных ориентации.

Механизмы и этапы развития ценностной сферы находились в центре внимания таких специалистов как  А.В. Кучина, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др. На исследование этих аспектов направлены работы в  области гештальт-терапии, накопившей богатый опыт изучения развития личности, этапов и механизмов интериоризации ценностей и роста личности на основе приобретенного опыта (С. Гингер, Г. Йонтеф, К. Наранхо, Ф. Перлз, Д. Хломов и др.).

Особую значимость изучение ценностных ориентации и процесса их развития приобретает применительно  к профессиям сферы «Человек - Человек». Это связано с тем, что структура  ценностей личности субъектов этой профессиональной деятельности выступает  ее условием, средством и конечным результатом. Так, исследованию ценностей  профессий социальной сферы посвящены  труды Т.Е. Демидова, Г.П. Медведевой, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, Т.С. Просветовой, Е.И. Холостовой. Особенности становления  личности специалиста социальной сферы  исследовались А.А. Козловым, Д.В. Лифинцевым, Г.Н. Филоновым, М.В. Фирсовым и др.

Объект исследования - ценностные ориентации студентов.

Предмет исследования - особенности  ценностных ориентаций у студентов  Башкирского государственного педагогического  университета им. М.Акмуллы (Институт исторического  и правового образования и  Социально-гуманитарный факультет, специальность  «СЭОЮ», «СЭОИ», «СЭОЭ», «ЮА»). Исследованием  было охвачены студенты 1 и 5-х курсов дневной формы обучения. Всего  в исследовании приняли участие 84 человека.

Цель работы - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов  педагогического ВУЗа.

Задачи:

1.Изучить литературу по  теме исследования, рассмотреть  теоретические аспекты проблемы.

2. Подобрать методики для  исследования ценностных ориентаций  у студентов.

3. Провести сравнительный  анализ результатов исследования  ценностных ориентаций студентов  1 и 5 курсов и сформулировать  выводы.

Научная новизна исследования:

- выявлено соотношение  основных категорий ценностно-ориентационной  сферы личности: «ценность», «ценностная  ориентация», «ценностная установка», «установка на ценность», «ценностное  отношение», «ценностное сознание»;

- на основе проведенных  методик по психологии проводится  анализ и сравнение ценностных  ориентаций студентов 1 и 5 курсов  педагогического  вуза.

Практическая значимость работы. Состоит в подборе диагностического инструментария для исследования особенностей ценностных ориентаций студентов. В  работе проанализирован, обобщён, систематизирован найденный теоретический материал по данной проблеме, который может  быть использован преподавателями  высшей школы в своей педагогической деятельности, а так же студентами при подготовке к курсовым и выпускным  квалификационным работам. Данная работа может представлять интерес для  людей, интересующихся теоретической  стороной данной проблемы.

    Структура работы. Структура и объём курсовой  работы состоит из введения, двух  глав, заключения, приложения, списка  литературы, включая 43 источника.  Общий объем работы 41 страницы  компьютерного набора.

 

    Глава I. Теоретические  аспекты изучения  мотивации в  студенческом возрасте

 

    1.1. Определения  понятия ценностных ориентаций

«Ценностные ориентации - это  относительно устойчивое, избирательное  отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как  предметы, цели или средства для  удовлетворения потребностей жизнедеятельности  личности. В ценностных ориентациях  как бы аккумулируется весь жизненный  опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» [22], определяющий его  взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе  и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его  личности. Однако нам кажется интересным и полезным и иное определение: «ценностные  ориентации - интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно  определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной  и социальной Среды, избрать стиль  поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и  в соответствии с конкретными  условиями постоянно меняющейся ситуации» [29]. В этом определении  отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения  и деятельности.

Становление ценностных ориентаций предполагает рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков, что и составляет когнитивную основу элемента ценностных ориентаций. Важное место в структуре  ценностных ориентаций принадлежит  и поведенческому элементу. При этом следует подчеркнуть, что названный  элемент представляет собой "практическое выражение" ценностных ориентаций, учет реальных возможностей личности в деятельности.

В процессе становления ценностных ориентаций, взаимосвязи между элементами, и их конкретное содержание могут  быть различными, это и обнаруживается в характере ценностных ориентаций личности. В итоге ценностную ориентацию можно определить как избирательное  отношение личности к явлению - ценности, имеющее результатом овладение  этим явлением в процессе деятельности [17].

Ценностные ориентации лежат  в основе выбора жизненных целей  человека, они объясняют причины  его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает  нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей.

Ценностные ориентации - это  качественная характеристика личности, объединяющая психическое и социальное в человеке, занимающая важное место  в регуляции его поведении. Ценностные ориентации стимулируют развитие психической  активности личности, придавая тем  самым завершенность воспитательному  процессу как целостному, основанному  на органической связи функциональной и психической деятельности.

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления  и развития как отдельных отраслей знания.

Так, А.Г. Здравомыслов, рассматривает  ценностные ориентации как «относительно  устойчивое, избирательное отношение  человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые  рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как  бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» [16].

В.Г. Алексеев считает, что  ценностные ориентации - это отражение  в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных  целей и общих мировоззренческих  ориентиров [2].

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор  социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [10].

Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов