Этапы развития и становления социальной психологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.
Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:
Рассмотреть социальную психологию как науку (определение социальной психологии, ее задачи, предмет изучения)
Изучить этапы становления и развития социальной психологии в России за все время существования данной науки
Рассмотреть современное состояние социальной психологии в России

Содержание

Введение2 стр.
Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии4 стр.
Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России8 стр.
2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)10 стр.
2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)14 стр.
2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)17 стр.
2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)20 стр.
Глава 3. Социальная психология в современной России22 стр.
Заключение30 стр.
Список используемой литературы32 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

соц псих курсовая.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)

Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях (педагогическая, военная, медицинская, производственная) в 40-50-х гг., сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной педагогики.

 

2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)

В этот период произошло возрождение социальной психологии в нашей стране, так как было «потепление» общей атмосферы, ослабление администрирования в науке, снижение идеологического контроля, следовательно, возрос интерес к человеку в социальной психологии, которая сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности стали:

  • осознание представителями науки уровня ее развития
  • состояние ее исследований
  • характеристика ее места в системе др. наук
  • определение предмета и объектов ее исследований
  • выделение и определение основных категорий и понятий
  • формулирование законов и закономерностей
  • институализация науки
  • подготовка специалистов.

Выходили новые учебники и пособия (Андреева, Ковалев, Кузьмин, Парыгин). Завершающей этот восстановительный период, явилась книга «Методологические проблемы социальной психологии» (1975г.). Это итог коллективной работы социальных психологов, которая осуществлялась на постоянно действующем семинаре в Институте психологии. В этом труде отражены основные проблемы социальной психологии:

  • личность
  • деятельность
  • общение
  • общественные отношения
  • социальные нормы
  • ценностные ориентации
  • большие социальные группы
  • регуляция поведения.6

В области методологии  социальной психологии плодотворными были концепции Андреевой (1980), Парыгина (1971), Шороховой (1975).

Исследование проблем  коллектива – вклад внесли Платонов (1975), Петровский (1982), Уманский (1980).

Исследование социальной психологии личности – Божович (1968), Платонов (1965), Ядов (1975).

Исследование проблем  деятельности – Буева (1978), Кузьмин (1967).

Исследование социальной психологии общения – Бодалев (1965), Буева (1978), Леонтьев (1975), Ломов (1975), Парыгин (1971).

Первым российским университетом, принявшим социальную психологию как  самостоятельную науку, стал Ленинградский Государственный Университет (сейчас СПбГУ).

В 1962 году организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ. В 1968 году – первая кафедра социальной психологии.

В 1972 году – аналогичная  кафедра была открыта и в Москве в главном университете города – Московском Государственном Университете имени М. В. Ломоносова.

В 1966 году с введением  ученых степеней по психологии, социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов, съезды, конференции, симпозиумы, совещания. Публикуются статьи, сборники. В 1972 году в Институте психологии АН СССР создан первый в стране сектор социальной психологии.  

 

 

Глава 3. Социальная психология в современной России

В социальной психологии последней  четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются  активной разработкой социально - психологической  проблематики и выход её на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла  дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри её выделились отдельные социальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

Вместе с тем психологические  знания проникли в другие психологические  науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т.д. Они стали широко использоваться в таких науках, как политология, экономика, социология, право, история, и в ряде других. На базе социально - психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально- психологических тренингов (активного группового обучения).

60-е годы XX века можно  считать временем нового подъёма  и ускоренного развития социальной  психологии во всём мире. В  это время в ней появились  не только новые направления  научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла  на одно из первых мест среди  психологических наук, стала одной  из наиболее интересных и быстро  развивающихся научных знаний. Ею  занимается большое количество  учёных, представляющих не только  социальную психологию, но и другие  отрасли психологической науки.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная  с 60-х годов XX века и до конца этого  века, отразились и на состоянии  отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.

1.Началась внутренняя  дифференциация традиционной социальной  психологии. В ней появились относительно  самостоятельные направления научных  исследований, в том числе: психология  малых групп, социальных установок,  эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми  друг друга.

2.Появились новые отрасли  психологии, в которых ключевую  роль стали играть социально  - психологические знания. Это - юридическая,  экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления  и многие другие.

3. Расширилась практика  применения социально-психологических  знаний в реальной жизни, сопровождающая  возникновением развитием новых  направлений прикладной и практической  психологии, в том числе группового  психотерапевтического движения  и PR- движения, психологии рекламы,  имиджмейкерства и других.

4.В Европе, включая новые  направления социально - психологических  исследований, отличающиеся от традиционной  американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца 60-х годов,  появляется психология межгрупповых  отношений и по - новому трактуются  многие процессы, происходящие в  малых группах. В России (бывшем  СССР) на первом плане вышла  проблематика психологии управления  и коллектива.

5. Проблематика малых  групп стала постепенно отходить  на второй план, а на первое  место вышли другие проблемы  социальной психологии, связанные,  например, соотношениями, существующими  в обществе, или взаимодействуем  между большими социальными группами.

6. Произошло заметное  сближение социологических и  социально психологических исследований  в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.

