Этические нормы
практического психолога
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Этические проблемы
работы психолога.
2. Основные принципы
работы практического психолога.
3. Этические стандарты
психолога.
4. Этические нормы
профконсультанта службы занятости.
5. Список использованной
литературы.
1. Этические проблемы
работы психолога.
Последствия общения
с консультантом имеют большую
личностную значимость для клиента.
Каким будет вмешательство консультанта
- развивающим или разрушающим
личность клиента - зависит от соблюдения
им этических принципов профессиональной
деятельности.
В своей работе практический
психолог сталкиваеися с так называемыми
этическими проблемами и “соблазнами”.
Наиболее типичные из них представлены
ниже:
1. Соблазн власти.
Известно, что у психолога имеется
много возможностей сделать людей
зависимыми от себя. Плохо, когда
власть над поступками и действиями
других людей становится для
кого-то самоцелью.
2. Проблема ответственности
психолога. В отличие от ответственности
обычных людей (неспециалистов),
психолог не должен всю ответственность
брать на себя. Его задача более
сложная - постепенно сформировать
чувство и готовность к ответственности
у консультируемых клиентов. Сам
же консультант отвечает за
саму организацию такой помощи,
но не за принимаемые решения
- это право (и ответственность)
принадлежит клиенту как субъекту
самоопределения.
3. Соблазн самокрасования
на работе, когда консультант использует
свою профессию скорее для демонстрации
своих достоинств, чем для помощи обращающимся
к нему людей. Но, с другой стороны, вообще
не производить никакого впечатления
на клиента (не уметь нравиться ему) тоже
нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении
“производить впечатление” найти такую
меру, которая не превратила бы консультацию
в театр одного актера и позволила бы максимально
проявить себя и консультируемому клиенту.
4. Соблазн следования
“методическим модам”, когда в
погоне за самыми последними
новинками в практической психологии
консультант тратит массу времени
на ознакомительное знакомство
с новыми методиками и по-настоящему
не успевает освоить ни одну
из них. Но, с другой стороны,
консультанты, действительно, не
должны отставать от последних
новинок. Вероятно, здесь требуется
определенная мера.
5. Проблема “денег-подарков”
за оказываемые консультационные
услуги. При анализе данной проблемы
часто вспоминают об экспериментах
(большей частью из области
психиатрии и психотерапии), “доказывающих”
большую эффективность платных
услуг, когда клиент, заплатив
немалые деньги, более ответственно
относится проводимой с ним
работе. Но вот как пишет об
этом в свое известной книге
“Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор”
Э.Шостром: “...в бизнесе личность - это
уже не столько личность, сколько машина
для делания денег. Когда психотерапевт
становится бизнесменом, ему невозможно
удержаться от овеществления своего клиента
(1992, с. 126). Но, как признается сам Э.Шостром,
ему тоже “нужно кормить семью”, поэтому
он “вынужден брать со своих клиентов
гонорары”. Чтобы как-то успокоить себя,
он пишет далее: “Вы платите не за любовь
внимание, которое я вам оказываю, вы платите
компенсацию за потраченное на вас время”,
которого “у меня существенно меньше,
чем душевной теплоты и любви к человечеству”.
Но тут же он добавляет, что “бизнесмен
в отношении своих потребителей исповедует
похожую философию (Шостром, 1992, с. 127).
6. Проблема чрезмерного
экспериментирования, когда консультанту
в какой-то момент захочется
обобщить свой опыт и написать
научную статью (или сделать диссертацию).
Можно не заметить, как клиенты
из живых людей со своими
проблемами могут превратиться
для психолога-экспериментатора
в “статистический материал”,
и помощь в решении их проблем
уйдет на второй план. Естественно,
психолог-практик не должен отказываться
от научного поиска и экспериментирования,
но приоритетом все-таки должна
оставаться консультационная помощь.
7. Соблазн работать
“вразнос”, забывая о своем
здоровье и об интересах своих
родных и близких. Например, психолог,
чтобы не показаться “черствым”, всем
раздает свой телефон, постоянно, даже
в праздничные дни, устраивает дополнительные
встречи со своими клиентами, которым,
быть может, действительно, больше не с
кем общаться и т.п. Нередко отсутствие
элементарной психогигиены труда психолога-практика
приводит его самого в психиатрическую
больницу. Примечательно, что с синдромом
“эмоционального сгорания” педагога
одни авторы (Х.ДжФрейденберг, К.Кондо)
связывают его самозабвенность в работе,
чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие
авторы (Е.Махер), наоборот, с авторитаризмом
и низким уровнем эмпатии (Форманюк, 1994,
с. 61). Как говорила на своих лекциях известный
психотерапевт А.С.Спиваковская, консультант
не должен глубоко погружаться в проблемы
клиента, если он не обеспечил свои “тылы”,
которые позволили бы ему выйти из проблем
консультируемого человека и вернуться
в свое нормальное состояние.
8. Соблазн спекуляции
на отсутствии общепринятых критериев
оценки эффективности консультационной
работы. Как известно, консультация
по сути своей чаще всего
прогностична, то есть ориентирована в
будущее и полноценно оценить качество
работы консультанта часто можно лишь
спустя много времени (оперативные показатели
эффективности, то есть данные наблюдения,
самоотчеты клиентов, мнения экспертов
и т.п. носят частичный характер). Не помогают
здесь и показатели эффективности, используемые
в научных работах и диссертациях, поскольку
часто они бывают сложны в использовании
и отражают лишь отдельные (исследуемые)
аспекты самоопределения.
Поэтому кто-то из консультантов,
сославшись на отсутствие четких критериев
эффективности, может работать недобросовестно
и заявлять, что только “время покажет”,
насколько качественна их помощь клиенту.
Отсюда, одной из важнейших становится
проблема профессиональной совести психолога-консультанта.
10. Проблема “позднего
прозрения” клиента может возникнуть
при работе с клиентами, которые
захотят осмыслить какой-то важный
этап своей жизни или всю
жизнь в целом. Если консультант
покажет такому клиенту, что
многое из содеянного человеком
на самом деле никчемно и
даже преступно, то этим он
может нанести клиенту большую
душевную травму, после которой
человек окажется в глубоком
кризисе. Вероятно, вести с клиентами
откровенный разговор на такие
темы можно лишь тогда, когда
консультант будет уверен в
способности человека пережить подобную
правду.
11. Проблема “сапожника
без сапог”. Имеет ли право
консультант, сам до конца не
самоопределившийся в жизни, помогать
самоопределяться другим людям?
С другой стороны, имеет ли
право консультант помогать другим,
сам никогда не испытывая сложностей
профессионального и личностного
самоопределения? - Вероятно, ответ
и здесь находится где-то посередине.
Но в любом случае, консультант,
при работе с конкретным клиентом,
должен на время отодвинуть
в сторону свои проблемы и
сосредоточиться на проблемах
клиента.
12. Проблема отсутствия
на данный момент в стране
общепризнанных идеалов личностного
и профессионального самоопределения.
Известно, что одной из существенных
характеристик подросткового возраста
(и не только подросткового)
является подражание другим, стремление
влить на кого-то, перенимать его
лучшие, с точки зрения клиента,
качества. Если раньше в России
были свои герои и общепризнанные
таланты, на которых равнялось
много молодых людей, то сейчас
большинство из них дискредитировано,
а новые “герои”, типа “новых
русских” уже превращаются в
героев анекдотов и часто ассоциируются
в сознании большинства людей
с преступной деятельностью. Простая
констатация и даже осознание
существующих этических проблем
не может удовлетворить психологов-практиков,
которые сами часто требуют
способов разрешения этих проблем.
Однако сам этический
характер данных проблем достаточно
деликатен, поэтому было бы самообманом
просто вооружить психологов готовыми
рецептами поведения в сложных
этических ситуациях. Внутренняя активность
и профессионализм самих консультантов
должны проявляться и в том, чтобы
уметь самостоятельно находить ответы
на сложные нравственные вопросы
и достойно поступать в уникальных
ситуациях, для которых нет и не может
быть каких-то единых рецептов.
2. Основные принципы
работы практического психолога.
Рассмотрим основные
принципы работы психолога. Часть из
них очевидна и является общепринятым
стандартом поведения человека в
обществе, а часть определяется спецификой
профессиональной деятельности психолога.
Очевидные принципы
можно обозначить такими правилами,
как “не дерись с клиентом”, “не
плюй в клиента”, “не убивай клиента”,
“не наноси ему увечий”, “не
проводи консультацию в пьяном виде
или в нижнем белье” и т.п. Такого
рода правила являются само собой
разумеющимися и их должен знать
и выполнять любой воспитанный
человек (в этом смысле данные правила
являются даже банальными). Но, к сожалению,
иногда и эти правила кто-то редко, но нарушает,
поэтому их выделение все-таки правомерно.
Рассмотрим традиционные
(этические) принципы консультирования.Хотя
этические принципы еще не сформулированы
для профконсультанта, психотерапевта,
практического психолога и социального
работника в общепринятом виде, но попытки
их выделения имеются (см. Фирсов, 1993; Климов,
1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам,
1990; Пряжников, 1994). В самом обобщенном
виде можно выделить следующие принципы:
1. Не навреди!
