Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:38, реферат
Доверие и недоверие
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Благоприятное разрешение этого конфликта - забота.
8. Цельность и безнадежность.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Благоприятное разрешение этого конфликта - мудрость.
рЕФЕРАТ
на тему: Теория становления личности Э. Эриксона
Многие сторонники Фрейда пытались глубже изучить психоанализ, с целью выявления значения эго-процессов и наблюдения за их развитием. Наиболее ярким таким последователем был - Эрик Эриксон, расширивший теорию психоанализа. Однако он изучал процесс взросления ребенка в более обширной среде социальных отношений. Он считал, что специфика становления личности зависит от степени культурного и экономического развития общества, в котором находится ребенок, от того в какой исторический период он попал.
Современный ребенок из Нью-Йорка,
например, развивается абсолютно
иначе, чем маленький индеец из резервации,
где все еще преобладают
В племени Сиу детей пеленают неплотно, продолжительное время кормят грудным молоком, не особенно следят за чистотой, да и в принципе почти не ограничивают свободу их действий. Дети равняются на исторический образ своего племени - одинокого, храброго охотника в безграничных степях - и приобретают такие качества, как активность, решительность, отвага, доброта в отношении соплеменников и беспощадность по отношению к чужакам.
В племени Юрок, напротив, дети рано отнимают от груди, крепко пеленают, с ранних лет приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. С возрастом они становятся молчаливыми, мнительными, расчетливыми, склонными к накопительству. Само по себе развитие личности определяется ожиданиями общества от человека, идеалами и ценностями этого времени, задачами, которые общество ставит перед ним на разных возрастных этапах.
Однако порядок этапов
взросления ребенка подчиняется
биологическому началу. Ребенок, развиваясь,
в обязательном порядке проходит
ряд последовательных этапов, на каждом
из которых он получает какое-либо качество
(личностное новообразование), которое
откладывается в структуре
ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: (возраст, психосоциальный кризис)
o Младенчество (до 1 года, базальное доверие - базальное недоверие)
o Раннее детство (1 – 3, автономия - стыд и сомнение)
o Возраст игры (3-6 инициативность – вина)
o Школьный возраст (6-12, трудолюбие – неполноценность)
o Юность (12-19 эго-идентичность - ролевое смешение)
o Молодость (20-25 достижение близости – изоляция)
o Зрелость (26-64 продуктивность – инертность)
o Старость (65 - смерть целостность эго – отчаяние)
Мы рассмотрим первую часть его разделения становления личности - до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное развитие основного ядерного образования - идентичности личности.
Личность эволюционирует за счет включения в разные социальные группы (национальность, социальный класс, профессия и т.д.) и переживания своей незыблемой связи с ними. В каждой личностной черте, которая проявляется в определенном возрасте, скрыто глубинное мироощущение ребенка. Это ощущение может быть положительным, связанным с прогрессом развития личности, и отрицательным, вызывающим регресс в развитии. Ребенок вынужден выбрать одно из противоположных отношений - доверие или недоверие к окружающим, активность или бездействие, компетентность или неполноценность и т.д. Когда ребенок определился и зафиксировал какую-либо особенность личности, например, положительную, противопоставленная сторона по-прежнему скрыто существует и может выйти наружу гораздо позднее, когда зрелый человек столкнется со значительным жизненным затруднением. Порядок проявления этих противоположных личностных новообразований показан в таблице, которая называется: психосоциальный становление личность культурный
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ
Стадии |
Возраст |
Задача этапа |
Ценные качества |
Функции |
Блок |
Соц. роль |
Кольцо | ||
I |
Орально-сенсорная |
первый год жизни |
Базисное доверие |
Энергия и Надежда |
5 |
Акцептная |
СУПЕРИД |
“ребенок” |
Витальное |
II |
Мышечно-анальная |
2-й и 3-й г. жизни |
Автономия против стыда и сомнения |
Самоконтроль и Сила воли |
6 |
Продуктивные | |||
III |
Локомоторно-генитальная |
4-5 лет |
Инициатива против чувства вины |
Направление и Целеустремленность |
4 |
СУПЕРЭГО |
“неуверенный подросток” |
Ментальное | |
IV |
Латентная |
6-11 лет |
Трудолюбие против чувства неполноценности |
Система и Компетентность |
3 |
Акцептные | |||
V |
Подростк. возраст и ранняя юность |
12-18 лет |
Идентичность против смешения ролей |
Посвящение и Верность |
7 |
ИД |
“самоуверенный подросток” |
Витальное | |
VI |
Ранняя взрослость |
от конца юности до начала среднего возраста |
Близость против изоляции |
Аффилиация и Любовь |
8 |
Продуктивные | |||
VII |
Взрослость |
зрелый возраст |
Генеративность против стагнации |
Производство и Забота |
2 |
ЭГО |
“взрослый” |
Ментальное | |
VIII |
Зрелость |
пенсионный возраст |
Целостность эго против отчаяния |
Самоотречение и Мудрость |
1 |
Акцептная |
Таким образом, уровень развития у ребенка чувства доверия к окружающим зависит от размера получаемой им материнской любви. При положительном развитии личности ребенок выберет доверие. Оно доказывается легким кормлением, крепким сном, расслабленностью внутренних органов. Новорожденному мать дает не только молоко и нужную ему заботу, с ней так же связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
Получается что, чувство доверия не связано с количеством пищи или выражением материнского ухода; вероятнее оно зависит от умения матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и непрерывности эмоций. Эриксон выделял: младенец должен доверять не только окружающему миру, но и внутреннему тоже, они должны уметь доверять самим себе. Такое поведение мы можем видеть тогда, когда младенец переживает отсутствие матери, не проявляя сильной тревоги и раздражения. Материнская забота и опека предопределяет «количество веры и надежды, вынесенной из начального жизненного опыта» ребенка. Изучив то, что вызывает кризис 1-го года жизни, Эриксон связывал его с уровнем материнского ухода.
