Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа
Цель работы – изучение этнических стереотипов городских и сельских старшеклассников.
Задачи:
Рассмотреть:
- теоретические проблемы этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии;
- понятие социальных стереотипов в современной социальной психологии;
- понятие этнических стереотипов в современной науке;
- этнические стереотипы старшеклассников;
- этнические стереотипы городских и сельских школьников.
Введение 3
1 Теоретические проблемы этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии 4
1.1 Теоретические подходы к проблеме этнического в отечественной и зарубежной психологии 4
1.2 Понятие социальных стереотипов в современной социальной психологии 17
1.3 Понятие этнических стереотипов в современной науке 25
1.4 Этнические стереотипы старшеклассников 31
1.5 Этнические стереотипы городских и сельских школьников 35
Заключение 39
Список литературы 41
Бэр выступал за сравнительное изучение этнической специфики людей. Его теоретические взгляды были в то же время весьма своеобразными. В частности, при изучении источников происхождения этнических особенностей отдельных народов он предлагал обращать особое внимание на зависимость между этнопсихологическими, расовыми признаками народа и политическими учреждениями государства. В целом же в постановке задач исследования этнических характеристик народов он опередил своих заграничных коллег.
Формировавшиеся продолжительное время устойчивые и своеобразные теоретические и практические этнопсихологические, взгляды ученых и общественных деятелей России, их настоятельные рекомендации и пожелания относительно необходимости изучения и учета обычаев, нравов, традиций представителей ее многочисленных народов к концу 40-х — началу 50-х гг. XIX в. вызвали к жизни обширные прикладные исследования их психологии. Последние по своей масштабности, охвату изучаемых этносов и особенно по достигнутым результатам не только были первыми подобного рода исследованиями в мире, но и до сих пор не потеряли своей значимости.
В середине 40-х гг. XIX в. в
Русском географическом обществе К.
М. Бэр, К. Д. Кавелин, Н. И. Надеждин создали
этнографическое отделение, сформулировали
основные принципы этнографической
науки и психологической
В Санкт-Петербург из различных уголков России стали поступать результаты исследования многочисленных народов страны: в 1851 г. — 700 рукописей, в 1852 г. — 1290, в 1858 г. — 612 и т.д. На основании их в Академии наук осуществлялись осмысление и обобщение полученных данных, составлялись научные отчеты, содержавшие и психологический раздел, в котором сопоставлялись национально-психологические особенности сначала малороссов, великороссов и белороссов, а затем и представителей других этнических общностей. С различной интенсивностью эта деятельность продолжалась и дальше. В результате к концу XIX в. был накоплен внушительный банк этнографических и этнопсихологических характеристик большинства народов России.
Результаты этих исследований
были опубликованы. В 1878 —1882, 1909, 1911, 1915
гг. в Санкт-Петербурге в издательствах
«Досуг и дело», «Природа и люди»,
«Кнебель» вышло большое
С середины XIX в. перед российским
обществом особо встал и вопрос
осознания и описания своих национально-
Осмысливая слабости русского национального характера, ученые начали задумываться и о его положительных чертах. Наибольшее внимание исследователи уделяли проблеме развития чувств, морали, религии русского народа, так как именно эти феномены, по признанию многих, лежали в основе его миросозерцания. Среди положительных черт национальной психологии русских выделялись такие характеристики, как доброта, сердечность, открытость русских людей, их бессребреничество, предпочтение духовных благ земным, материальным.
При этом многие ученые утверждали,
что положительные качества являются
как бы оборотной стороной отрицательных,
поэтому они неотделимы от последних.
Вместе с тем положительные черты
психологии русских понимались не как
качества, компенсирующие недостатки,
а как их продолжение, что узаконивало
место негативных характеристик
в структуре русского национального
характера и снимало все
Вклад в изучение психологии русского человека внесли В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. О. Ключевский.
Философ В.С.Соловьев (1853 — 1900)
пришел к выводу, что понять своеобразие
национального характера
Способ, с помощью которого Соловьев попытался определить специфику национальных идеалов и национального характера, очень прост. Логика его заключалась в следующем: если какой-либо народ пожелает похвалить свою нацию, то он хвалит ее за то, что ему близко, за то, что для него важно и значимо, тем самым в самой похвале отражая некие, самые существенные основания, по которым можно судить о существующих в обществе ценностях и идеалах.
Концепция Соловьева, безусловно,
была интересна и прогрессивна для
его времени, но тогда еще не было
сегодняшних методик изучения социальных
установок и ценностных ориентации
людей, с помощью которых можно
выявлять устойчивые характеристики национальной
психики экспериментальным
Философ и историк Н. А. Бердяев (1874—1948) также уделил много внимания изучению и объяснению своеобразия национальной психологии русских.