Или принцип ненанесения ущерба
испытуемому. Организация работы психолога
должна быть такой, чтобы ни ее процесс,
ни ее результаты не наносили ущерба его
здоровью, состоянию или социальному положению.
2. Не оценивай! Поскольку
вообще без оценок (в том числе,
и положительных) работать немыслимо,
иногда этот принцип уточняют:
не навешивай ярлыков! Но можно
было бы сказать еще проще:
не произноси отрицательных оценок
вслух!
3. Принцип беспристрастности
психолога. Недопустимо предвзятое
отношение к испытуемому, какое
бы субъективное впечатление
он ни производил своим видом,
юридическим и социальным положением.
4. Принцип осведомленного
согласия. Необходимо извещать испытуемого
об этических принципах и правилах
психологической деятельности.
5. Принимай человека
таким, каков он есть. Этот принцип
нуждается в особом комментарии.
Л.А.Петровская, анализируя подходы К.Роджерса,
пишет: “Когда у Роджерса речь идет о такой
установке терапевта, как “безусловное
позитивное принятие”, следует иметь
в виду что она относится к чувствам “клиента”
и отнюдь не предполагает одобрения всего
его поведения. Имеется в виду признание
права на какую угодно гамму собственных
чувств без риска потерять уважение психолога,
терапевта” (Петровская, 1982, с. 36).
6. Принцип конфиденциальности,
то есть сохранения профессиональной
тайны. Материал, полученный психологом
в процессе его работы с
испытуемым на основе доверительных
отношений, не подлежит сознательному
или случайному разглашению и
должен быть представлен таким
образом, чтобы он не мог
скомпрометировать ни испытуемого,
ни заказчика, ни психолога,
ни психологическую науку.
7. Уважай своих
коллег по работе, их право
на профессиональное творчество
и самостоятельный выбор методов
работы. Критика и дискуссии должны
проводиться аргументировано и
тактично. Недопустимым является
выяснение отношений между коллегами
и сотрудниками в присутствии
клиентов.
8. Принцип профессиональной
компетентности: не передавай сложные
психологические методики неподготовленным
специалистам и сам не используй
методики, которыми в должной
степени не владеешь. Психолог
имеет право браться за решение
только тех вопросов, по которым
он профессионально осведомлен
и наделен соответствующими правами
и полномочиями выполнения психокоррекционных
или других воздействий.
9. Соблюдай меру
взаимного откровения с клиентом,не
позволяй ему рассказывать о себе самые
сокровенные свои тайны (у каждого человека
всегда должен оставаться хоть небольшой
тайничок души, недоступный никому), а
также сам сохраняй некоторую дистанцию
с клиентом, иначе можно потерять его уважение
и доверие.
10. Не отнимай
у клиента права самому отвечать
за свои права и поступки.
11. Не выставляй
свои знания напоказ, стремись
помогать клиенту сначала самостоятельно
формулировать те или иные положения и
выводы. Конкретно этот принцип может
проявляться хотя бы в том, что психолог
должен мгновенно замолкать каждый раз,
когда клиент захочет что-то сказать, даже
тогда, когда сам психолог “еще не договорил”
и тогда, когда клиент хочет сказать “какую-то
глупость”...
12. Принцип добровольности
участия в психологических процедурах.
Психолог исходит из уважения
личного достоинства, прав и
свобод, провозглашенных и гарантированных
Конституцией Российской Федерации.
Работа допускается только после
получения согласия испытуемого
в ней участвовать.
13. Принцип безопасности
применяемых методик. Психолог
применяет только такие методики
исследования, которые не являются
опасными для здоровья испытуемого.
14. Принцип предупреждения
неправильных действий заказчика. Психолог
информирует испытуемого о характере
передаваемой заказчику информации и
делает это только после получения согласия
испытуемого.
15. Принцип сотрудничества
психолога и заказчика. Психолог
обязан уведомить заказчика о
реальных возможностях современной
психологической науки в области
поставленных заказчиком вопросов, о пределах
своей компетентности и границах своих
возможностей.
16. Принцип профессионального
общения психолога и испытуемого.
Психолог должен владеть методами
психодиагностической беседы, наблюдения,
психологического воздействия на
таком уровне, который позволял
бы, с одной стороны, эффективно
решать поставленную задачу, а
с другой - поддерживать у испытуемого
чувство удовлетворения от общения
с психологом. Выполнять психотерапевтическую
работу с больным разрешается
только при наличии специализации
по медицинской психологии, полученной
в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.
17. Принцип обоснованности
результатов исследований психолога.
Психолог формулирует результаты
исследования в терминах и
понятиях, принятых в психологической
науке.
18. Принцип адекватности
методик. Применяемые методики
должны быть адекватны целям
исследования, возрасту, полу, образованию,
состоянию испытуемого, условиям
эксперимента.