Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 00:48, реферат
Цель работы - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.
3. Провести сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов 1 и 5 курсов и сформулировать выводы.
|ВВЕДЕНИЕ | |
|Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте | |
|1.1. Определения понятия ценностных ориентаций | |
|. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии | |
|1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста | |
|Выводы | |
|Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов | |
|2.1. Организация и методы исследования. | |
|2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 курса | |
|2.3. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса | |
|2.4. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов | |
|Выводы | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов
2.1. Организация и методы исследования.
Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов:
I этап предусматривал
анализ литературы по теме
исследования: определение объекта,
цели, предмета; постановку задач
и методов исследования; анализ,
обобщение, подбор материала
II этап - эмпирическое исследование
ценностных ориентаций у
III этап - эмпирическое исследование
ценностных ориентаций у
IV этап - сравнительный анализ
исследований ценностных
На первом этапе исследования применялся метод теоретического анализа литературы, позволивший нам рассмотреть проблему ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
При организации эмпирического исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые студенты ИИиПО и СГФ 1 курса и студенты ИИиПО 5 курса.
Для исследования ценностных ориентаций нами была использована следующая методика (см. приложение 1).
Методика «Исследование
ценностно-ориентационного
Инструкция. Перед Вами список, включающий 21 основную жизненную ценность. Выберите из них (выпишите на листе) пять наиболее значимых, важных для Вас
1. Интересная работа.
2. Физическое развитие, совершенствование красоты и силы.
3. Общение с хорошими людьми
4. Здоровье.
5. Материальная обеспеченность.
6. Удовольствия, развлечения.
7. Любовь.
8 Свобода, независимость в выборе, в поступках.
9. Образование.
10. Познание, возможность расширения знаний.
11. Удачная семейная жизнь.
12. Творчество (техническое, литературное, театральное т.д.)
13. Общественное признание, слава, популярность.
14. Обладание модными и престижными вещами.
15. Приобщение к культуре и искусству.
16. Общественно-политическая активность.
17. Приятный, бездеятельный отдых.
18. Активный содержательный досуг (туризм, хобби и т.д.)
19. Уединение от суеты, быта, сосредоточенность на проблемах быта.
20. Красота, переживание
прекрасного в
21. Активная, деятельная жизнь в любых ее формах и проявлениях.
2.2. Анализ результатов
исследования ценностных
В результате проведенного исследования по методике у студентов 1 курса при ответе было выявлено, что:
1-е место - здоровье
2-е место - удачная семейная жизнь
3-е место - образование
4-е место - материальная обеспеченность
5-е место - любовь
Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной сферы:
- красота, переживание
прекрасного в
- удовольствия, развлечения;
- приобщение к культуре и искусству;
- уединение от суеты,
быта, сосредоточенность на
- активный содержательный досуг (туризм, хобби и т.д.)
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели результаты исследования ценностных ориентаций у студентов в исследуемых группах 1-го курса. В следующем параграфе мы рассмотрим результаты исследования ценностных ориентаций у студентов в исследуемых группах 5-го курса.
2.3. Анализ результатов
исследования ценностных
В результате проведенного исследования по методике у студентов 1 курса при ответе было выявлено, что:
1-е место - удачная семейная жизнь
2-е место - здоровье
3-е место - материальная обеспеченность
4-е место – интересная работа
5-е место - любовь
Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной сферы:
- удовольствия, развлечения
- общественное признание, слава, популярность
- обладание модными и престижными вещами
- уединение от суеты,
быта, сосредоточенность на
- приятный, бездеятельный отдых
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели результаты исследования ценностных ориентаций у студентов в исследуемых группах 5-го курса. В следующем параграфе мы проведем сравнительный анализ результатов исследования для того, чтобы проследить процесс становления ценностных ориентаций в исследуемых группах студентов.
2.4. Сравнительный анализ
результатов исследования
Проводя сравнительный анализ анкетирования студентов 1-го и 5-ого курсов можно сделать следующие выводы:
Ценность "здоровье" при проведении анкетирования студентов 1-го курса была поставлена на 1 место, у 5-го курса поставлена на 2 место.
Ценность "удачная семейная жизнь" студентов 1-го курса была поставлена на 2 место, у 5-го курса поставлена на 1 место, то есть к 5 курсу она становится более значимой.
Ценность "материальная обеспеченность" студентов 1-го курса была поставлена на 4 место, у 5-го курса на 3-м месте.
Ценность "любовь" студентов 1-го курса была поставлена на 5 место, у 5-го курса аналогично на 5-м месте.
Ценность как «образование» значима только 1-му курсу, а такая ценность как "интересная работа" стала значимой только к 5 курсу.
Ценности, не значимые для студентов ни одного курса, такие как: красота, переживание прекрасного в действительности, искусстве, природе; уединение от суеты, быта, сосредоточенность на проблемах быта; приобщение к культуре и искусству.
Таким образом, мы можем констатировать
тот факт, что у студентов на
протяжении обучения в вузе активно
шел процесс становления
По результатам анкетирования студентов 1и 5 курсов
1. Ценность "здоровье" - занимает стабильно лидирующее место.
2. Ценность "удачная семейная жизнь" занимает второе место среди предложенных ценностей.
3. Ценность "материальная обеспеченность" занимает третье место.
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования выявлено, что ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [30].
Сравнительный анализ результатов лонгитюдного исследования позволил выявить, что для студентов 1 и 5 курсов по итогам анкетирования сформированными стали:
1. Ценность "здоровье" - она занимает стабильно первое место.
2. Ценность "удачная семейная жизнь" занимает второе место среди предложенных ценностей.
3. Ценность "материальная обеспеченность" занимает третье место.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А.,
Брушлинский А.В. Философско-
2. Алексеев В.Г. Ценностные
ориентации личности и
3. Алексеева В.Г. Ценностные
ориентации как фактор
4. Ананьев Б.Г. К
5. Безменова И.К., Гулевич
О.А. Аттитюды и их
6. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
7. Бубнова С.С. Ценностные
ориентации личности как
8. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные редпосылки субъекта //Вопр. психол. 1993. № 5. С. 99-105.
9. Василюк Ф.Е. Психология
переживания (анализ
10. Волков Е.С. Зависимость
ценностных ориентаций
11. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Соц.- полит. журн. 2005. № 6. С. 61-73.
12. Гинзбург М.Р. Психологическое
содержание личностного
13. Головаха Е.И. Жизненная
перспектива и ценностные
14. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.
15. Залесский Г.Е. Психология
мировоззрения и убеждений
16. Захарова Л.Н. Личностные
особенности, стили поведения
и типы, профессионально
17. Здравомыслов А.Г. Потребности,
18. Кобылкин Р.А. Ценностные
ориентации человека в
19. Краснорядцева О.М. Ценностная
детерминация
20. Леонтьев Д.А. Внутренний
мир личности. Психология личности
в трудах отечественных
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
22. Леонтьев Д.А. Методика
изучения ценностных
23. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.
24. Человек и его работа. Социологическое исследование /Под ред. А.Г.Здравомыслова. М., 1967.
25. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976. – 175 с.
26. Лучшие психологические
тесты /под ред. А.Ф.
27. Маркова О.Ю. Философия
образования о менталитете и
ценностных ориентациях
28. Никонова Т.В. История
студенчества в соотнесении со
структурой его социального
29. Психология современного
подростка /Под ред. Д.И.
30. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2001.
31. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.
32. Серый А.В. Ценностные
ориентации личности в
33. Скляревская Г.Н. Новый
академический словарь:
34. Студент. Большая Советская
энциклопедия. М., 1955. Том 44. С.245 35.Узнадзе
Д.Н. Установка у человека. Проблема
объективации //Психология личности
в трудах отечественных
36. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
37. Чернова Э.Г. Проблемы
мотивации и ценностных
38. Шерковин Ю.А. Проблема
ценностных ориентаций и
39. Ядов В.А. Социальная
идентификация в кризисном
40. Якунина И.С. Динамика
структуры ценностных
41. Яницкий М.С. Ценностные
ориентации личности как
42. Ященко Е.Ф. Исследование
ценностно-смыслового аспекта
43. Ященко Е.Ф. Педагогические
условия формирования
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методика «Исследование
ценностно-ориентационного
Инструкция. Перед Вами
список, включающий 21 основную жизненную
ценность. Выберите из них (выпишите
на листе) пять наиболее
1. Интересная работа.
2. Физическое развитие, совершенствование красоты и силы.
3. Общение с хорошими людьми
4. Здоровье.
5. Материальная обеспеченность.
6. Удовольствия, развлечения.
7. Любовь.
8 Свобода, независимость в выборе, в поступках.
9. Образование.
10. Познание, возможность расширения знаний.
11. Удачная семейная жизнь.
12. Творчество (техническое, литературное, театральное т.д.)
13. Общественное признание, слава, популярность.
14. Обладание модными и престижными вещами.
15. Приобщение к культуре и искусству.
16. Общественно-политическая активность.
17. Приятный, бездеятельный отдых.
18. Активный содержательный досуг (туризм, хобби и т.д.)
19. Уединение от суеты, быта, сосредоточенность на проблемах быта.
20. Красота, переживание
прекрасного в
21. Активная, деятельная жизнь в любых ее формах и проявлениях.
Обработка результатов. В бланк обработки вносятся выборы студентов. По каждой ценности суммируется количество выборов.
Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов