Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.
Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:
Рассмотреть социальную психологию как науку (определение социальной психологии, ее задачи, предмет изучения)
Изучить этапы становления и развития социальной психологии в России за все время существования данной науки
Рассмотреть современное состояние социальной психологии в России
Введение2 стр.
Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии4 стр.
Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России8 стр.
2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)10 стр.
2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)14 стр.
2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)17 стр.
2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)20 стр.
Глава 3. Социальная психология в современной России22 стр.
Заключение30 стр.
Список используемой литературы32 стр.
Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях (педагогическая, военная, медицинская, производственная) в 40-50-х гг., сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной педагогики.
2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)
В этот период произошло возрождение социальной психологии в нашей стране, так как было «потепление» общей атмосферы, ослабление администрирования в науке, снижение идеологического контроля, следовательно, возрос интерес к человеку в социальной психологии, которая сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности стали:
Выходили новые учебники и пособия (Андреева, Ковалев, Кузьмин, Парыгин). Завершающей этот восстановительный период, явилась книга «Методологические проблемы социальной психологии» (1975г.). Это итог коллективной работы социальных психологов, которая осуществлялась на постоянно действующем семинаре в Институте психологии. В этом труде отражены основные проблемы социальной психологии:
В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Андреевой (1980), Парыгина (1971), Шороховой (1975).
Исследование проблем коллектива – вклад внесли Платонов (1975), Петровский (1982), Уманский (1980).
Исследование социальной психологии личности – Божович (1968), Платонов (1965), Ядов (1975).
Исследование проблем деятельности – Буева (1978), Кузьмин (1967).
Исследование социальной психологии общения – Бодалев (1965), Буева (1978), Леонтьев (1975), Ломов (1975), Парыгин (1971).
Первым российским университетом, принявшим социальную психологию как самостоятельную науку, стал Ленинградский Государственный Университет (сейчас СПбГУ).
В 1962 году организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ. В 1968 году – первая кафедра социальной психологии.
В 1972 году – аналогичная кафедра была открыта и в Москве в главном университете города – Московском Государственном Университете имени М. В. Ломоносова.
В 1966 году с введением ученых степеней по психологии, социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов, съезды, конференции, симпозиумы, совещания. Публикуются статьи, сборники. В 1972 году в Институте психологии АН СССР создан первый в стране сектор социальной психологии.
Глава 3. Социальная психология в современной России
В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально - психологической проблематики и выход её на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри её выделились отдельные социальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.
Вместе с тем психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т.д. Они стали широко использоваться в таких науках, как политология, экономика, социология, право, история, и в ряде других. На базе социально - психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально- психологических тренингов (активного группового обучения).
60-е годы XX века можно
считать временем нового
Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с 60-х годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.
1.Началась внутренняя
дифференциация традиционной
2.Появились новые отрасли
психологии, в которых ключевую
роль стали играть социально
- психологические знания. Это - юридическая,
экономическая, политическая
3. Расширилась практика
применения социально-
4.В Европе, включая новые
направления социально - психологических
исследований, отличающиеся от традиционной
американской социальной
5. Проблематика малых
групп стала постепенно
6. Произошло заметное
сближение социологических и
социально психологических
7. В социальной психологии
стали намного меньше
70-80-е годы XX века можно
назвать годами расцвета, подъёма
и широкого признания
Наступившая в конце 80-х
годов XX века горбачёвская перестройка
и последовавшее за ней прекращение
существования Советского Союза
вдохнули новую жизнь в развитие
социальной психологии в России. Были
сняты идеологические барьеры и
ограничения на развитие данной науки,
действовавшие на протяжении всего
времени существования
Деятельность лабораторий социально - психологического знания Института психологии РАН и Психологического института РАО
В России имеется несколько
ведущих психологических
Психологический институт РАО
(ПИ РАО) был основан в 1912 г. при
кафедре философии на историко-филологическом
факультете Московского университета
под названием Институт психологии.
Московский институт, созданный Г. И.Челпановым
при материальной поддержке известного
мецената С. И. Щукина, воплотил в себе
все лучшее, что было накоплено к тому
времени мировой практикой организации
экспериментально-
На протяжении 90 лет институт
неоднократно менял свое название,
но всегда оставался центром
Долгие годы Психологический институт был практически единственным специализированным научно-исследовательским учреждением в нашей стране. Понадобилось почти 70 лет для того чтобы в стране был организован еще один исследовательский центр - Институт психологии РАН (ИП РАН). Большую роль в создании института сыграл видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов. В этом ему оказывали помощь такие выдающиеся ученые, как П. К.Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицын, Е.В.Шорохова, В.А.Пономаренко, А.И.Берг, В.В.Паренс, Б.Н.Петров и многие другие. В состав Института психологии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образованный в 1945 г. С. Л. Рубинштейном.
Сегодня в ИП РАН работают более 200 сотрудников, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в области общей психологии, психологии личности, дифференциальной психологии, социальной психологи, когнитивной психологии, психологии труда и инженерной психологии, психофизиологии и т. д. В составе института 20 научных подразделений (лабораторий и функциональных групп). При институте действуют Консультационный центр, Высший психологический колледж и издательство. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и журнала «Иностранная психология».
Многие исследовательские
институты и центры РАО возглавляют
психологи; в большинстве институтов
имеются отделы и лаборатории
психологического профиля. К их числу
относятся: Институт коррекционной
педагогики РАО, Институт педагогических
инноваций РАО, Исследовательский
центр семьи и детства РАО,
Исследовательский центр
Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимущественно психологическими исследованиями: психологией реабилитации личности, психологией жизненного самоопределения, психологией развития и др.
Крупнейшим исследовательским центром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт имени В.М.Бехтерева в Санкт-Петербурге.
Исследования по прикладной
психологической проблематике ведутся
в Военном университете МО РФ, Центре
подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина,
НИИ авиационной и космической
медицины, в 178-м Научно-практическом
центре ГШ ВС РФ, Институте медико-
В научно-исследовательских
учреждениях основным рабочим органом
выступают исследовательские
Деятельность лаборатории направляется темой научного исследования, которая предопределяет перспективу исследовательской работы ее сотрудников на несколько лет вперед. В качестве основных результатов научной работы выступают:
-на уровне лаборатории
- отчет об итогах
-на индивидуальном уровне
- диссертационные исследования, выполненные
научными сотрудниками в
Основными формами обсуждения ключевых вопросов развития академической и практической психологии, психологической службы в нашей стране являются съезды и конференции психологов - членов Российского психологического общества.
Информация о работе Этапы развития и становления социальной психологии в России