Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:38, реферат
Доверие и недоверие
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Период начального школьного обучения - это так же начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями каких-либо профессий.
И здесь Эриксон подчеркивает,
существенна не только успеваемость
в школе, но и поиск личных и
коллективных целей, что является базой
плодотворного участия в
Старший подростковый
возраст и ранняя юность образу
1. Юношам и девушкам
следует чувствовать себя
2. Окружающие также должны
чувствовать тождественность и
целостность в личности, т.е. поддержка
укрепившегося представления
3. Уверенность молодых
людей должна возрасти от того,
что внутренние и внешние
Однако есть ряд причин, которые значительно тормозят развитие идентичности:
1. Влияние тех социальных групп, с которыми подростки себя ассоциируют (кинозвезды, артисты и т.д.). Это подавляем саму личность, и ограничивает идентичность.
2. Поиск идентичности может
быть достаточно затруднен для
конкретных групп общества: например,
для женщин, когда их рассматривали
как людей второго сорта,
3. Резкие социальные, политические
и технологические повороты
Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону
Опубликовано Admin в Чт, 05/17/2012 - 17:52
Рассмотрим выделенные Эриксоном
психосоциальные стадии развития личности,
стадии жизни.
1. Младенчество: базальное доверие / базальное
недоверие. Первая психосоциальная стадия
— от рождения до конца первого года —
соответствует оральной стадии, по Фрейду.
В этот период закладываются основы здоровой
личности в виде общего чувства доверия,
«уверенности», «внутренней определенности».
Главным условием выработки чувства доверия
к людям Эриксон считает качество материнской
заботы — способность матери так организовать
жизнь своего маленького ребенка, чтобы
у него возникло ощущение последовательности,
преемственности, узнаваемости переживаний.
Младенец со сложившимся чувством базового
доверия воспринимает свое окружение
как надежное и предсказуемое; он может
переносить отсутствие матери без чрезмерного
страдания и тревоги по поводу «отделения»
от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности
появляется, если мать ненадежна, несостоятельна,
отвергает ребенка; оно может усилиться
тогда, когда ребенок перестает быть для
матери центром ее жизни, когда она возвращается
к тем занятиям, которые оставила на время
(скажем, возобновляет прерванную карьеру
или рожает следующего ребенка). Способы
обучения доверию или подозрительности
в разных культурах не совпадают, но универсален
сам принцип: человек доверяет социуму,
исходя из меры доверия к матери.
Эриксон показывает огромное значение
механизма ритуализации уже в младенчестве.
Главный из ритуалов — взаимное узнавание,
который сохраняется всю последующую
жизнь и пронизывает все отношения с другими
людьми.
Надежда (оптимизм в отношении своего
культурного пространства) — это первое
положительное качество Эго, приобретаемое
в результате успешного разрешения конфликта
«доверие — недоверие».
2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение.
Этот период продолжается от одного до
трех лет и соответствует анальной стадии,
по Фрейду. Биологическое созревание создает
основу для появления новых возможностей
самостоятельного действия ребенка в
целом ряде областей (например, стоять,
ходить, карабкаться, умываться, одеваться,
есть). С точки зрения Эриксона, столкновение
ребенка с требованиями и нормами общества
происходит далеко не только при приучении
ребенка к горшку, родители должны постепенно
расширять возможности самостоятельного
действия и реализации самоконтроля у
детей. Идентичность ребенка на этой стадии
может быть обозначена формулой: «Я сам»
и «Я — то, что я могу».
Разумная дозволенность способствует
становлению автономии ребенка. В случае
постоянной чрезмерной опеки или же, напротив,
когда родители ожидают от ребенка слишком
многого, того, что лежит за пределами
его возможностей, у него возникает переживание
стыда, сомнение и неуверенность в себе,
приниженность, слабоволие.
Таким образом, при удачном разрешении
конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль,
а при негативном исходе — слабоволие.
Важным механизмом на этом этапе является
критическая ритуализация, опирающаяся
на конкретные примеры добра и зла, хорошего
и плохого, разрешенного и запрещенного,
красивого и безобразного.
3. Возраст игры: инициативность / вина.