Особенности «души России»
(терминология Бердяева), отличающейся,
согласно его взглядам, таинственностью,
мистичностью и иррациональностью,
проявляются по-разному. Так, с одной
стороны, русский народ самый
аполитичный, «безгосударственный» народ
в мире, но в то же время в России
до 1917г. была создана одна из самых
мощных государственных
Одной из важнейших и отличительных черт русской души Бердяев называл ее «бытовую свободу», отсутствие мещанства, погони за прибылью и страсти к наживе, благосостоянию, столь характерных для стран Запада. В этом смысле тип странника, искателя Божьей правды, смысла жизни, не связанного земными делами и заботами, представлялся ученому наиболее естественным состоянием русской души. Однако и в этом отношении русский дух все же не реализовывал себя в естественной форме. Более того, обогащение одних за счет других, наличие купцов-стяжателей, чиновников и крестьян, ничего не желающих, кроме земли, присутствие тотального консерватизма, инертности и лени свидетельствуют о том, что исконные черты русской души подвергаются деформации, заменяются иными, противоположными, в корне чуждыми и ее характеру, и собственной природе ценностями.
Конечно, многие взгляды Бердяева были противоречивы и субъективны, однако его подход к констатации и анализу состояний русской души, черт национального характера поражает своей глубиной и многогранностью, вызывает интерес этнопсихологов.
Историк В. О. Ключевский (1841 —1911), в свою очередь, подчеркивал, что психологию русского человека нельзя понять, не изучив природных, социальных и экономических условий его развития, которые породили в национальном характере россиян совершенно своеобразные, часто противоречивые, но в то же время взаимно дополняющие друг друга качества: чувство риска, склонность пытать счастье, надеяться на удачу и осмотрительность и расчетливость, умение положиться на свои собственные силы, уклончивость и неровность поведения.
Значительный вклад в развитие этнопсихологии в России внес А. А. Потебня (1835 —1891) — филолог-славист, разрабатывавший вопросы теории языкознания и национального фольклора. В отличие от направления исследований других русских ученых, предметом изучения которых был национальный характер, описание национальной психологии представителей той или иной этнической общности, он стремился раскрыть и объяснить механизмы формирования этнопсихологической специфики мышления. Его фундаментальный труд «Мысль и язык», а также статьи «Язык народов» и «О национализме» содержали глубокие и новаторские идеи и наблюдения, позволяющие понять природу и специфику проявления интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей.
По мнению Потебни, главным
не только этнодифференцирующим, но и
этноформирующим признаком
Развивая в последующем
свои положения, Потебня пришел к
целому ряду важных выводов, согласно
которым: а) утрата народом своего языка
равносильна его
К концу XIX в., таким образом,
наше государство пришло с конкретными
результатами в развитии этнической
психологии. Была разработана достаточно
прогрессивная и убедительная для
того времени теоретическая и
методологическая основа для осмысления
сущности и своеобразия национально-
Это позволило российским
ученым начать эффективное изучение
национально-психологических
1.2 Понятие социальных стереотипов в современной социальной психологии
В результате социального познания людей и категоризации социальных явлений создаются специальные психологические образования — социальные стереотипы. Обычно это упрощенные устойчивые представления о различных социальных, в том числе этнических, группах, о характерных чертах этносов.
Считается, что термин «стереотип»
возник в типографском деле, где
так называют набор всей строки или
страницы, с которым легче работать,
чем с набором отдельных слов
и с отдельными буквами. Позже
были изобретены клише. Во всех случаях
смысл слова «стереотип»
В области психологии данный
термин использовал известный
Стереотипы — устойчивые образования, актуализирующиеся (воспроизводящиеся в сознании и поведении человека) в соответствующих ситуациях. Актуально же они «живут» в подсознании, хотя обычно без особого труда осознаются.
Итак, под этническими или национальными стереотипами понимают относительно устойчивые мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе.
Наиболее разработанную концепцию структуры этнических стереотипов предложил Л. Эдвардс, который выделяет в их структуре следующие четыре компонента, или измерения:
содержание — те характеристики или черты, которые приписываются социальной или этнической группе. Это то, что мы назвали выше познавательным блоком стереотипов;
единообразие — то, в какой мере различные индивиды (например, испытуемые в ходе экспериментов) согласны друг с другом в том, что данная группа действительно имеет те черты, которые ей приписываются;
Информация о работе Этнические стереотипы городских и сельских старшеклассников