Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 00:48, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.
3. Провести сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов 1 и 5 курсов и сформулировать выводы.

Содержание

|ВВЕДЕНИЕ | |
|Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте | |
|1.1. Определения понятия ценностных ориентаций | |
|. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии | |
|1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста | |
|Выводы | |
|Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов | |
|2.1. Организация и методы исследования. | |
|2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 курса | |
|2.3. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса | |
|2.4. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов | |
|Выводы | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностные ориентации студентов.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

 

Глава  2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов

2.1.  Организация и методы  исследования.

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов  педагогического ВУЗа проводилось  в несколько этапов:

I этап предусматривал  анализ литературы по теме  исследования: определение объекта,  цели, предмета; постановку задач  и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по  проблеме ценностных ориентаций  у студентов педагогического  ВУЗа.

II этап - эмпирическое исследование  ценностных ориентаций у студентов  1 курса.

III этап - эмпирическое исследование  ценностных ориентаций у студентов  5 курса.

IV этап - сравнительный анализ  исследований ценностных ориентаций.

На первом этапе исследования применялся метод теоретического анализа  литературы, позволивший нам рассмотреть  проблему ценностных ориентаций у студентов  педагогического ВУЗа.

При организации эмпирического  исследования в соответствии с целью  и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые студенты ИИиПО  и СГФ 1 курса и студенты ИИиПО 5 курса.

Для исследования ценностных ориентаций нами была использована следующая  методика (см. приложение 1).

Методика «Исследование  ценностно-ориентационного единства группы»

 

Инструкция. Перед Вами список, включающий 21 основную жизненную ценность. Выберите из них (выпишите на листе) пять наиболее значимых, важных для Вас

1.     Интересная  работа.

2.     Физическое  развитие, совершенствование красоты  и силы.

3.    Общение с хорошими  людьми

4.     Здоровье.

5.     Материальная  обеспеченность.

6.    Удовольствия, развлечения.

7.    Любовь.

8    Свобода, независимость  в выборе, в поступках.

9.    Образование.

10.  Познание, возможность  расширения знаний.

11. Удачная семейная жизнь.

12. Творчество (техническое,  литературное, театральное т.д.)

13.  Общественное признание,  слава, популярность.

14.   Обладание модными  и престижными вещами.

15.   Приобщение к  культуре и искусству.

16.  Общественно-политическая  активность.

17.   Приятный, бездеятельный  отдых.

18.  Активный содержательный  досуг (туризм, хобби и т.д.)

19.   Уединение от  суеты, быта, сосредоточенность на  проблемах быта.

20.   Красота, переживание  прекрасного в действительности, искусстве, природе.

21.  Активная, деятельная  жизнь в любых ее формах  и проявлениях.

 

2.2. Анализ результатов  исследования ценностных ориентаций  у студентов 1 курса

В результате проведенного исследования по методике у студентов 1 курса при  ответе было выявлено, что:

1-е место - здоровье

2-е место - удачная семейная  жизнь

3-е место - образование

4-е место - материальная  обеспеченность

5-е место - любовь

Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной  сферы:

- красота, переживание  прекрасного в действительности, искусстве, природе;

- удовольствия, развлечения;

- приобщение к культуре  и искусству;

- уединение от суеты,  быта, сосредоточенность на проблемах  быта.

- активный содержательный  досуг (туризм, хобби и т.д.)

Таким образом, в данном параграфе  мы рассмотрели результаты исследования ценностных ориентаций у студентов  в исследуемых группах 1-го курса. В следующем параграфе мы рассмотрим результаты исследования ценностных ориентаций у студентов в исследуемых  группах 5-го курса.

 

2.3.  Анализ результатов  исследования ценностных ориентаций  у студентов 5 курса

В результате проведенного исследования по методике у студентов 1 курса при  ответе было выявлено, что:

1-е место - удачная семейная  жизнь

2-е место - здоровье

3-е место - материальная  обеспеченность

4-е место – интересная  работа

5-е место - любовь

Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной  сферы:

- удовольствия, развлечения

- общественное признание,  слава, популярность

- обладание модными и  престижными вещами

- уединение от суеты,  быта, сосредоточенность на проблемах  быта

- приятный, бездеятельный  отдых

Таким образом, в данном параграфе  мы рассмотрели результаты исследования ценностных ориентаций у студентов  в исследуемых группах 5-го курса. В следующем параграфе мы проведем сравнительный анализ результатов  исследования для того, чтобы проследить процесс становления ценностных ориентаций в исследуемых группах  студентов.