В дошкольном периоде, который Эриксон
называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет,
разворачивается конфликт между инициативой
и виной. Дети начинают интересоваться
различными трудовыми занятиями, пробовать
новое, контактировать со сверстниками.
В это время социальный мир требует от
ребенка активности, решения новых задач
и приобретения новых навыков, у него появляется
дополнительная ответственность за себя,
за более младших детей и домашних животных.
Это возраст, когда главным чувством идентичности
становится «Я — то, что я буду».
Складывается драматическая (игровая)
составляющая ритуала, с помощью которой
ребенок воссоздает, исправляет и научается
предвосхищать события. Инициативность
связана с качествами активности, предприимчивости
и стремлением «атаковать» задачу, испытывая
радость от самостоятельного движения
и действия. На этой стадии ребенок легко
идентифицирует себя со значимыми людьми
(не только с родителями), с готовностью
поддается обучению и воспитанию, ориентируясь
на конкретную цель. На этой стадии в результате
принятия социальных запретов формируется
Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.
Родители, поощряя энергичные и самостоятельные
начинания ребенка, признавая его права
на любознательность и фантазию, способствуют
становлению инициативности, расширению
границ независимости, развитию творческих
способностей.
Близкие взрослые, жестко ограничивающие
свободу выбора, чрезмерно контролирующие
и наказывающие детей, вызывают у них слишком
сильное чувство вины. Дети, охваченные
чувством вины, пассивны, скованны и в
будущем мало способны к продуктивному
труду.
4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность.
Четвертый психосоциальный период соответствует
латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество
с родителем своего пола уже преодолено.
В возрасте от 6 до 12 лет выход ребенка
за пределы семьи и начинается систематическое
обучение, в том числе приобщение к технологической
стороне культуры. Универсальным в концепции
Эриксона признается именно стремление
и восприимчивость к обучению чему-то,
что значимо в рамках данной культуры
(умению обращаться с инструментами, оружием,
ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).
Термин «трудолюбие», «вкус к работе»
отражает основную тему данного периода,
дети в это время поглощены тем, что стремятся
узнать, что из чего получается и как оно
действует. Эго- идентичность ребенка
теперь выражается так: «Я — то, чему я
научился».
Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам
осознанной дисциплины, активного участия.
Связанный со школьными порядками ритуал
— совершенство исполнения. Опасность
этого периода состоит в появлении чувства
неполноценности, или некомпетентности,
сомнения в своих способностях или в статусе
среди сверстников.
5. Юность: эго - идентичность / ролевое
смешение. Юность, пятая стадия в схеме
жизненного цикла Эриксона, считается
самым важным периодом в психосоциальном
развитии человека: «Юность — это возраст
окончательного установления доминирующей
позитивной Эго. Именно тогда будущее,
в обозримых пределах, становится частью
сознательного плана жизни». Эриксон уделил
очень большое внимание подростковому
и юношескому возрасту, считая его центральным
в формировании психологического и социального
благополучия человека. Уже не ребенок,
но еще и не взрослый (от 12 — 13 лет до примерно
19—20 в американском обществе), подросток
сталкивается с новыми социальными ролями
и связанными с ними требованиями. Подростки
оценивают мир и отношение к нему. Они
размышляют, могут придумывать идеальную
семью, религию, философскую систему, общественное
устройство.
Осуществляется стихийный поиск новых
ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда
я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка
состоит в том, чтобы собрать воедино все
имеющиеся к этому времени знания о самих
себе (какие они сыновья или дочери, студенты,
спортсмены, музыканты и т.д.) и создать
единый образ себя (эго- идентичность),
включающий осознание как прошлого, так
и предполагаемого будущего. Восприятие
себя молодым человеком должно подтверждаться
опытом межличностного общения.
Ритуализация становится импровизационной.
Кроме того, в ней вычленяется идеологический
аспект. Согласно Эриксону, идеология
— это неосознанный набор ценностей и
посылок, отражающий религиозное, научное
и политическое мышление той или иной
культуры. Идеология предоставляет молодым
людям упрощенные, но четкие ответы на
главные вопросы, связанные с конфликтом
идентичности.