Источником кризиса служит
одна из форм депривации - ненадежность,
несостоятельность матери и отвержение
ею ребенка. Это ведет к развитию
у него психосоциальной установки
страха, недоверия и переживания
за свое благополучия. Эта установка
будет всплывать на поверхность
на более высоких уровнях
И, в конце концов, родители,
следующие противоречащим друг другу
методам воспитания, могут создать
для ребенка обстановку неоднозначности,
вследствие чего у него зарождается
недоверие. Позитивная психосоциальная
черта, получаемая за счет удачного решения
проблемы «доверия – недоверия» - доверие
переходит в способность
Ранний возраст. Чувство доверия закладывает фундамент для проявления некой самодостаточности, автономии, избегания стыда, неуверенности. Тут ребенок осознает, что родительская опека может быть разной: она может осуществляться в виде заботы или обуздания и меры пресечения. Этот этап основной для установки пропорции между свободой и упрямством. По мнению Эриксона, позитивное устранение кризиса на этом этапе связано в первую очередь с готовностью родителей постепенно давать детям право самостоятельно контролировать свои поступки.
Но, в тоже время, родителям следует ненавязчиво, но отчетливо ограничивать ребенка. Независимость или автономия не значит, что ребенок распоряжается безграничной свободой. Вероятнее она означает, что родителям необходимо сдерживать увеличивающуюся способность ребенка выбирать в рамках некоторых степеней свободы. В условиях депривации, когда ребенку запрещено развивать свою автономию и самоконтроль, ребенок испытывает стыд или гнев к самому себе. Это случается в тех ситуациях, когда родители слишком сильно опекают ребенка или не прислушиваются к его потребностям.
Тогда ребенок, вместо уверенности
в себе и налаживания отношений
с окружением думает, что остальные
внимательно разглядывают его, подозревают
и не одобряют. Ребенок ощущает
«глаза мира», наблюдающие за ним
и осуждающие его и пытается заставить
мир отвернуться от него или хочет
сам стать невидимкой. Но так как
это нереально у ребенка
Дошкольный возраст, а именно третью стадию, Эриксон назвал возрастом игры. Ребенок начинает познавать окружающий мир, строит в игре взаимоотношения как у взрослых, моментально учится всему. Здесь основной фактор формирования инициативности сильно зависит от отношения родителей к волеизъявлениям ребенка. Дети, самостоятельность которых приветствуется, ощущают поддержку своей активности. В условиях депривации, когда родители запрещают детям самостоятельно принимать решения или наказывают их за это, главную роль начинает играть чувство вины у детей. Тогда ребенок становится агрессивным, он не может защитить себя. В окружении ровесников этими детьми, как правило, легко манипулировать. Им не хватает уверенности в себе, чтобы ставить перед собой реальные задачи и выполнять их. На этой ступени наступает половая идентификация, и ребенок осваивает конкретный шаблон поведения, мужской или женский. Младший школьный возраст - предпубертатый, т.е. перед половым созреванием. В это время разворачивается четвертая стадия, связанная с воспитанием в детях трудолюбия, освоением новых знаний и умений. Для этого периода характерен рост способностей к логическому мышлению и самосовершенствованию, а также умение сотрудничать со сверстниками по правилам. Познание основ трудового и социального опыта дает шанс ребенку заслужить уважение окружающих и обрести ощущение компетентности, у ребенка прогрессирует трудолюбие. Если же результаты не высоки, он тяжело переживает свою некомпетентность, бездарность, неловкое положение среди сверстников и чувствует себя посредственным. Вместо чувства компетентности образуется чувство недостаточности, которое может убить желание учиться далее. Кроме того чувство неполноценности может появиться в такой ситуации, когда дети понимают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а совсем не их уровень интеллекта и трудолюбие, основывают их личностную значимость и достоинство.
Информация о работе Этапы развития личности по Эрику Эриксону