 

2.4.  Сравнительный анализ  результатов исследования ценностных  ориентаций у студентов

Проводя сравнительный анализ анкетирования студентов 1-го и 5-ого  курсов можно сделать следующие  выводы:

Ценность "здоровье" при  проведении анкетирования студентов 1-го курса была поставлена на 1 место, у 5-го курса поставлена на 2 место.

Ценность "удачная семейная жизнь"  студентов 1-го курса была поставлена на 2 место, у 5-го курса поставлена на 1 место, то есть к 5 курсу она становится более значимой.

Ценность "материальная обеспеченность"  студентов 1-го курса была поставлена на 4 место, у 5-го курса на 3-м месте.

Ценность "любовь"  студентов 1-го курса была поставлена на 5 место, у 5-го курса аналогично на 5-м месте.

Ценность как «образование»  значима только 1-му курсу, а такая  ценность как "интересная работа" стала значимой только к 5 курсу.

Ценности, не значимые для  студентов ни одного курса, такие  как: красота, переживание прекрасного  в действительности, искусстве, природе; уединение от суеты, быта, сосредоточенность  на проблемах быта; приобщение к  культуре и искусству.

Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что у студентов на протяжении обучения в вузе активно  шел процесс становления ценностей  и в конечном итоге нами было выявлено, что практически заняли более  стабильную позицию следующие ценности:

По результатам анкетирования  студентов 1и 5 курсов

1. Ценность "здоровье" - занимает стабильно лидирующее  место.

2. Ценность "удачная семейная  жизнь" занимает второе место  среди предложенных ценностей.

3. Ценность "материальная  обеспеченность" занимает третье  место.

 

    Заключение

В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования выявлено, что ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и  только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в  общественно значимых делах и  поступках [30].

Сравнительный анализ результатов  лонгитюдного исследования позволил выявить, что для студентов 1 и 5 курсов по итогам анкетирования сформированными  стали:

1. Ценность "здоровье" - она занимает стабильно первое  место.

2. Ценность "удачная семейная  жизнь" занимает второе место  среди предложенных ценностей.

3. Ценность "материальная  обеспеченность" занимает третье  место.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая  концепция С.Л. Рубинштейна: К  100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989.

2. Алексеев В.Г. Ценностные  ориентации личности и проблема  их формирования. М., 1999.

3. Алексеева В.Г. Ценностные  ориентации как фактор жизнедеятельности  и развития личности //Психол. журн. 1994. Т.5. № 5. С. 63-70.

4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии  студенческого возраста. // Современные  психологические проблемы высшей  школы. – Л., 1974. -  Выпуск 2.

5. Безменова И.К., Гулевич  О.А. Аттитюды и их взаимосвязь  с поведением: Реферативный обзор.  М.: РПО, 1999.

6. Братусь Б.С. Аномалии  личности. М.: Мысль, 1988.

7. Бубнова С.С. Ценностные  ориентации личности как многомерная  нелинейная система //Психол. журн. 1999. № 5. С.38-44.

8. Будинайте Г.Л., Корнилова  Т.В. Личностные ценности и  личностные редпосылки субъекта //Вопр. психол. 1993. № 5. С. 99-105.

9. Василюк Ф.Е. Психология  переживания (анализ преодоления  критических ситуаций). М.: Изд-во  МГУ, 1984.

10. Волков Е.С. Зависимость  ценностных ориентаций студентов  от смены видов деятельности. М., 2001.

11. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы  развития // Соц.- полит. журн. 2005. №  6. С. 61-73.

12. Гинзбург М.Р. Психологическое  содержание личностного самоопределения  //Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43 - 52.

13. Головаха Е.И. Жизненная  перспектива и ценностные ориентации  личности. Психология личности в  трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

14. Гудечек Я. Ценностная  ориентация личности. Психология  личности в социалистическом  обществе: Активность и развитие  личности. М., 1989.

15. Залесский Г.Е. Психология  мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.

16. Захарова Л.Н. Личностные  особенности, стили поведения  и типы, профессионально самоидентификации  студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.

17. Здравомыслов А.Г. Потребности,  интересы, ценности. М.: Политиздат, 1996.

18. Кобылкин Р.А. Ценностные  ориентации человека в современной  России // Человек в современных  философских концепциях. Материалы  Международной конференции Волгоград, 2000. - С.145-147.