7. В социальной психологии  стали намного меньше проявляться  тенденции, характеризующие отдельные  направления психологии: бихевиоризм,  гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую  психологию и другие. Социальная  психология стала превращаться  в единую, не разделённую на  отдельные направления, науку.

70-80-е годы XX века можно  назвать годами расцвета, подъёма  и широкого признания социальной  психологии, как в нашей стране, так и за рубежом. Она не  только стала весьма популярной  наукой, но социально - психологические  знания проникли и в настоящее  время широко применяются во  многих других отраслях психологии  и непсихологических науках. Среди  них можно назвать психологию  личности, клиническую, военную,  юридическую, спортивную и другие  отрасли психологии, а также психологию  управления, рекламы, политическую  и экономическую психологию. Именно  словами, социальная психология  превратилась в одну из самых  популярных, активно разрабатываемых  и востребованных психологических  наук.

Наступившая в конце 80-х  годов XX века горбачёвская перестройка  и последовавшее за ней прекращение  существования Советского Союза  вдохнули новую жизнь в развитие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и  ограничения на развитие данной науки, действовавшие на протяжении всего  времени существования советской  власти, открыты возможности для  перевода и публикации на русском  языке зарубежной социально - психологической  литературы, расширилась проблематика социально- психологических и прикладных исследований. Российская социальная психология стала превращаться в естественную часть мировой социально - психологической науки, а российские учёные включились в разработку тех социально - психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.

Деятельность лабораторий  социально - психологического знания Института  психологии РАН и Психологического института РАО

В России имеется несколько  ведущих психологических учреждений, к которым, прежде всего, следует  отнести Психологический институт РАО и Институт психологии РАН.

Психологический институт РАО (ПИ РАО) был основан в 1912 г. при  кафедре философии на историко-филологическом факультете Московского университета под названием Институт психологии. Московский институт, созданный Г. И.Челпановым при материальной поддержке известного мецената С. И. Щукина, воплотил в себе все лучшее, что было накоплено к тому времени мировой практикой организации экспериментально-психологических исследований. Первым директором Института был Г. И.Челпанов.

На протяжении 90 лет институт неоднократно менял свое название, но всегда оставался центром фундаментальных  исследований. Сейчас в нем работают более 240 сотрудников.

Долгие годы Психологический  институт был практически единственным специализированным научно-исследовательским  учреждением в нашей стране. Понадобилось почти 70 лет для того чтобы в  стране был организован еще один исследовательский центр - Институт психологии РАН (ИП РАН). Большую роль в создании института сыграл видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов. В этом ему оказывали помощь такие выдающиеся ученые, как П. К.Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицын, Е.В.Шорохова, В.А.Пономаренко, А.И.Берг, В.В.Паренс, Б.Н.Петров и многие другие. В состав Института психологии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образованный в 1945 г. С. Л. Рубинштейном.

Сегодня в ИП РАН работают более 200 сотрудников, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в области общей психологии, психологии личности, дифференциальной психологии, социальной психологи, когнитивной психологии, психологии труда и инженерной психологии, психофизиологии и т. д. В составе института 20 научных подразделений (лабораторий и функциональных групп). При институте действуют Консультационный центр, Высший психологический колледж и издательство. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и журнала «Иностранная психология».

Многие исследовательские  институты и центры РАО возглавляют  психологи; в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории  психологического профиля. К их числу  относятся: Институт коррекционной  педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Исследовательский  центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский  центр социологии образования РАО, Исследовательский центр эстетического  воспитания РАО, Институт профессионального  самоопределения молодежи РАО.

Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимущественно  психологическими исследованиями: психологией  реабилитации личности, психологией  жизненного самоопределения, психологией  развития и др.

Крупнейшим исследовательским  центром в области медицинской  психологии и психотерапии является Психоневрологический институт имени  В.М.Бехтерева в Санкт-Петербурге.

Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся  в Военном университете МО РФ, Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, НИИ авиационной и космической  медицины, в 178-м Научно-практическом центре ГШ ВС РФ, Институте медико-биологических  проблем, во Всероссийском НИИ МВД  РФ, Всероссийском НИИ технической  эстетики и множестве других ведомственных  научно-исследовательских учреждений.

В научно-исследовательских  учреждениях основным рабочим органом  выступают исследовательские лаборатории. Например, в Институте психологии РАН в разное время функционировали  следующие лаборатории: теории и истории психологии, социальной психологии, когнитивных процессов, психологии речи и психолингвистики, невербальной коммуникации, психофизиологии, психологии труда и др.

Деятельность лаборатории  направляется темой научного исследования, которая предопределяет перспективу  исследовательской работы ее сотрудников  на несколько лет вперед. В качестве основных результатов научной работы выступают:

-на уровне лаборатории  - отчет об итогах исследовательской  работы;

-на индивидуальном уровне - диссертационные исследования, выполненные  научными сотрудниками в рамках  общей тематики исследовательской  работы и являющиеся предметом  коллективного обсуждения представителей  научного сообщества, входящих в  специализированные ученые советы.

Основными формами обсуждения ключевых вопросов развития академической  и практической психологии, психологической  службы в нашей стране являются съезды и конференции психологов - членов Российского психологического общества.

Информация о работе Этапы развития и становления социальной психологии в России