Резкие социальные, политические и технологические
изменения, неудовлетворенность общепринятыми
социальными ценностями Эриксон рассматривает
как фактор, который также может серьезно
мешать развитию идентичности, способствуя
возникновению чувства неопределенности,
тревоги и разрыва связей с миром. Подростки
испытывают пронзительное чувство своей
бесполезности, душевного разлада и бесцельности,
иногда кидаются в сторону «негативной»
идентичности, делинквентного (отклоняющегося)
поведения. В случае негативного разрешения
кризиса возникает «ролевое смешение»,
расплывчатость идентичности у индивидуума.
Кризис идентичности, или ролевая спутанность,
приводит к неспособности выбрать карьеру
или продолжить образование, иногда к
сомнениям в собственной половой идентичности.
Причиной этого может быть и чрезмерная
идентификация с популярными героями
(кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами)
или представителями контркультуры (революционные
лидеры, «бритоголовые», делинквентные
личности), вырывающая «расцветающую идентичность»
из ее социального окружения, тем самым
подавляющая и ограничивающая ее.
Положительное качество, связанное с успешным
выходом из кризиса периода юности, —
это верность, т.е. способность сделать
свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться
верным взятым на себя обязательствам,
принять общественные устои и придерживаться
их.
6. Молодость: достижение близости / изоляция.
Шестая психосоциальная стадия продолжается
от поздней юности до ранней зрелости
(от 20 до 25 лет), обозначает формальное
начало взрослой жизни. В целом это период
получения профессии («устройства»), ухаживания,
раннего брака, начала самостоятельной
семейной жизни.
Эриксон использует термин интимность
(достижение близости) как многоплановый,
но главное при этом — поддержание взаимности
в отношениях, слияние с идентичностью
другого человека без опасения потерять
самого себя. Именно этот аспект интимности
Эриксон рассматривает как необходимое
условие прочного брака.
Главная опасность на этой психосоциальной
стадии заключается в излишней поглощенности
собой или в избегании межличностных отношений.
Неспособность устанавливать спокойные
и доверительные личные отношения ведет
к чувству одиночества, социального вакуума
и изоляции.
Положительное качество, которое связано
с нормальным выходом из кризиса «интимность
/ изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает
важность романтической, эротической,
сексуальной составляющих, но рассматривает
истинную любовь и близость шире — как
способность вверять себя другому человеку
и оставаться верным этим отношениям,
даже если они потребуют уступок или самоотречения,
готовность разделить с ним все трудности.
Этот тип любви проявляется в отношениях
взаимной заботы, уважения и ответственности
за другого человека.
7. Зрелость: продуктивность / инертность.
Седьмая стадия приходится на средние
годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная
проблема — выбор между продуктивностью
и инертностъю. Продуктивность выступает
как забота более старшего поколения о
тех, кто придет им на смену, — о том, как
помочь им упрочиться в жизни и выбрать
верное направление. Хороший пример в
данном случае — чувство самореализации
у человека, связанное с достижениями
его потомков.
Если у взрослых людей способность к продуктивной
деятельности настолько выражена, что
преобладает над инертностью, то проявляется
положительное качество данной стадии
— забота.
Те взрослые люди, кому не удается стать
продуктивными, постепенно переходят
в состояние поглощенности собой, когда
основной предмет заботы — их собственные,
личные потребности и удобства. Эти люди
не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь
потворствуют своим желаниям. С утратой
продуктивности прекращается функционирование
личности как деятельного члена общества,
жизнь превращается в удовлетворение
собственных нужд, обедняются межличностные
отношения. Это явление — «кризис старшего
возраста» — выражается в чувстве безнадежности,
бессмысленности жизни.
8. Старость: целостность эго / отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия (от
65 лет до смерти) завершает жизнь человека.
Практически во всех культурах этот период
знаменует начало старости, когда человека
одолевают многочисленные нужды: приходится
приспосабливаться к тому, что убывает
физическая сила и ухудшается здоровье,
привыкать к более скромному материальному
положению и уединенному образу жизни,
адаптироваться к смерти супруга и близких
друзей, а также к установлению отношений
с людьми своего возраста. В это время
фокус внимания человека сдвигается от
забот о будущем к прошлому опыту, люди
оглядываются назад и пересматривают
свои жизненные решения, вспоминают о
своих достижениях и неудачах. Эриксона
интересовала эта внутренняя борьба, этот
внутренний процесс переосмысления собственной
жизни.
