Этапы развития и становления социальной психологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.
Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:
Рассмотреть социальную психологию как науку (определение социальной психологии, ее задачи, предмет изучения)
Изучить этапы становления и развития социальной психологии в России за все время существования данной науки
Рассмотреть современное состояние социальной психологии в России

Содержание

Введение2 стр.
Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии4 стр.
Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России8 стр.
2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)10 стр.
2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)14 стр.
2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)17 стр.
2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)20 стр.
Глава 3. Социальная психология в современной России22 стр.
Заключение30 стр.
Список используемой литературы32 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

соц псих курсовая.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)

Профессиональное взаимодействие психологов осуществляется также в  форме непосредственного участия  в различных специализированных практических семинарах, на которых  обсуждаются вопросы теории и  практики организации психологической  работы в учреждениях и организациях, оказания психологической помощи и  т. п.

К важной форме взаимодействия, обеспечивающей совместное решение  проблемы, можно отнести участие  психологов в реализации различного рода экспериментальных исследований. Обмен опытом происходит также в  ходе взаимного посещения сеансов  консультирования и психотерапии, наблюдения за работой квалифицированных специалистов. По мнению многих практических психологов, каждый начинающий специалист до начала профессиональной деятельности должен лично пройти курс индивидуального  консультирования и групповой психотерапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности, т.е. проработать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Это нужно для понимания механизмов достижения психотерапевтического эффекта, а также динамики происходящих с клиентом изменений во время работы с психологом.

Отрасли социальной психологии

Сегодня социальная психология - это наука, востребованная обществом. Поэтому она быстро развивается, постоянно расширяя направления  своих практических исследований и  самостоятельных отраслей. Например: этнопсихология, политическая психология, психология религии - их значение мы только сейчас начинаем правильно осмысливать. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими явлениями  как общение, ролевые, межличностные  и межгрупповые отношения, конфликты, слухи, мода, паника, и т.д. В основе перечисленных и подобных им явлений  лежат психическая деятельность людей, поведение людей, которые  взаимодействуют друг с другом в  качестве социальных субъектов.

Философия, социология, общественные науки предоставляют социальной психологии возможность наиболее точно  и теоретически правильно подходить  к пониманию сущности социально-психологических  явлений и процессов (специфика, происхождение, особенности развития, роль в жизни и деятельности). Общая психология позволяет более  точно понять и правильно осмыслить  особенности личности, которая является субъектом общественных отношений  и носителем социальной психики. История показывает, как существенно  происходит развитие социальной психики  и сознания людей на различных  этапах становления общества и человеческих отношений.

Политология, позволяет правильно  понять какие политические явления, и процессы влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика в условиях политический деятельности или под ее влиянием.

Экономика раскрывает сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе.

Культурология, этнология  дает возможность правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений.

Педагогика предоставляют  информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя вырабатывать рекомендации к этим социально-психологическим  процессам.

Этническая психология изучает  психологические особенности людей  как представителей разных этнических сообществ.

Психология религии изучает  психологию людей, вовлеченных в  различные религиозные общности.

Политическая психология, исследует различные стороны  психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества Психология управления, изучает анализ проблем, связанных  с воздействием на группы, общество, конкретных индивидов.

Психология социального  воздействия изучает особенности  законов и методов влияния  на людей и группы в различных  ситуациях.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Конфликтология изучает психологические особенности различных конфликтов и наиболее эффективное их разрешение.

 

Заключение

Социальная психология - относительно молодая наука. Однако вполне очевидны высокие темпы её развития в современном мире, которое направлено на разработку целого комплекса проблем, связанных с оптимизацией управления социальными процессами как на уровне общества, так и на уровне малой группы.

Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое  место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув  на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор  сохраняет свой особый статус, который  приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной  части. Такая неоднозначность положения  научной дисциплины имеет много  причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, который  сам по себе может быть исследован лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии.

В данной курсовой работе была достигнута главная цель и выполнены поставленные задачи.

В истории социальной психологии представляется исторический интерес и дает возможность  определить место данной отрасли  психологии в системе научных  знаний. Два этапа дискуссии о  предмете социальной психологии в после революционный период. Современные представления о предмете социальной психологии.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное  развитие социальной психологии на современном  этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования  советской социальной психологии как  самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических  исследований начался лишь в конце 50-х начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами.

Главная задача, которая стоит перед  социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального  в ткань социальной реальности. Это  необходимо, если мы хотим понять, каков  результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается  в том, что этот "результат" не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем  на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему  социальных связей. Сама личность, с  одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец.

В данной курсовой работе была достигнута главная цель и выполнены поставленные задачи.

 

Список используемой литературы

  1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
  2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.
  5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.
  6. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;
  7. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
  8. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
  10. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1965.
  11. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
  12. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, Л., 1985.
  13. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
  14. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.
  15. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., 1985.
  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  17. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.
  18. Личность и массовые коммуникации. Вып. 111. Тарту, 1969.
  19. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
  20. Макаренко А.С. Избр. сочинения. М., 1948.
  21. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
  22. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.
  23. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  24. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, 1973, № 5.
  25. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М.,1975.
  26. Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности в истории советской психологии // Социальная психология личности. М., 1979.
  27. Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Курск, 1971.
  28. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.
  29. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

1 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.

2Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, Л., 1985.

 

3 Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

4 Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

5 Макаренко А.С. Избр. сочинения. М., 1948.

6Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

 


Информация о работе Этапы развития и становления социальной психологии в России