Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа
Цель работы – изучение этнических стереотипов городских и сельских старшеклассников.
Задачи:
Рассмотреть:
- теоретические проблемы этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии;
- понятие социальных стереотипов в современной социальной психологии;
- понятие этнических стереотипов в современной науке;
- этнические стереотипы старшеклассников;
- этнические стереотипы городских и сельских школьников.
Введение 3
1 Теоретические проблемы этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии 4
1.1 Теоретические подходы к проблеме этнического в отечественной и зарубежной психологии 4
1.2 Понятие социальных стереотипов в современной социальной психологии 17
1.3 Понятие этнических стереотипов в современной науке 25
1.4 Этнические стереотипы старшеклассников 31
1.5 Этнические стереотипы городских и сельских школьников 35
Заключение 39
Список литературы 41
Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.
Различия в социально-
Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в содержание понятия "ментальность", так и в содержание понятия "образ жизни" (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия: материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т.д.).
1.5 Этнические
стереотипы городских и
Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.
Для села характерна "открытость" общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем "интимнее" общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.
Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом играют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.
Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве. Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры.26
Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город - средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.
Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьников. За единицу времени они получают большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, поток людей, отдельные люди, учреждения и организации.
В городе в течение дня
школьник сталкивается с огромным количеством
людей, что позволяет ему приобрести
опыт социальных взаимодействий, помогающих
лучше ориентироваться в
В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп по месту жительства, обучения, проведения досуга и т.д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.
Так, в городе существенно
различается одобряемое и неодобряемое
поведение взрослых, мальчиков и
девочек, подростков и старшеклассников.
Общение между взрослыми и
школьниками по мере взросления последних
становится менее интенсивным и
открытым. Общение со сверстниками
отличается тем, что с возрастом
школьник ищет и находит партнеров
вне класса, школы, двора. Поэтому
его социализация в большей степени
зависит от сверстников, от того, какие
нормы в таких компаниях
В целом город предоставляет
личности возможность широкого выбора
кругов и групп общения, системы
ценностей, стиля жизни. Здесь растущий
человек имеет многообразные
возможности для
Иные условия социализации складываются в типах поселения, которые получили название "поселок". Это специфические микрорайоны в старых промышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.
Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми "на равных" участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.
Жизнь каждого в поселке
настолько зависит от окружающей
среды, что противопоставлять себя
ей практически невозможно. Вследствие
этого молодые люди здесь малорефлексивны
(т.е. не анализируют свое поведение),
не склонны к глубоким дружеским
отношениям. Главное - раствориться в "массе".
Уровень общения
Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни. Это именно особый образ жизни, потому и специфична в его условиях социализация.
Заключение
Образно говоря, стереотипы – это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности. Поэтому любое посягательство на стереотипы есть покушение на безопасность индивида, он расценивает такие действия и как покушение на основы своего миропонимания.
Отсюда следуют два важных обстоятельства. Первое заключается в том, что функция защиты социальных (групповых) ценностей неизбежно требует от индивида пусть и непостоянного, периодического, импульсивного, но крайне необходимого обращения к вербальной форме подачи информации о ценностях своей группы и их отличиях от ценностей других групп.
Если на уровне экономии усилий процессы категоризации могут идти бессознательно, то защита групповых ценностей требует знания этих ценностей, умения их выделить и обобщить.
Второе обстоятельство заключается
в умении индивида отнести себя к
конкретной, определенной из всего
множества группе, ценности которой
выступают точкой отсчета в процессах
стереотипизирования. Именно поэтому
социальную стереотипизацию следует
рассматривать как функцию
Данная дифференциация может принимать две формы: противопоставления («внутригрупповой фаворитизм») и сопоставления («миролюбивая нетождественность»). В случае межэтнических контактов эта дифференциация может иметь принципиальное значение.
Понятием стереотипа (по У. Липпману) описывались реальные и социально важные свойства психики.
Поэтому в 1920-е годы начался активный поиск эмпирических данных о механизмах и формах стереотипизирования, о внутренней структуре стереотипа, о влияющих на его содержание факторах. Интерес американской социальной психологии к социальным стереотипам объясняется тем, что ее методологической основой выступал структурный функционализм, который исходил из модели общества как структуры, состоящей из культуры, системы социальных институтов и малых групп, это была наиболее распространенная в США философская парадигма.
Такой подход неизбежно привел американских авторов в начале 1930-х годов к исследованию стереотипа прежде всего как этнического феномена.
Но и до сих пор этнические стереотипы рассматриваются ими как разновидность социальных стереотипов. Интерес же именно к этническим стереотипам связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практической значимостью и актуальностью.
Отечественная психологическая
школа также уделяет
В результате проведенных
исследований в отечественной науке
сложилось определение
Необходимо отметить, что
как психологический феномен
стереотип обладает рядом качеств:
в статическом плане –
Список литературы
1 Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1959. — Т. 6. С. 77
2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.
3 Библиотека для чтения. — СПб., 1837. — Т. 3. С. 160+-161
4 Надеждин Н. И. Об этнографическом изучении народности русской (26 ноября 1846 г.) //
Записки Русского географического общества. — СПб., 1847. — Кн. 2.с. 62-63
5 Надеждин Н. И. Об этнографическом изучении народности русской (26 ноября 1846 г.) //
Записки Русского географического общества. — СПб., 1847. — Кн. 2. С. 77
6 Кавелин К. Д. Собр. соч.: В 4 т. - СПб., 1899. С. 42
7 Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы русской науки. — М., 1983. С. 117-118
8 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология – М., 2006. – 124-126 с.
9 Кордуэлл М. Психология А-Я. Словарь-справочник.- М.: Прогресс, 2000. – 46 с.
10 Краткий словарь когнитивных терминов 1997. - 198 с.
11 Красных В.В. Основы психолингвистики и основы коммуникации. – М.: ИТДГК Гнозис, 2001. – 78 с.
12 Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. – М.: Прогресс, 1998. – 56 с.
13 Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 58 с.
14 Там же. С. 59
15 Уфимцева Н.В., 1996 – Русские:опыт ещё одного самопознания.// Этнокультурная специфика языкового сознания.- М.: Эксперимент,1996.– 140
16 Кубрякова Е.С. Словарь когнитивных терминов. – М.: Академия, 1997. – 189 с.
17 Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами. русских. 1825-1853 гг. М.: Высшая шлола, 1982. – 11 с.
18 Платонов Ю. П. Этническая психология. - СПб.: Пресс, 2001. – 139 с.
19 Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 58 с.
20 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Языки славянской культуры, 2000. – 255 с.
21 Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. - М.: ИКАР, 1997. – 124 с.
22 Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 109 с.
23 Платонов Ю. П. Этническая психология. - СПб.: Пресс, 2001. – 131с.
24 осс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы соц. Психологии/Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 1999. – 429 с.
25 Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. - М.: Политиздат, 1998. 85 с.
26 Концептуальные основы модели сельской школы "Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология". - Ростов-на-Дону, 1994
Информация о работе Этнические стереотипы городских и сельских старшеклассников