19. Краснорядцева О.М. Ценностная  детерминация профессионального  поведения педагогов //Сиб. психол. журн. Томск, 1998. № 7. С. 25-29.

20. Леонтьев Д.А. Внутренний  мир личности. Психология личности  в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

22. Леонтьев Д.А. Методика  изучения ценностных ориентаций. М., 1992,

23. Леонтьев Д.А. Очерк  психологии личности. М.: Смысл, 1997.

24. Человек и его работа. Социологическое исследование /Под  ред. А.Г.Здравомыслова. М., 1967.

25. Кон И. С. Психология  юношеского возраста: Проблемы формирования  личности. [Уч. пособие для пед.  ин-тов]. – М., 1976. – 175 с.

26. Лучшие психологические  тесты /под ред. А.Ф. Кудряшова.  Петрозаводск, 1992.

27. Маркова О.Ю. Философия  образования о менталитете и  ценностных ориентациях современных  студентов //Россия и Грузия: диалог  и родство культур: сборник  материалов симпозиума. Выпуск1/под  ред. В.В. Парцванеия. СПб., 2003.

28. Никонова Т.В. История  студенчества в соотнесении со  структурой его социального статуса  //Студенчество как социальный  феномен: история и современность.  Материалы студенческой конференции  СПб., 2000.

29. Психология современного  подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна.  М., 1987.

30. Рубинштейн С.Л. Проблемы  общей психологии. М., 2001.

31. Сержантов В.Ф. Человек,  его природа и смысл бытия.  М., 1990.

32. Серый А.В. Ценностные  ориентации личности в структуре  профессионально значимых качеств  практических психологов: Автореф... канд. психол. наук. Иркутск, 1996. 25 с.

33. Скляревская Г.Н. Новый  академический словарь: Проспект. СПб, 1994

34. Студент. Большая Советская  энциклопедия. М., 1955. Том 44. С.245 35.Узнадзе  Д.Н. Установка у человека. Проблема  объективации //Психология личности  в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С.87-91.

36. Франкл В. Человек  в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

37. Чернова Э.Г. Проблемы  мотивации и ценностных ориентаций  в отечественной и зарубежной  психологии //Материалы конференции  молодых ученых. Арзамас, 2000. С.144-150.

38. Шерковин Ю.А. Проблема  ценностных ориентаций и массовые  информационные процессы //Психол. журн. 1982. Т.3. № 5. С.235-145.

39. Ядов В.А. Социальная  идентификация в кризисном обществе //Соц. журн. 1994. № 1. С. 35-52.

40. Якунина И.С. Динамика  структуры ценностных ориентаций  студенчества среднего российского  города: Автореф... канд. психол. наук. Новочеркасск, 2007. 24с.

41. Яницкий М.С. Ценностные  ориентации личности как динамическая  система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

42. Ященко Е.Ф. Исследование  ценностно-смыслового аспекта самоактуализации  студентов //Вопр. психол. №1. 2007. С.80-90.

43. Ященко Е.Ф. Педагогические  условия формирования ценностных  ориентаций у учащихся: Автореф…  канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 24 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Методика «Исследование  ценностно-ориентационного единства группы»

 Инструкция. Перед Вами  список, включающий 21 основную жизненную  ценность. Выберите из них (выпишите  на листе) пять наиболее значимых, важных для Вас

1.     Интересная  работа.

2.     Физическое  развитие, совершенствование красоты  и силы.

3.    Общение с хорошими  людьми

4.     Здоровье.

5.     Материальная  обеспеченность.

6.    Удовольствия, развлечения.

7.    Любовь.

8    Свобода, независимость  в выборе, в поступках.

9.    Образование.

10.  Познание, возможность  расширения знаний.

11. Удачная семейная жизнь.

12. Творчество (техническое,  литературное, театральное т.д.)

13.  Общественное признание,  слава, популярность.

14.   Обладание модными  и престижными вещами.

15.   Приобщение к  культуре и искусству.

16.  Общественно-политическая  активность.

17.   Приятный, бездеятельный  отдых.

18.  Активный содержательный  досуг (туризм, хобби и т.д.)

19.   Уединение от  суеты, быта, сосредоточенность на  проблемах быта.

20.   Красота, переживание  прекрасного в действительности, искусстве, природе.

21.  Активная, деятельная  жизнь в любых ее формах  и проявлениях.

Обработка результатов. В  бланк обработки   вносятся   выборы студентов. По каждой ценности суммируется количество выборов.

Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов