Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 23:44, доклад
Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание.
Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это — неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто — путем проб и ошибок и потому — иногда успешно, а иногда — с большими издержками.
народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или
рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его
индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее
рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В
силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные,
но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр.,
деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре;
позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками
выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным
использованием технических средств и материалов.
Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего
мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя
мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста
приобщались к работе, помощи родителям.
Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт
наставника (родителей), прививает трудолюбие.
Принципы народной педагогики
1 Закономерности народных
К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических
систем, дающих возможность осуществлять "перенос" знаний из одной
этнической педагогики в другую, относятся:
. наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и
других источниках народной духовной культуры и представляющего систему
общечеловеческих ценностей;
. единство естественного
выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и
народности;
. общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в
реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);
. общинно-групповой и
воспитания.
Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро
народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных
характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-
географические условия и исторические особенности развития народов,
определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов,
содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и
народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей
природе.
В основу построения методики учебно-воспитательного процесса,
базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как
цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему
современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-
воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия
эффективности данного процесса.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный
учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция
выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она
и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции,
что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и
отмирает, если теряет свою социально значимую основу.
2 Народная педагогика и
Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем
исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально
передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем
зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического
эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д.
Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая
педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в
своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же
объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса,
история народа в целом.
А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания
народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и
представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой
создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа
его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два
понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика
— наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и
вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в
связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных
явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в
современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической
системообразующей части.
Заключение
В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды
деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми.
Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла
ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед
церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися
народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием
целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде
заповедей, народной мудрости.
Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его
непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не
может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще
обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и
воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные
вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только
взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом
осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.
Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна
стать основой современных учебно-воспитательных систем.
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень
богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт
характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой
личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой
своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему
общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что
надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без
изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые
работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и
общечеловеческих ценностях.
Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами,
способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его
взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов,
наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не
воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в
число библейских заповедей.
Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда
отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой
системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний
своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в
поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении
предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На
примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и
другие защитники Отечества.
Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к
людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как
самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть
скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим
других.
Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал
лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в
народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под
лежачий камень вода не течет".
Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике
считается доброе, уважительное отношение к ребенку.
«Этапы становления и особенности развития этнопедагогики»
В России объективно все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом зависят конструктивность национальной политики государства и, следовательно, ориентиры обучения и воспитания подрастающих поколений. Этнопедагогические аспекты — зона пересечения различных, нередко полярных интересов. Государство заинтересовано, чтобы система образования была в известном смысле инструментом консолидации этнически разнородного населения. И эту важную задачу отчасти призвана решать этнопедагогика, предметом которой является такой сложный социально-культурный феномен, как народная педагогика.
Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности — племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами. Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика". Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре [1].
Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. В народной педагогике превалирует эмпирика, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной системы, взглядов, обобщающей теории, а этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или иного этноса.
Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. Таким образом, по словам Г.Н. Волкова, этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.
Имеются две наиболее распространенные взаимоисключающие точки зрения, касающиеся специфики этнопедагогики как науки. Одна из них сводится к обоснованию того, что в этнопедагогике объединены элементы разных наук (философии, антропологии, психологии, педагогики, культурологии и др.), что она по существу — междисциплинарная область научного знания. Другая исходит из того, что это— самостоятельная отрасль научного знания. Кроме того, различные ученые утверждают, что этнопедагогика — это: прикладная наука; отраслевая наука; учебная дисциплина; интегральная область научного гуманитарного знания.
На наш взгляд, этнопедагогика - междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить, что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры и педагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько для того, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностям современности.
Появление множества научных исследований "на стыке" разных наук — зримая примета двадцатого столетия. С точки зрения происхождения, этнопедагогика находится в предметном поле педагогики. С точки зрения социального проявления, этнопедагогика охватывает разные области человеческого знания — философию, антропологию, психологию, этнографию, культурологию и др. — и, таким образом, частично входит в предметное поле и этих наук. Как область научного знания этнопедагогика находится в стадии становления и не обладает устоявшимся понятийно-категориальным аппаратом.