Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:46, реферат
Этнический стереотип, этнос, система этнических представлений, автостереотип, гетеростереотип, иерархия ценностей, межэтническое общение. Явление стереотипа относится к сфере междисциплинарных исследований, так как особенности формирования и функционирования стереотипов служат основой для их подразделения на классовые, идеологические, мировоззренческие, психологические, индивидуальные, массовые и др. Одним из проявлений этих разновидностей является этнический стереотип. В среде отечественных и зарубежных ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, не существует единства мнений относительно дефиниции данного явления.
Введение
1. Понятие стереотипа
2. Этнический стереотип как феномен культуры
3. Атомарные и реляционные признаки
4. Продукты поведения
5. Наследственные и культурные детерминанты стереотипов поведения
6. Смысл стереотипного поведения
Выводы
Литература
Аналогичная адаптивная функция присуща и ритуальному поведению: «...во многих случаях удобнее поступить «как принято», чем каждый раз решать задачу: выбирать наиболее целесообразное поведение». Свободное «поисковое» поведение в повседневной жизни встречается сравнительно редко и обычно требует значительного психоэмоционального напряжения (наиболее крайний случай — проблемы психосоциальной адаптации «человека двух культур»). Наиболее сильную дизадаптацию испытывает человек при разрушении его системы ритуального поведения.
Процесс стереотипизации поведения есть освоение среды, ее организация и включение в «картину мира». Это требует усилий и напряжения. В то же время, выработанный и интернализованный стереотип приобретает новую функцию: он позволяет автоматически распознавать и предпочитать «своего в своем». Это есть функция регуляции взаимодействий между индивидами. В стереотипе эта функция вторична и выступает как подчиненная по отношению к функции адаптивной. Регулятивная функция стереотипа предъявляет к нему требования автономности и самоценности и потому, в известном смысле, противоречит его адаптивной функции.
Напротив, основная функция ритуального поведения, ритуала, — социорегулятивная. Именно в ритуальной деятельности индивидов «следует видеть внутренний источник самодвижения и активности социальной системы». Сообщество, возникнув как адаптация к среде и в обеспечение совместной деятельности индивидов, в своем развитии формирует и выдвигает ряд новых специфических потребностей, которые не имеют индивидуально-витального значения, а являются потребностями поддержания самого сообщества как социальной системы, как интегрированного целого. Возникает социорегулятивная подсистема социальной системы — как средство реализации этих потребностей, активность которой направлена вовнутрь, на регуляцию структуры взаимодействий индивидов и ради поддержания на этой основе целостности всей системы.
Непосредственным механизмом социорегулятивной подсистемы является институционализация — установление правил действий, норм, упорядочение поведения, регламентация. Достигается это с помощью ритуалов. Поэтому обеспечение ритуального поведения идет извне, со стороны социальной структуры, и на уровне индивида ритуалы интериоризируются через социализацию и энкультурацию (введение в культуру).
Таким образом, стереотип, став ритуалом, приобретает независимость от индивида, включается в социальную структуру и становится регулятором его поведения. Вследствие этого полноценный ритуал, в отличие от естественного поведения, принимается индивидом в результате свободного выбора. Поэтому потребность в ритуальном поведении, вообще говоря, не диктуется природными условиями существования, так что в рамках теории естественного отбора ритуалы бессмысленны (и в строгом смысле неадаптивны). Они приобретают смысл лишь в социальном контексте как средство поддержания и воспроизводства социального единства. Следовательно, в отличие от стереотипа – основная функция ритуала — социорегулятивная, а его адаптивная функция, которая и здесь несомненно присутствует, оказывается подчиненной.
Различение по функции ритуалов и стереотипов позволяет ответить на вопрос об их целях. Конечные цели их едины, но на разных уровнях: индивидуальном и социальном. Цели стереотипного поведения — в воспроизводстве индивидуально-ценностного поведения, в сохранении генетической преемственности; конечная цель ритуального поведения — в обеспечении социального единства.
Такое
функциональное разграничение стереотипов
и ритуалов, вполне убедительное в
отношении человека, может показаться
необоснованным в «биологической сфере».
Яркий брачный ритуал птиц кажется
гораздо ближе по происхождению
и функциям к генетически
Выводы
Подводя
итоги анализа сущности и функционирования
этнических стереотипов, исторических
и социокультурных факторов их формирования,
можно сделать вывод, что этнические
стереотипы являются значимыми, привычными
для индивида механизмами действий,
установками, принятыми ценностями
и действуют на уровне обыденного
сознания. Этностереотипы достаточно
устойчивы, проявляются на протяжении
истории у представителей различных
поколений как стабильная форма
этнического поведения. Наряду с
этим, этнические стереотипы изменяются
соответственно условиям жизни этноса
и иерархии ценностей, принятой на данном
этапе исторического развития. Этнические
стереотипы часто не соответствуют
реальности и являются субъективными,
что обусловлено избирательным
подходом при формировании образа этноса,
заключающемся в привлечении
внимания к одним характеристикам
и приуменьшении значения других.
В настоящее время актуальность
изучения функций и роли стереотипов
диктуется необходимостью прогнозирования
и разрешения различных социальных,
культурных и политических конфликтов,
возникающих в ситуации межэтнического
контакта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Lippmann W. Public Opinion.– Toronto,2000.
2. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы // Этническая психология: этнические процессы и
образ жизни людей. – М., 2004.
3. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. –
2003. – №3. – С.71.
4.
Байбурин А.К. Этнические
5.
Байбурин А.К. Некоторые
поведения. – Л.:Наука,2005. – С.7-22.
6.
Гладких С.В. Этнические
План
Введение
1. Понятие стереотипа
2. Этнический стереотип как феномен культуры
3. Атомарные и реляционные признаки
4. Продукты поведения
5. Наследственные
и культурные детерминанты
6. Смысл стереотипного
поведения
Выводы
Литература
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный университет экономики и торговли
им. М. Туган-Барановского
кафедра
международной экономики
Реферат
«Этнические
стереотипы поведения»
Выполнила: студентка гр. МЭ-06Б
Кравцова
Е.Н.
Донецк – 2009