По убеждению Эриксона, для этой последней
фазы жизни характерен не столько новый
психосоциальный кризис, сколько суммирование,
интеграция и оценка всех прошлых стадий
развития Эго: «Только у того, кто каким-то
образом заботился о делах и людях, кто
переживал триумфы и поражения в жизни,
кто был вдохновителем для других и выдвигал
идеи — только у того могут постепенно
созревать плоды семи предшествовавших
стадий. Я не знаю лучшего определения
для этого, чем эго-интеграция (целостность)».
Чувство интеграции Эго основывается
на способности человека оглядеть всю
свою прошлую жизнь (включая брак, детей
и внуков, карьеру, достижения, социальные
отношения) и смиренно, но твердо сказать
себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти
больше не страшит, поскольку такие люди
видят продолжение себя или в потомках,
или в творческих достижениях. Эриксон
полагает, что только в старости приходит
настоящая зрелость и полезное чувство
«мудрости прожитых лет». Но в то же время
он отмечает: «Мудрость старости отдает
себе отчет в относительности всех знаний,
приобретенных человеком на протяжении
жизни в одном историческом периоде. Мудрость
— это осознание безусловного значения
самой жизни перед лицом самой смерти».
На противоположном полюсе находятся
люди, относящиеся к своей жизни как к
череде нереализованных возможностей
и ошибок. Теперь, на закате жизни, они
осознают, что уже слишком поздно начинать
все сначала или искать какие-то новые
пути, чтобы ощутить целостность своего
Я. Недостаток или отсутствие интеграции
проявляется у этих людей в скрытом страхе
смерти, ощущении постоянной неудачливости
и озабоченности тем, что «может случиться».
Эриксон выделяет два преобладающих типа
настроения у раздраженных и негодующих
пожилых людей: сожаление о том, что Жизнь
нельзя прожить заново, и отрицание собственных
недостатков и дефектов путем проецирования
их на внешний мир.
В книге «Жизненная вовлеченность в старости»
(1986), написанной в соавторстве, Эриксон
рассуждает о путях оказания помощи пожилым
людям в достижении чувства эго-интеграции.
Книга основана на изучении историй многих
людей в возрасте старше семидесяти лет.
Эриксон прослеживал истории их жизни,
анализировал, как они справлялись с жизненными
проблемами на предыдущих стадиях. Он
приходит к выводу о том, что пожилые люди
должны участвовать в таких видах деятельности,
как воспитание внуков, политика, оздоровительные
физкультурные программы, если они хотят
сохранить жизнеспособность в преддверии
снижения физических и психических способностей.
Коротко говоря, Эриксон настаивает на
том, что если пожилые люди заинтересованы
в сохранении целостности своего Я, то
они должны гораздо больше делать, чем
просто размышлять о прошлом.
Модель психосоциального развития личности
представляет значительный интерес для
психологии личности и возрастной психологии.
Несмотря на некоторую абстрактность
основных понятий и положений теории,
идеи Эриксона получили широкую известность,
дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям
(например, работам Д. Марсиа по изучению
предпосылок и последствий формирования
идентичности у подростков), нашли практическое
применение в области индивидуального
и профессионального консультирования,
в сфере образования и социальной работы.
Используемая литература
1. Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности.
Основные положения, исследования и применение».
3-е международное издание. «Питер», 2005г.
2. С. Клинингер «Теории личности. Познание
человека». 3-е из. «Питер», 2005г.
3. Г. А. Андреева «Психология социального
познания». «Аспект Пресс». М., 2008г.
4. Ю. Н. Кулюткин «Личность. Внутренний
мир и самореализация. Идеи, концепции,
взгляды». «Тускарора». СПб, 1996г.
5. Л. Ф. Обухова «Детская (возрастная) психология».
Учебник. М., «Юрайт». 2013г.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис
/ пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых.
— М.: Прогресс, б.г. (2006).
7. Э. Элкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий
человеческой жизни . [Пер. с. англ.] — М.:
Когито-центр, 2009.
8. Интернет – материалы.
Информация о работе Этапы развития личности по Эрику Эриксону